Датский функционализм - Эмиль Арне Якобсен

Датский функционализм - Эмиль Арне Якобсен

Эмиль Арне Якобсен (англ. Arne Emil Jacobsen). Родился - 11 февраля 1902 в Дании.
Датский архитектор и дизайнер, основоположник стиля «датский функционализм».
Вместе с Алваром Аалто - Собака/Водолей-Король
http://s-horoscope.org/viewtopic.php?f=35&t=705&p=12114&hilit=%D0%B0%D0%BB%D0%B2%D0%B0%D1%80+%D0%B0%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%BE#p12114
является наиболее известным представителем скандинавского дизайна. Помимо архитектурных сооружений он создал целый ряд весьма оригинальных стульев и другой мебели. Он получил несколько международных дипломов и медалей.


Свойства продукта
.

1. Функционализм


Якобсен даже в многоквартирных домах обеспечивал жильцам максимальную автономность. И пейзаж был для него важнее, чем социальные теории. Вместе с тем, он совершенно сознательно добивался того, чтобы из окна каждой квартиры открывался отличный вид. Комплекс Bellavista, этажность которого была ограничена муниципалитетом, состоит из 3х корпусов. С помощью уступов архитектор остроумно разбил южные фасады длинных крыльев на небольшие, слегка повернутые относительно сторон света секции (изощрённость Тигра). При этом продолжением наружной стены одной из комнат является балкон (Тигриное единение с природой). Стена смежной квартиры образует на восточном фасаде соответствующий выступ. А ее южная стена снова "выныривает", завершаясь балконом (Тигриная изощренность). В каждой квартире есть видовой балкон. Каждая квартира имеет компактную правильную форму (Профессорский подход). Протяженность постройки скрадывается, а переход от двухэтажных секций к трехэтажным смягчается (Тигриное эстетство). Блестящее функциональное и зрительное решение, неразрывная связь с ландшафтом и природой, и никакого намека на биморфизм.

Индивидуализм и закрытость Тигра на фоне единения с природой

Он, по-видимому, исходил из того, что человек, как и все остальные животные, имеет право создать себе "нору" по вкусу.

Цитата:
Закрытый знак тонок, изощрен, он не любит простоты, банальности, ясности. Такому знаку присуще увлечение чем-то глубоким, элитарным, эстетски-аристократическим.
     

Считая себя эстетом, он принял функционализм, но раньше других подметил в нем неприятную склонность к упрощенным схемам. Аскетичный и примитивный - не одно и то же. Как талантливый и хорошо образованный человек Якобсен питал отвращение к пошлой стилизации, в какие бы прогрессивные одежды она не рядилась. Он проектировал ортогональные здания, но едко высмеивал коробки с плоскими крышами и интерьерами, в которых на потолке красуется светильник с матовым плафоном непременно желтого цвета.

Цитата:
...закрытость знака все же снижает искренность общения Тигров с миром, повышает самодостаточность, лишает доверчивости, требует большой разборчивости в контактах и так далее....
     

Хотя пресса называла Якобсена "Датским Корбюзье", глобальный коллективизм, который проповедовал великий и ужасный швейцарец (Ле Корбюзье -Кабан-Весы-Вектор) http://s-horoscope.org/viewtopic.php?f=35&t=699 , на датской почве не прижился. Более того, Якобсен даже в многоквартирных домах обеспечивал жильцам максимальную автономность.

2. Баланс логики и реальности

Цитата:
Тигр, как волевик, непременно проверяет все свои идеи сразу по двум параметрам: они должны быть и логичны, и реалистичны, при этом еще надо соблюсти некий баланс между логикой и реальностью.
     


Стул «Муравей» (1952), модель № 3100, стал отправной точкой его известности как дизайнера мебели и первым из многих легких стульев со спинкой и сидением, изготовленных из единого листа фанеры, на трех тонких стальных ножках.

Модель «3107» (1955) часто просто называют «Стулом № 7», в форме песочных часов.
Легкие, компактные стулья по популярности превзошли ожидания самого Якобсена. Редко, где можно не встретить стулья проектировщика, начиная с телевидения.

Стул № 7 является самым успешным проектом датской мебели и произведен в более чем пяти миллионов копий.


Стул-яйцо.


Стул-лебедь.

Сидя в креслах и на стульях Якобсена, начинаешь заново ощущать разумную органику человеческого тела. Они сочетают в себе элегантность формы, рациональный подход к использованию материалов и легкость. Лишь единицам удалось превзойти обостренную чувствительность художника по отношению к пропорциям и цвету.

3. Уют - важнее догм

В отличие от природного оптимизма, темперамента активного, социально направленного, космический оптимизм отстраняет человека от людских радостей и горестей, поднимает над обществом, над суетой, настраивая его на философский лад. Их лозунг: "Чтобы ни случилось – все к лучшему".

Уделяя огромное внимание качеству и целостности объекта, великий датский авангардист без всяких угрызений совести пренебрегал догматами стиля. На этом его поймал Стил Эриксон Расмуссен, остроумно заметивший, что Якобсена считают функционалистом, "поскольку в наше время искусствоведы вынуждены всех кем-нибудь считать". В 1988 году Рамуссен рассказал о встрече с Якобсеном, которая произошла еще до того, как он стал знаменитым. На вопрос, чем он занят, архитектор ответил, что проектирует несколько частных домов. Рамуссен поинтересовался, не испытывает ли прогрессивный Арне трудностей, связанных со вкусами будущих владельцев. "Вовсе нет", - сказал Якобсен и откровенно разъяснил, что снабдил окна ставнями, которые заказчики сочли весьма уютными. Для последовательного функционалиста компромисс ужасный, тем более что в ту пору само слово "уютный" было ругательным. Но создаётся впечатление, что Якобсен не наступал на горло собственной песне: он не дискриминировал ни детали, ни материалы. Он их тщательно выбирал. В этом можно убедиться, бросив взгляд на постройки тех лет: ставни их совсем не портят.

4. Изгнание - не повод для уныния

Цитата:
Как бы ужасно ни складывалась жизнь Тигра, он продолжает творить светло и радостно. Как только становится горячо, тяжко, худо, на арену жизни во весь рост поднимается Тигр – с его волей, с его блеском невозмутимости, самообладанием, просчитанным на долгие годы планом действий.
     

1943 — Начало двухлетнего изгнания в Швеции, где Якобсен концентрируется на дизайне текстиля и обоев, также строит два частных дома для шведских врачей.

5. Свой взгляд

Цитата:
Любая педагогика, сталкиваясь с фатальностью, неизбежно заходит в тупик, ибо педагогика жаждет воспитывать, продвигать вперед, шаг за шагом внедряя идеи, навыки, привычки. Фатальный же знак либо выглядит уже сформированным, либо принципиально не воспитуемым.
     

Даже в 30е годы, в период расцвета интернационального стиля, он не разделял позаимствованных его основоположниками у классицизма постулатов. Вера в абсолютные истины, полную познаваемость человеческих запросов и совершенное государственное устройство осталась чуждой натуре архитектора.

Отдельно стоит отметить отношение Якобсена к идеям его учителя Ле Корбюзье (год Кабана). Хоть и учитель да и к тому же Хозяин по ДП, но у Якобсена свой взгляд на архитектуру.

6. Полное совершенство

Цитата:
волевик в состоянии соединить прошлое и будущее воедино, прочертив ось через все пространство времени. Объединение прошлого и будущего помогает волевику осуществлять самые длинные проекты. Благодаря своему прорицанию, своему стратегическому мышлению, способности долго сохранять одни и те же взгляды
     

Важной составляющей творческого метода Арне Якобсена было его стремление к созданию завершенного произведения: работая над проектом дома, он разрабатывал дизайн абсолютно всех его элементов. Любая самостоятельная функция должна была, по его мнению, получить и самостоятельное дизайнерское решение. Для своих наиболее известных архитектурных проектов, аэропорта авиакомпании SAS и Radisson SAS Royal Hotel в Копенгагене (1856-1960), Якобсен спроектировал каждую деталь, вплоть до вилок, ножей и ложек.


В 1958 году Арне Якобсена уполномочили проектировать новый колледж для Оксфордского университета. Архитектор на тот момент очень редко покидал свою студию в Копенгагене и практически не говорил ни на каком языке, кроме родного датского.

Один очень уважаемый английский архитектор прислал письмо в «Таймс», в котором открыто выразил свое недоумение и несогласие по поводу выбору Якобсена, поясняя, что это худшее из оскорблений британской архитектуре начиная с одиннадцатого века, после того как французу было поручено восстановление Кентерберийского собора, пострадавшего в пожаре в 1164 году. Якобсен, не напуганный столь авторитетным мнением, начал работу над проектом.

В 1964 году Колледж Святой Екатерины был торжественно открыт, и к архитектору пришло международное признание. Архитектор подтвердил свое представление о том, что каждый элемент здания, начиная от ручки на двери, должен быть гармонично сочетающимся со всем зданием и приносить максимальную пользу человеку.

7. Органичное творчество

В архитектуре он избегал биморфизма, а в мебельном дизайне - напротив. Тем не менее, все его творчество можно без натяжки назвать органичным, то есть соответствующим природе автора. Как и природе вещей, да и вообще - природе, которой Якобсен страстно интересовался. "Во второй жизни я стал бы садовником", - говорил он.

Якобсен редко сталкивался в своей практике с потрясающими воображение ландшафтами, и судя по всему, его это совсем не огорчало. Пустырь был для него не менее выразителен, чем водопад, а равнина так же интересна, как гористая местность. Ему нравились сады, и он не стремился изгнать из окружающего мира следы человеческого присутствия.

Особенно трогательным кажется то, что Якобсен посадил деревья на значительном расстоянии друг от друга и от фасадов. Таким образом он лично позаботился о том, чтобы их не пришлось вырубать.

У Якобсена прослеживается особое Тигриное отношение к природе – как к храму. Возможно, они ищут необычность, возвышенность в природе. "Тигры вроде чувствуют свою встроенность в мир Земли."(с)

Подобное отношение к природе можно было наблюдать и у Моше Сафди - ТИГР/РАК-ШУТ
http://s-horoscope.org/viewtopic.php?f=35&t=703&st=0&sk=t&sd=a&start=15

8. Новые технологии: соединить элегантное и простое

Цитата:
воля – это не догматизм, не фанатизм, не слепая вера в свою правоту, а постоянное взаимодействие с реальностью, способность увидеть ошибку и исправить ее.
В творческой сфере воля – это новаторство. И речь не об элементарном выдвижении новых идей (тут мастеров хватает), а о прокладывании дорог, открытии новых направлений. Важно не просто указать направление удара, но и пробить стену, показать, как идти по новой дороге.

     

Арне Якобсен интересовался новыми технологиями строительства и производства, экспериментировал с новейшими материалами, чтобы добиться идеального воплощения своих замыслов. Его отличали: уникальное соединение элегантного и простого дизайна, обострённое чувство материала, а также внимание к нюансам фактуры, структуры и цвета, страсть к идеальным пропорциям и максимальной функциональности.
В 1929 году он заслужил право работать над проектом «Дома Будущего» и в сотрудничестве с Флеммингом Лассеном продемонстрировал смелое видение дома, доведенного до фантастического совершенства и укомплектованного даже взлетно-посадочной площадкой для вертолетов.

Представляя круглый "Дом будущего", Якобсен прямо апеллировал к новым технологиям.

9. Хотим красиво!

Цитата:
Еще важнее для Тигров, чтобы реальная жизнь была похожа на придуманный ими идеал. Словом, они хотят, чтобы было красиво.
     

10.  Пропорции - важнейшая вещь

Профессорское в Якобсене.

Цитата:
Рассудительный Тигр. Стало быть, что угодно, но не молчание. Говорить надо много, красиво и умно.
     

Цитата:
главное воздействие идет через голос и для Тигра это удивительная удача, ибо с голосом у Тигра всегда порядок.
     

Счастливцу-Якобсену, наделенному, помимо прочих талантов, умением искренне, но дипломатично формулировать свои мысли, удалось реализовать множество архитектурных замыслов.

Произведения Якобсена, ставшие символом современного дизайна, служат образцом геометрической простоты, как, например, ручки для крана серии VOLA, столовые приборы AJ, набор посуды CYLINDRA LINE (Цилиндр) из нержавеющей стали. Характерные прямые и ровные линии столовых наборов из нержавеющей стали серии AJ просты и уникальны – это коллекция считается вехой в истории создания столовых приборов.

Классика двадцатого века - набора для коктейля и комплекта посуды из нержавеющей стали «Силинда-Лайн» («Cylinda-Line»), созданны в конце 1960-х годов для компании «Шелтон». Якобсен  произвел семнадцать предметов, все цилиндрической формы.

Незадолго до смерти, размышляя об успехе своего творчества, Арне Якобсен сказал: "Основной фактор - это пропорции. Именно пропорции делают греческие храмы такими прекрасными… И когда мы смотрим на самые выдающиеся здания Ренессанса и Барокко, мы видим, что все они имеют идеальные пропорции. Это важнейшая вещь".

С другой стороны, архитектор не считал куб или параллелепипед противоестественными или мертвыми формами.

Несложные и вместе с тем изящные, структурно целостные произведения выдающегося датского художника в наши дни не теряют популярности и не проигрывают рядом с современными проектами нового поколения ведущих дизайнеров.







о художниках


Датский функционализм - Эмиль Арне Якобсен
Датский функционализм - Эмиль Арне Якобсен
Взрослая женщина с раскрашенным лицом на фоне графических картин
Золотом по фарфору - структурная гордость Королевы
Нереально яркие растения насыщенных цветов вдоль ступенчатой дорожки на фоне забора из штакетника
Успешная самодеятельность оптимистов
Скульптура обтекаемой формы из светлого материала с отделкой разноцветными кусочками плитки
Скульптурные причуды - аристократ
Замысловатая скульптура в виде мухи переливается мозаичной облицовкой на солне и отражается в воздухе как мираж
Космические фантазии природного оптимиста
Зелёная стена из оастений и арочные мосты повисшие в воздушном пространстве сказочной страны
Мистический мир сновидений
Кондитерские фигуры розовых зайцев и оранжевые моркови и взбитые сливки и фото девушки с фотокамерой
Глянцевые интриги реалистки
Молодая женщина азиатской внешности на фоне картин с девушками
Андрогинная Лолита
Молодой мужчина в красной рубашке на фоне фантастических сновидений и воздушного замка
Конечное звено: реальность врасплох
Взрыв мозга Nik Ainley
Взрыв мозга
Лицо мужчины на фоне степи
Филигранные проделки судьбы
Том и Джерри: успех во время депрессии
Том и Джерри: успех во время депрессии
Густав Климт и силуэты женщин
Прекрасная эпоха Густава Климта
Саломея и обнажённые женские тела
Саломея из венского салона
Эскизы к картине Золотая Адель
Рождение иконы австрийского Югендстиля
Городской пейзаж и женские портреты
Страсти по Адели





Наш сайт знакомств