Филигранные проделки судьбы

Лицо мужчины на фоне степи

Великая Степь между Волгой и Доном, бескрайнее поле, суровый край. Саванна выжженная летним солнцем и почти бесснежная стужа зимой. Всё до последней крайности, до предела — знойные миражи и северное сияние. Но Степь калмыцкая — хозяйка радужная. А те, кто почитает её законы, здесь всегда найдут и стол и дом. Но главное даже не это, Степь — это воля. Раздолье. Бунт. И буйные краски на бескрайних просторах — раннее весеннее утро, напитанное горечью полыни, шквалистый ветер и море тюльпанов. Вызов во всём, вызов всегда — рядом Волга-матушка, распорядительница водной стихии. Просторы — земля, ветер, небо и льняная синь до самого горизонта. Метели, ветра, курганы и дальние дали, манящие кочевой народ.

И вот другая хозяйка, владычица земель русских — Великая Екатерина II. Всё сошлось в одной точке — разгром калмыцкого племени, рискнувшего ослушаться указа русской императрицы, на самых к подходах к Джунгарии, в январе 1771 (год Кота, для Петуха — Кармический, для Обезьяны — Лёгкий), поделил судьбу маленького мальчика на жизнь до и после. И если этот факт рассматривать с точки зрения Структурного учения, большая вероятность принадлежности нашего героя к знаку Петуха. Резкой переворот во всём — потеря родителей, смена привычной обстановки, рабство. Изгнание из Степи — боги отвернулись от мальчишки, отлучили от воли.

Потомок славного рода торгоутов, впитавший свободу с молоком матери — живой подарок для императрицы. В наше время дико звучит — человек-подарок... Но в те времена в самом факте пленения ребёнка не было ничего сверх необычного — в России второй половины XVIII века было в большой моде иметь слуг-калмыков. Удивительно лишь то, что калмычонка преподнесли самой государыне Екатерине. Действительно, с какой стати? Одна из версий, которая кажется правдоподобной — мальчик был сыном калмыцкого князя, потому и был допущен ко двору. Обстоятельство это подкрепляет версию о рождении в год Петуха. Рабская зависимость, пусть и сытая холёная жизнь, вместо вольного раздолья в родной Степи, потеря данных при рождении, имени и привилегий.

 

Птичка в золотой клетке

 

В Петербурге шестилетнего малыша окрестили и нарекли русским именем — Фёдор Иванович Калмык. Впрочем, в ту пору он был вполне счастлив, много ли ребёнку надо — обут, одет, накормлен, обласкан царственной персоной. Какая судьба ожидала это дитя природы при русском дворе? Маленький шут, игрушка, мальчик на побегушках — жизнь на правах английской собачонки. До наших дней дошли упоминания в записках того времени:

... входила государыня; за нею иногда калмычок и одна или две английские собачки.

По всей видимости речь именно о Фёдоре Калмыке.

Но высшие силы рассудили иначе: лишь им подвластны судьбы человеческие — маловато испытаний, выпавших на долю сироты. Небрежный презент с императорского плеча и калмычонок передаривается в Европу, герцогине Баденской Амалии. Возможно Екатерина II (Петух) просто вовремя почувствовала — пора избавиться от этого малыша, пока он не вырос и не набрался сил. Клонам трудно вместе: слишком похожи и по судьбе, и по удаче.

В Карлсруэ его новая повелительница, дама весьма сердобольная, решает учить мальчика медицине. То ли подросшая игрушка наскучила, то ли повлияли новые веяния просвещённой Европы, но у маленького человека появился шанс на иную жизнь.

И тут случился новый поворот — у Фёдора проявился художественный талант. Причём настолько яркий и оригинальный, что про медицину предпочли забыть, а подопечного определили в обучение к придворному живописцу Меллиту. А затем и к самому директору галереи Беккеру. Далее обучение в художественной школе, основанной Карлом Фридрихом, одним из самых просвещённейших монархов Европы того времени. И по окончании специальная стипендия от баденского маркграфа, возможность продолжить образование.

 

Две краски

 


И наконец 1791 — год Кабана, для Петуха — Теневой, Для Обезьяны — Легкий.

Фёдор Калмык направляется в Рим. А здесь уже всё по-взрослому — Италия пленит нашего героя. Памятники античности и Возрождения — настоящая высшая школа художественного мастерства. Первые самостоятельные шаги, выбор профессионального пути — мастер отдаёт предпочтение графике, которой не изменит всю оставшуюся жизнь.

Кваша Г.С.:

Приземленные знаки в предметности, точности монтажа, выверенности текста не знают себе равных.

Именно в период итальянского ученичества художник создал, прославившую его, гравюру с третьих ворот баптистерия во Флоренции авторства Лоренцо Гиберти.

Вот что писали о нём современники:


кажется, что природа готовила Федора Ивановича более для ваятельного искусства, чем для живописи. В произведениях его заметна необыкновенная выпуклость, и он любит писать двумя красками.

Писать всего двумя красками на протяжении всей жизни! И это после степного буйства, которое наверняка осталось в подсознании, в отличии от языка... Изобразить ворота, которые Микеланджело посчитал быть достойными рая, в технике гравюры. И выполнить свою работу так, что восторг современников едва ли не перекрыл успех самого Гиберти — именно этой работой он приобрел известность как лучший рисовальщик и гравер Рима. Очень почётно. Мне же показалась интересной привязанность к немногоцветью.

Что это? Побег от действительности? Протест? Может быть, на самом деле Петух? И в тень ушёл в правильное время?

Кваша Г.С.:

Социальная ориентация Петуха наиболее точно видна в имперском мире. Тут Петух – знак открытый, стремящийся к всенародной любви, способный угодить всем.

... открытость Петуха на Западе превращается в эстетскую закрытость.

 


Два рисунка на белом фоне карандашом

 

Парфенон

 

1799 — год Козы, для Петуха — Теневой, для Обезьны — Без хозяина.

Фёдора Калмыка замечают помощники лорда Эльгина, готовящего экспедицию в Грецию.


Вот что пишет личный секретарь:


Очень странно, что во всем Риме не нашлось ни одного рисовальщика скульптур — римлянина, у которого были бы сколько-нибудь подходящие способности. Мы выбрали одного, считающегося лучшим в этой области, с прекрасным характером и хорошими манерами. Возможно, он единственный человек, обладающий вкусом, которого породила его нация: он татарин и происходит из Астрахани, учился в Германии и работал 8 лет в Риме. Его плата — 100 фунтов стерлингов в год.

И здесь у меня сомнения, что это было? Опять Тень? Или прыжок выше головы?

Но так или иначе, наш герой отправляется в экспедицию. И он много трудится, причём весьма плодотворно, копируя рельефы Парфенона и других памятников Афин.

Кваша Г.С.:

Именно формальная логика единственное качество, рождающее великих полководцев. Полководец должен свести воедино время и пространство, должен уметь быстро и точно формализовать и классифицировать море информации. 


Может быть именно эти качества, заложенные в Фёдоре Калмыке на генном уровне, полученные по наследству от предков княжеского рода, и помогли художнику добиться высоких результатов? Остался бы в Степи, стал бы великим полководцем?

Но увы, при всей успешности, время это нельзя назвать полностью счастливым в жизни художника. С другой стороны, наверное это закономерно, всегда найдутся завистники у талантливого человека. Хотя обидно тратить на них силы и время. Для Калмыка таким противником выступил Лузиери, его непосредственный руководитель.

Луизиери пишет в 1801 — год Петуха, для Петуха — Именной, для Обезьяны — Тяжёлый:


Я не имею причин быть довольным поведением и работой архитекторов, и я не совсем доволен Федором, который не работал и не желает делать того, что он обязан делать. Он такой человек, который не любит долго оставаться на одном месте и думает о том, чтобы уйти. Я вынужден был отпустить его, после того как я использовал все возможные средства привести его в разум. Но я видел, что я должен отпустить его поскорее, так как его пример плохо действовал на других... Я буду рисовать все, что он не сделал... Я надеюсь, что за три месяца по крайней мере наиболее необходимые работы будут окончены.


Обычные происки менее талантливого завистника, который к тому же имел за правило оставлять свои работы незаконченными. Видимо все силы уходили на подковёрную возню. Но наш герой не унывал, ведь у него было самое главное, что не украдёшь и не отнимешь — его талант. А наниматели прекрасно понимали, что качество работы Федора Ивановича не идёт ни в какое сравнение с работами Луизиери. Потому и злобные доносы пропускали мимо ушей.

 

 

Вот что пишут о работах Калмыка уже наши современники:


Рисунки Федора Калмыка и архитекторов находятся сейчас в Британском музее. Они — элегантны, тщательно отделаны и замечательны по своему вниманию к деталям. Особо необходимо отметить работы Калмыка, которые являются настоящими произведениями искусства. Он не только тщательно фиксировал все повреждения, но и с поразительным воображением и точным расчетом делал на бумаге восстановления их первоначального состояния

А наш художник использовал небольшой перерыв в работе, чтобы утолить свой голод по путешествиям. Ему, влюбленному в античность и склонному к перемене мест, опять слышен зов предков из степного детства, к тому же мечтал познакомиться с Грецией поближе.

Так Тяжёлый или Именной?


Только прошедшему по карнизу над краем пропасти судьба дарит золото везения.
В именной день про вас вспомнят и друзья, и враги. Как балансировать между всем этим? Лютует векторный хозяин, а ваш слуга в трансе — разве всё это не усилит напряжение?
Баланс на грани удачи и поражения — ваше личное чудо.

Склоняюсь к Именному. 

 

1802 — год Собаки, для Петуха — Антикармический, для Обезьяны — Теневой.

Фёдор Калмык снова в составе экспедиции, несмотря на всё более изощрённые доносы Луизиери. Несомненно чудеса и подвиги Антикармического.

 

Рисунок античной статуи

 


1803 — год Кабана, для Петуха — Теневой, для Обезьяны — Лёгкий.

К привычного разряда домыслам прибавились обвинения в шпионских связях и возможности измены. На этот раз усилия по очернению возымели успех.

Приказ лорда:


Калмык должен вернуться в Италию. Он не должен ничего делать, кроме как присматривать за реставрацией метоп в Риме или за изготовлением форм для отливки в Англии.


Для нашего героя не очень приятная ситуация — отлучили от милой сердцу Греции, хотя и позволили заниматься любимой работой. Вражьи происки, направленные на полное поражение Калмыка, вплоть до того, что его работу передали другим мастерам, не состоялись в полной мере. В этом же году лорд Элгин предлагает новое соглашение — работа в Англии, над гравюрами, с довольно приличным окладом.


Несомненно Тень, во всей её красе.

 

Рисунок на потемневшей бумаге

 

1806 — год Тигра, для Петуха — Тяжёлый, для Обезьяны — Теневой.

Возвращение в Карлсруэ и должность придворного художника герцога Баденского. Наверное пришло время отдавать долги, расплачиваться по счетам. Для Фёдора Калмыка, мне думается, это было не просто — закончились его странствия. И опять придётся сидеть в заперти в тесной Европе — всю жизнь ломка, попытки приспосибиться под обстоятельства. А где-то там, в далёкой Росии, огромный мир и Великая Степь...

 

1810 — год Лошади, для Петуха — Тяжелый, для Обезьяны — Виражи.

И новый виток путешествий — Рим, Неаполь и Салерно. Опять греческие развалины и даже раскопки Помпеи. Полгода странствий и визит в Париж, по дороге домой в Южную Германию. И здесь-то я в полном затруднении. Мне больше видятся Виражи — оранжевые горки. Хотя, легко судить с точки зрения нашего времени. Неизвестно достоверно — что именно приключилось в тот Лошадиный год с художником.

 

 

Встреча с несостоявшимся прошлым

 

1813 — год Петуха, для Петуха — Именной, для Обезьяны — Тяжёлый.

Встреча с калмыкскими конниками, которые гнали через Германию войска Наполеона. До боли родные черты, раскосые глаза, широкие скулы. И никакой возможности с ними поговорить — родной язык утрачен безвозвратно. Всепоглощающая мечта о далёкой России и слёзы взрослого состоявшегося мужчины.

Знаток искусства В. В. Стасов, в статье о Фёдоре Ивановиче:

...и если он на что-нибудь жаловался, то на то только, что ему не довелось прожить весь век в России, с русскими, которых он всю жизнь любил от всей души... он был в отчаянии, когда в 1813 г. проходили через Германию наши войска и он уже не в состоянии больше был говорить с ними по-русски

Опять баланс на грани удачи и поражения? Именной?

 

1815 — год Кабана, Петух — Теневой, Обезьяна — Лёгкий.

Лондонский антиквар Кольнаж издал «Автопортрет» Фёдора Калмыка. Мне всегда была не понятна суета вокруг автопортретов — чего ж такого надо сотворить, чтоб вызывать восторг?

 

Рисунок на белой бумаге

 

В. В. Стасов:

Портрет этот необыкновенно высоко ценится художниками. И не мудрено: это одно из чудеснейших произведений гравировального искусства. Все в нем правда, и просто, и скромно; ничто не бросается в глаза; перед вами только голова и бюст калмыка средних лет, между 30 и 40, с меховой шапкой на голове — никакого фона, никакой особенной позы, никакого особенного антуража нет у этой калмыцкой головы. Но какая жизнь, какая правда, какой колорит, какая свежесть и сила и — больше всего — какой вкус в этом портрете! Довольно одного взгляда, чтобы почувствовать, что портрет делал человек с глубоким художественным вкусом и великими художественными инстинктами.

27 января 1832 — год Дракона. Петух — Без хозяина, Обезьяна — Презентация.

Фёдор Калмык умер. Последним его пристанищем стал немецкий город Карлсруэ. Рождённый вольным, дитя дикой Степи, получил-таки наконец бесконечную свободу. И здесь у меня нет сомнений — год Без хозяина.

 

 

Судьба творит чудеса

 

Начиная писать про Фёдора Калмыка, я была уверена в его петушиной принадлежности. По какой причине? А много ль надо нам причин, чтоб быть в чём-то уверенным? Или в ком-то... Вот уверена и все дела. Хотелось мне так. И потом, он напомнил мне другого, не мене талантливого мастера, тоже художника, но ландшафтного.

Затем, разложив его жизнь по годам, одолели меня большие сомнения. Ну где же здесь Петух? Когда года кабаньи для Фёдора Калмыка такие судьбоносно плодотворные. И даже 1813, год встречи с соплеменниками, когда художник особенно остро ощутил, прочувствовал свою потерянность, оторванность от родового племени, вполне законно укладываются на тяжёлый год.

Заканчивая своё исследование я-таки больше склоняюсь к знаку Петуха.

Кваша Г.С:

...плохо с Петухами в литературе, живописи, экономике, психологии. При очевидном изобилии свежих идей очень слабая реализация. В обыденной жизни все то же самое – куча идей и никакой надежды на их реализацию.

И что касается уважемого Кваши Г.С. и его исследований — правильно ли так отзываться об огромном количестве людей, рождённых под знаком Петуха?

Кваша Г.С.:

В общемировом масштабе Петух, конечно же, неудачник, только полководцы и композиторы. Но в отдельно взятой стране, в отдельно взятый период знак может стать лидером.

И кто может судить — состоялся ли человек?

На мой взгляд — Фёдор Иванович Калмык точно состоялся. Как и многие другие, не менее талантливые люди, отмеченные петушиным знаком. И дай бог каждому так состояться и так реализовать свои способности. Но возникает другой вопрос, на мой взгляд не менее важный — был ли счастлив наш герой? Вырванный с корнями, сын Великой Степи, вечный скиталец... Каким бы он стал на Родине? Чего бы добился? Мне думается, этот человек нигде бы не пропал. А вот про счастье, уже другой вопрос. Дома, как говорится, и стены лечат...

Кваша Г.С.:

Удивительное рядом — мечтательный и звездный Петух не так уж оторван от грешной нашей жизни, ибо очень даже приспособлен к механическому труду, замечательно рукаст и чрезвычайно активен.

Сейчас, в наше время, когда передвигаться по миру стало намного проще, мы часто в поисках лучшей жизни, которая конечно же там, где нас нет, носимся по белому свету, не в силах сделать выбор или просто остановиться, под впечатлением от открывшихся возможностей. И пример жизненного пути замечательного человека, отличного художника, как нельзя кстати показывает — не место красит человека.

И, в чём я точно уверена, мой герой состоялся бы и в России, не взбреди в голову царице дарить своего калмычонка. Несомненно состоялся бы и в Степи, уж там-то у него было бы ещё больше возможностей. Это я к вопросу о том, что нет смысла искать своё счастье на чужбине.  

Но судьба порой творит такие чудеса...

 

 

Статья принята (номинирована) на конкурс «Предназначение».

(Правила первого Конкурса «Предназначение»)







Конкурс «Предназначение»


Неуловимые мстители: два Тигра высекли Быка
Структурный метод снимать кино: проект методики
Как я пробовал пройти на гороскопический конкурс
Как я шёл на гороскопический конкурс
Ма Ли и Чжай Сяовэй: Рука в руке
Рука в руке
Лицо мужчины на фоне степи
Филигранные проделки судьбы
Остап Бендер - Арчил Гомиашвили, Преодоление
Остап Бендер: год преодоления
Жизель: надо спорить: первая афиша рядом с двумя мужскими портретами
Жизель: надо спорить
Покровские ворота - Маргарита и Костик
«Покровские ворота» — в прошлое или будущее?
Константин Павлович, который отрёкся, восстание декабристов и Николай Павлович, который Первый
Вы дипломаты, а мы вас разгадали
Достоевский (26 лет): Настасья (Юлия Борисова) и Мышкин (Смоктуновский) - по роману «Идиот»
Достоевский, «Идиот» и немного ВК
Консуэло и Антуан де Сент-Экзюпери
Как рождается сказка
фильм Гараж (1979), год Козы
Гаражные страсти
«Жизель», 1969, лестничий (Брюс Маркс), Виллисы, Альберт (Эрик Брун)
ВК и балет — «Цыганочка с выходом»
Винни-Пух или это «Ж-ж-ж» — неспроста!
Винни-Пух или это «Ж-ж-ж» — неспроста!
Гитара на фоне нот и поляны с ромашками
Поющие Змеи
Засни у моего сердца
Засни у моего сердца
Итоги первого синтез-гороскопического структурного конкурса «Предназначение»
Итоги первого конкурса «Предназначение»
Русалки собираются в круг в лесу и в реке
«Жизель» — балет для России
Два мужских портрета на фоне цветов
В поисках утраченного друга
Марина на конкурсе «Предназначение»
Оценки и обзор первого конкурса «Предназначение»: Марина
Обзор конкурса «Предназначение» от немо с высоты голубиного полёта
Обзор первого конкурса «Предназначение»: немо
Обзор первого конкурса «Предназначение» от судьи: Любушка
Обзор и оценки первого гороскопического конкурса «...
Обзор первого конкурса «Предназначение»: участник Иарита
Обзор первого конкурса «Предназначение»: Иарита
Мудрый Змей читает статьи Первого структурного гороскопического конкурса
Обзор первого конкурса «Предназначение» от судьи: Князь...
Страшный суд: символ Первого гороскопического конкурса «Предназначение»
Сужу да ряжу

Страницы





Наш сайт знакомств