Я не народный, я — инородный

Олег Даль

Oleg Dal was born on May 25, 1941 in Moscow, Russian SFSR, USSR. He was an actor, known for Plokhoy khoroshiy chelovek (1973), Klub samoubiyts, ili Priklyucheniya titulovannoy osoby (1979) and Zhenya, Zhenechka i 'Katyusha' (1967). He died on March 3, 1981 in Kiev, Ukrainian SSR, USSR [now Ukraine]. http://www.imdb.com/

 

Змея-Близнецы, Аристократ по структурному гороскопу.

А. Эфрос назовет Олега Даля «смесью жирафенка с пантерой». В шутку сам Даль называл себя «инородным» артистом, горько перефразируя звание «народный артист».

Что же за инородность такая возникла в жизни советских людей? Какие причины её породили? Как формировалась? Случайно ли это? Как можно обнаружить и доказать истинную инородность?

Разберём по порядку. Википедия:

Инородное тело, даже не повредив окружающие ткани, может стать причиной смерти.

Мы изучаем, в данном случае, нечто другое: не телесную, а душевную инородность. Явление человеческой природы — «душа» — несмотря на то, что её никто не научился измерять и взвешивать, академической наукой признаётся. Правда, лишь косвенно. Значит, позволительно и вполне научно разбирать её производные.

Психология, судя по всему, с душевной инородностью не очень активно работает: поисковики ничего не предложили.

В исследовании явлений такого рода мы вынуждены опираться на интуитивное восприятие. Разумеется, не забывая о правдивости свидетельств и поиске возможности для перепроверки, используя, так сказать, «заочную ставку».


1. Происхождение инородности

 

Причины возникновения душевной инородности найдём в детстве, прежде всего. Не погружаясь в детальный психоанализ (это обязаность профессионалов), отметим наиболее очевидные факты.

Во время школьных тренировок по баскетболу у Олега Даля начались проблемы с сердцем. Сердечники, и дети тоже, держатся особняком, им не рекомендуется рисковать и шалить, как всем. Этого, самого по себе, недостаточно для инородности. Но — направляет к ней.

В 1959 году (Кабана, тень) Олег окончил среднюю школу и решил поступить в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина. Родители были категорически против: ведь Даль с детства картавил. Но он смог исправить недостаток и сдал экзамены.

Второй источник для необычности: далеко не каждый с такими проблемами справляется.

А вот, как инородность развивалась в юности:

В 1971 году (Кабана, тень) Даль покинул труппу театра «Современник». Как это произошло? В постановке «Вишневого сада» по А. Чехову Олегу досталась роль Пети Трофимова. Видимо, у него были иные мысли, и он заявил, что эту роль играть не будет. Но другую ему никто давать не собирался. Тогда он и принял решение уйти из театра.

После ухода О. Ефремова в «Современнике» возобладали тенденции, характерные для преуспевающих театров: образовалась «верхушка», держащая в руках репертуар, потихоньку испарялась острая гражданская проблематика.

Олег Даль никогда не искал компромиссов в подобных случаях. Он тосковал, уходил в запой. На одном из спектаклей сел на рампу и попросил у зрителя закурить. Наверно, уже знал, что с «Современником» покончено.

 

Бывает. Не у всякого, конечно, хватит на такой поступок смелости и сил, но уж коли вышел на эту тропу, то дальше только идти, не сворачивая.

Это уже и демонстрация, и закрепление особого отношения к жизни.

 

Известно внешнее сходство артиста Олега Даля с Владимиром Ивановичем Далем, литератором, ученым, лингвистом, врачом, другом Пушкина. Кажется вполне обоснованным мнение, что они родственники (т.е. Олег Даль — правнук в пятом колене по побочной линии). Само по себе вроде бы ничего не должно значить, но известно, что Олег знал и,следовательно, задумывался об этом.

 

Из записок Владимира Даля: «Сами в себя должны мы углубляться и тогда узнаем, как быть, что делать <...>, но не взрыва нужно нам, который легко вызвать, словно напоказ, нужно блюсти зарок тихо и свято в себе, делать неутомно, ровно и стойко».

Из дневника Олега Даля. «Не приспособиться, не обезразличиться. Обратиться внутрь — там моя сила, моя земля обетованная. Дело — моя крепость». Дело во благо сограждан — таков был их девиз.

Оба с полным равнодушием относились к официальным почестям, титулам и званиям, не выносили суеты, презирали в людях фальшь и ложь.

Некоторую жесткость и скрытность характера отмечали современники у того и у другого, а за этой жесткостью — тонкость, благородство, доброта.
 
http://prompter.narod.ru/artists/dal/vdal.htm

 

 

Олег Даль — правнук в пятом колене Владимира Даля
 

 

Владимир Иванович Даль, (10 [22] ноября 1801) — русский учёный, писатель и лексикограф, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка».

Этнограф, собиратель фольклора. Собранные песни отдал Киреевскому, сказки — Афанасьеву. Богатое, лучшее в то время собрание лубочных картин Даля поступило в Императорскую публичную библиотеку и вошло впоследствии в издания Ровинского.

Википедия

Петух-Стрелец, Рыцарь по структурному гороскопу, т.е. по Г. Кваше прямой кандидат в «ихтиандры или идиоты». А если всё же Скорпион, то Аристократ, т.е. такой же имидж, что и у Олега.

Если Олег брал этого вероятного предка за образец, то оно так же могло послужить причиной наведения инородности или возникновения своего рода «наведённой инкарнации».

2. Поиск инородности

Наверное такое — инородность — не всякий увидит. Ведь душевная необычность, чуждость часто прикрывается, маскируется: нарочитой грубостью, безразличием, или наоборот, чрезмерной общительностью.

Она может вызвать отторжение у коллег и близких из-за «зашкаливающей нестандартности». Т.е. для обнаружения истинных «иноходцев» необходим талантливый и опытный «наездник», зоркий конструктор человеческих образов.

В 1967 году (Козы, кармический), Олег Даль снимается в картине режиссера Владимира Мотыля по сценарию Б. Окуджавы «Женя, Женечка и катюша». В. Мотыль вспоминал:

 

Первая же встреча с Олегом обнаружила, что передо мной личность незаурядная, что сущность личности артиста совпадает с тем, что необходимо задуманному образу. Это был тот редкостный случай, когда артист явился будто из воображения, уже сложившего персонаж в пластический набросок.

...На нем был вызывающе броский вишневый вельветовый пиджак, по тем временам экстравагантная, модная редкость. Ему не было еще двадцати пяти, но в отличие от своих сверстников-коллег, с которыми я встречался и которые очень старались понравиться режиссеру, Олег держался с большим достоинством, будто и вовсе не был заинтересован в работе, будто и без нас засыпан предложениями. Он внимательно слушал, на вопросы отвечал кратко, обдумывая свои слова, за которыми угадывался снисходительный подтекст: «Роль вроде бы неплохая. Если сойдемся в позициях, может быть, и соглашусь».
...

Мне его независимость была очень нужна для этой роли, ведь главное качество Жени Колышкина – это его неадекватность окружающему. Он живет в своем фантастическом, выдуманном, иллюзорном мире… Он совершенно не ощущает, что он на реальной войне, и от этого происходят все его приключения.

Т.е. Даля взяли на роль благодаря «инородности»!

 

Олег Даль в картине Владимира Мотыля по сценарию Б. Окуджавы «Женя, Женечка и катюша»

Олег Даль в картине Владимира Мотыля по сценарию Б. Окуджавы «Женя, Женечка и катюша»

 

По мнению Анатолия Эфроса, Даль был воплощением современного актёра:

 

Даль был замкнут, нервен и нетерпелив, убийственно остроумен, а иногда невыносим. Все чувствительное и нежное в себе он прикрывал такими парадоксально обратными красками, что иногда брала оторопь.

В нем всегда был какой-то мятеж. И если попытаться разгадать, против чего он постоянно этот мятеж в собственной душе поднимал, я бы сказал — против всех нелепостей нашей жизни, против всех её уродств.

…Даль ничего не делал формально, у него все наполнялось содержанием, и каким! Я торопился снимать, не спрашивал, понял ли Олег какие-то мои пояснения, а пленка потом отражала не иллюстрацию к пояснениям, а нечто самостоятельное и значительное.

 

«Вариант «Омега». На роль советского разведчика Сергея Скорина выбрали Андрея Мягкова. Однако возразил Воязос:«Такую роль должен играть человек, который меньше всего похож на нашего традиционного разведчика. Кто? Даль!»

Уже на второй день съемок Даль записал в своем дневнике:

Имел разговор с директором и режиссером по поводу халтуры. Если это вторая «Земля Санникова», сниматься не буду.

К счастью, опасения актера не оправдались и со съемок он так и не ушел. Вот отрывок из интервью:

Я поставил своей задачей сыграть себя, Даля Олега, в 1942 году, в таких обстоятельствах, в каких очутился Скорин. Здесь все поступки - мои, слова - мои, мысли - мои... Скорин мне интересен своей парадоксальностью. Он не супермен. Просто человек, отстаивающий свои убеждения... В моем Скорине - та самая прелестная страннинка, которая привлекает меня в людях.

 

Фильм «Вариант «Омега» был завершен в середине 1974 года (Тигр, без хозяина). Однако его премьера по неведомым причинам состоялась только через год - в сентябре 75-го (Кот, завершительство, тень). Зрителями он был встречен очень хорошо, однако критика его практически не заметила. Но Олегу Далю фильм все-таки принес несомненную пользу: после десяти лет невыездного положения в июне 1977 года (Змея, именной) он отправился с ним на фестиваль «Злата Прага».

Тут удалось и себя поставить, как желал, и хоть какую-то награду увидеть. Главное для нашего исследования то, что опять его берут за «особенную особенность», за нестандартность. Также важно отметить, что вновь успех «подпорчен» внешними обстоятельствами, дополнительно «нагнетающими» мысли об «инородности».

 

Фильм режиссера А. Эфроса «В четверг и больше никогда» был закончен в 1978 году (Лошади, тяжёлый), однако на экраны пробился малым тиражом. Герой, которого сыграл Даль (а это был не герой труда, а человек, который чувствовал себя лишним в обществе), сильно не понравился чиновникам от кино, и они сделали все, чтобы картину увидели как можно меньше зрителей. Например, в Москве фильм показывали всего лишь два (!) дня.

Лишний и неадекватный человек: это природное амплуа Олега Даля?

 

3. Формирование и развитие инородности

 

Большая известность к Далю пришла с фильмом Н. Кошеверовой «Старая, старая сказка» (1970 г., Собаки, тяжёлый). В нем он сыграл сразу две роли: безунывного бравого Солдатика и мудрого, печального Кукольника. Контраст между этими образами был таков, что иные зрители думали, будто в конце фильма по ошибке подключили другую ленту…

Википедия

 

Я, кстати, даже надеялся, что сейчас нам покажут «сюрприз»: ещё один фильм :)

Собственно обе роли — две нестандартные судьбы.

У Олега был свой взгляд на вещи и собственное понимание творческого процесса. Он постоянно менял творческие коллективы и режиссёров. В 1971 году (Кабана, тень) его приглашал во МХАТ Олег Ефремов и даже начал репетиции.

Мог бы состояться его дебют в роли Пушкина в спектакле «Медная бабушка» по пьесе Л. Зорина. Даль очень активно репетировал эту роль. Многие, видевшие репетиции, считали, что актера ждет несомненная удача, однако в какой-то момент он дрогнул. Постановка вдруг разонравилась, и он вышел из нее. Ефремову пришлось играть эту роль самому.

Уйдя из «Современника», Даль внезапно решил посвятить себя режиссуре и поступил на Высшие режиссерские курсы во ВГИК в мастерскую И. Хейфица. Почему он решил стать режиссером? Скорее всего потому, что терпеть режиссёрский диктат на съёмочной площадке Олегу становилось все труднее. Но что-то у него опять не заладилось и на этом поприще. Он исправно посещал занятия, но уже подбирал для себя другое место.

Википедия

 

Попытка вывести свою инородность на новый уровень. Не всегда получается, конечно.

Не всегда, по мнению зрителей, творческий человек бывает прав. Но и актёр не всегда рад компромисам.

В 1972 году (Крыса, взлётный, без слуги) случилась у Даля роль, которую он в дальнейшем без зубовного скрежета не вспоминал: певец Евгений Крестовской в фильме «Земля Санникова».

Эту картину запустили на «Мосфильме» два режиссера: Альберт Мкртчян и Леонид Попов. На роль Крестовского первоначально был выбран Владимир Высоцкий, однако его высокое киноначальство снимать запретило. И тогда Далю выслали в Ленинград сценарий.

По ходу съемок недовольство тем, что получается, по мнению Даля, дешевое зрелище с песнями, все больше охватывало как самого Даля, так и исполнителя другой главной роли - Владислава Дворжецкого.

Несколько раз доходило то того, что оба актера хотели покинуть съемочную площадку. Но их каким-то чудом удавалось остановить. В конце-концов они доиграли до конца, но отношения с режиссерами испортили окончательно. В итоге, песни А.Зацепина поет О. Анофриев. Первоначально исполнялись Далем, но режиссер настаивал, чтобы Олег их перепел по-другому. А Даль отказался.

Несмотря на уничижительные характеристики в адрес фильма человека, который его создавал, «Земля Санникова» была встречена публикой с огромным восторгом.

http://www.oleg-dal.ru

 

В данном случае у актёра хватило сил «смириться с тем, что невозможно изменить». Зрители-то, в результате, довольны.

С точки зрения структурного гороскопа это был взлётный, легкий год. Но им самим расценен, как неудачный. Печально.


4. Инородец-разрушитель

 

Можно ли обнаружить аналог тому, о чём упоминает Википедия, определяя инородное тело? Возможно ли нечто подобное для актёра, которого и друзья, и родственники, и коллеги характеризовали как человека очень мягкого и интеллигентного?

Олег Даль не был легким человеком, мог прервать репетицию и уйти с нее. Мог вообще уйти из театра, внешне совершенно спокойно бросив в корзину свои несыгранные, возможно, великие роли. Во многом причиной было его нежелание потерять творческую свободу или высокие критерии собственного творчества, поступиться ими.

Например: год он играл в Питере в спектакле по пьесе А. Арбузова, которая Далю не нравилась. Но ему обещали роль Макбета. Так и не дали… Он мечтал сыграть Хлестакова. Но на роль Городничего пригласили А. Папанова – актера совершенно другой школы, структуры, и О.Даль отказался от совместной работы, понимая, что ансамбль не получится. Его пригласили на роль Пушкина в спектакле «Медная бабушка», – он отказался, посчитав литературный материал слишком слабым для воплощения пушкинского образа.

http://www.oleg-dal.ru/

Т.е. «инородство» не всегда получалось эффективно отстоять, бывало, оно мешало карьере. Происходило что-то, похожее на творческое или карьерное самоубийство...


Встреча с А. Эфросом в 1976 году (Дракон, лёгкий) вновь вернула Даля в Театр на Малой Бронной. Но и в этом коллективе Олег сыграл всего две роли. А другие две, которые ему сыграть очень хотелось, он собственноручно угробил. Рассказывает Э. Радзинский:

На Малой Бронной одновременно шли репетиции двух моих пьес: Эфрос репетировал «Продолжение «Дон Жуана», а Дунаев - «Лунин, или Смерть Жака». В обоих спектаклях главные роли играл Олег Даль. Даль был уникальным, фантастическим актером. Он репетировал «Лунина» на грани жизни и смерти, казалось, миг - и он умрет. Осветители, завороженные его игрой, забывали светить... Олег требовал такой же предельной отдачи от партнеров, партнеры не выдерживали и уходили, играть с ним рядом было трудно, невозможно. Олег нервничал, срывался...

Премьеры приближались. А надо сказать, что к этому времени Олег Даль не сыграл в театре ни одной главной роли, но существовала легенда о гениальном театральном актере Олеге Дале. И он понимал, как много от него ждут, как важны для него эти спектакли - или все, или ничего, - понимал и нервничал.

И вот незадолго до премьеры произошла следующая история: Анатолия Эфроса пригласили для постановки в США и он уехал, не предупредив никого, в том числе Даля. Олег, который пришел в этот театр для того, чтобы играть у Эфроса (в договоре с театром был именно такой пункт, что он играет только в спектаклях поставленных Эфросом), был обижен таким отношением и ушел из театра.

http://www.oleg-dal.ru/

Это серьёзное свидетельство о «натуральной инородности». Так относиться к работе мало кто мог. И так разрушать её результаты — тоже.

В своем дневнике в октябре 80-го (Обезьяны, антикармический) Даль записал: «Стал думать часто о смерти. Удручает никчемность. Но хочется драться. Жестоко. Если уж уходить, то уходить в неистовой драке. Изо всех оставшихся сил стараться сказать все, о чем думал и думаю. Главное — сделать!»

Олег Даль — день самосуда

Олег Даль — день самосуда

А, по гороскопу, добавлю: удручает, что в его лёгкие и волшебные года наблюдается кризис и неудачи.

 

5. Доказательство истинности инородности


Для доказательства явления можно брать свидетельства экспертов, ещё личные дневники и интервью, из которых можно «выудить» искомое.

В 1975 году (Кота, тень) Анатолий Эфрос даёт возможность осуществиться давней мечте Олега Даля, предлагая ему сняться в телеспектакле «По страницам журнала Печорина». Ещё будучи школьником, прочитав «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, Даль решил стать актёром, чтобы когда-нибудь сыграть главного персонажа.

Важный момент: сколько пришлось всякого преодолеть, чтобы достичь поставленной в школьные годы цели. Ясно, что благодаря этому поверишь, что ты — особенный. Итак, имеем свидетельство, признание Даля о своём юношеском стремлении.

Очевидно: эта цель вдохновляла человека многие годы, она светила ему путеводной звездой. Но не стала ли она, эта звезда, причиной веры в себя такого, именно — «инородного»?

Согласно распространённому мнению, Печорин — олицетворение духовного кризиса интеллигенции, критически воспринимающей действительность, однако не пытающейся изменить устройство общества. Он ограничивается пассивным протестом против бездуховности окружающего мира. Т.е. образ именно такого героя ещё со школьных лет овладел помыслами Даля.

 

В июле 1978 года (Лошадь, тяжёлый) Даль начал работу над ролью, одной из лучших в его послужном списке: Зилов в фильме В. Мельникова «Отпуск в сентябре» по пьесе А. Вампилова «Утиная охота». Это была та самая роль, о которой он мечтал с тех пор, как впервые прочитал пьесу. Когда он узнал, что на «Ленфильме» готовится ее экранизация, то был твердо уверен, что именно его без всяких проб пригласят на главную роль. Но режиссер не пригласил. И Даль обиделся. Так сильно, что даже когда ему все-таки позвонили со студии и предложили эту роль, он категорически отказался от нее. Его уговаривали несколько дней, и только когда Олегу дали понять, что кроме него больше никто не сможет сыграть, он согласился.

После запрета фильма «Отпуск в сентябре» и постоянных отказов Олега известным режиссёрам он постепенно заработал репутацию опального актёра. Тут-то и возникла горькая шутка: «не народный, а инородный».

 

Олег Даль (в роли Зилова) в фильме В. Мельникова «Отпуск в сентябре»

Олег Даль (в роли Зилова) в фильме В. Мельникова «Отпуск в сентябре»

 

Актёр много пил и даже принял меры для того, чтобы превозмочь свою предрасположенность к алкоголю. По свидетельству вдовы Олега Ивановича, Елизаветы, у него было слабое здоровье и больное сердце. Несмотря на это, работал он на износ и часто конфликтовал с режиссёрами, не желая сниматься в фильмах и работать в спектаклях, которые ему были не по душе.

Он был чрезвычайно требователен к себе и разборчив при выборе роли. Режиссёры приглашали Олега наперебой, но он чаще отказывался, чем соглашался. Завышенное требование к себе, к своему делу, отделяло его от «творческих масс».

Эдвард Радзинский так отзывался о нём:

Он был болен одной из самых прекрасных и трагических болезней — манией совершенства. Он знал, как это играть надо, но нельзя было на этом безумном темпераменте, на этой беспредельной боли и нерве, на этих слезах в горле провести всю роль — так можно было только умереть…

 

Вениамин Каверин писал о творчестве Даля:

Даль никогда не исполнял никаких ролей. Он просто существовал в своем собственном, неповторимом образе. Но его личность, как у каждого талантливого человека, менялась в той мере, в какой перемены эти были необходимы для воплощения того или иного художественного образа, который ему был предложен.

 

Дневник Ольги Эйхенбаум, тёщи Олега: http://7days.ru/stars/privatelife/eksklyuziv-vpervye-opublikovan-dnevnik-teshchi-olega-dalya.htm#ixzz3CFFoIwTG

23 мая 1979 года:

...Он хорошо пишет, он талантлив, но ему нужен слушатель, критик, может быть, даже учитель. А рядом три женщины.

Мать, теща и жена. Жена — хорошая, умная, но нужен слушатель, которому он бы верил, чье мнение ему было бы важно. Ведь он знает много хороших и умных людей. Но он ревнив. Нет, он не жену ревнует, он не пускает в свою домашнюю жизнь никого.

Декабрь 1979 года:

Мне кажется, что его юность прошла без дома. Он не любил дом — тесный, шумный, чужой, мещанский. И он искал именно такой дом, который в конце концов и сделал. Не нашел, а сделал сам. Увидел подходящий материал, из которого и сделал свой дом. Лизу он сделал, между прочим, такой, какой хотел. Домашней. Уютной. Первый год был трудный. Он не очень знал, что такое дом, семья; он был бродягой. И не сразу понял, как надо жить семьей.

 

Из дневника Даля:

Необходим совершенно новый метод и способ игры актера. Цинизм и опустошенность, вот что довлеет над психикой нового человека. Выбить его из привычного состояния. Дать ему новые ощущения. Система Станиславского ныне анахронизм, и в этом нет ничего страшного. Мы живем в мире признаний и открытий в парапсихологии, гипноза и генов. Штука в том, что так оно и было всегда! Но только теперь и с большими потерями мы отважились признаться себе в том, что мы гости, что мы не от обезьян. И вполне возможно, что мы созданы кем-то. Мы получены искусственно…

 

А вот теперь — собственное признание: вера в инородность, в искусственность, но уже — на грани религиозного прозрения.

 

Отмечу, что по структурному учению Змея — знак драматический. И, как в той поговорке: Змея везде драму найдёт. Но Даль — не единственый представитель этого знака, тем не менее, выделяется из их среды сильно. Возможно, что очень рано усвоил образцы для подражания, много и успешно затратил сил на достижение поставленных целей. Ещё раз повторю: стремился-то он играть «лишних людей», не таких как все, т.е. инородцев.

Интересно, что в наиболее трудные года у Олега Даля удачи. А в лёгкие года свои достижения он считает провалами. Вот уж драматизатор!

 

По дополняющему структурное учение Г. Кваши направлению — так называемых векторных образов, пока ещё сильно мифологизированному, Олег Даль — Оборотень в знак Козы. Т.е. в своего векторного хозяина, который тоже — драматизатора высшего разряда. Получается (если векторные образы реально работают), двойное драматизаторство «в одном флаконе».

Мой личный опыт общения с такими сочетаниями знаков подтверждает, что этим людям требуются источники энергии в общественном признании. Вроде бы у актёра таковые имелись. Но в большинстве случаев, «чистая струя» оказывалась перекрыта. Ему не давали нужных для развития и реализации таланта ролей. А когда удача, наконец, выпадала — например, в кино, то выход фильмов на экраны задерживался. Тем самым наш герой лишался сил и их источника.

 

В обсуждении черновика этой статьи Оборотень предложила идею, что театр «Современник» находится под знаком Обезьяны. Тем более: Олегу Далю, как знаку-хозяину, там было очень тоскливо: ведь совсем не «перепадало» главных ролей. На форуме высказано ещё несколько интересных структурно-гороскопных соображений по теме «Олег Даль». В частности: о малых векторах актёра с колегами (Владом Дворжецким и Владимиром Высоцким), и о «перекрёстном» влиянии малых и больших векторных колец и векторных образов.

 

 

Обсуждения на форуме.

Правила 2-го конкурса «Предназначение» (мастер-класс)







Мастер-класс


Свифт, Гуливер и Генри Сент-Джон Болингброк
Джонатан Свифт и его Гулливер: структурно-гороскопический...
Векторный Мюнхгаузен с его правдивыми историями
Структурный вектор в жизни Иеронима Карла Фридриха барона...
Олег Даль
Я не народный, я — инородный
Том и Джерри: успех во время депрессии
Том и Джерри: успех во время депрессии
Знаки Шерлока Холмса и профессора Мориарти
Я не хуже вас делаю логические выводы





Наш сайт знакомств