Жизель: надо спорить

Жизель: надо спорить: первая афиша рядом с двумя мужскими портретами

Это теперь балеты так: композитор пишет в стол, постановщик думает в стул, танцор танцует с табуреткой. И по не-пойми-какому случаю (отдельная загадка) эта мебель составляется и получается постановка.

А раньше так: композитор пишет (заказанный балет), одновременно танцоры репетируют, и газеты регулярно публикуют, что идут репетиции и близится спектакль. Публика газетам верит (было такое время?!) и предвкушает.

Заказанный балет - значит литературный сюжет готов, балетмейстер продумал, расписал по номерам и отдал композитору готовую схему: типа 5 минут вальса, три минуты пантомимы, здесь медленно, здесь быстро, здесь счёт на три, здесь на четыре. Цели ясны, задачи определены - сначала на каждый кусочек сделать мелодию, потом для всего делать оркестровку. А тем временем репетиция - она же без оркестра, под фортепиано, чисто под мелодию. Да можно и без.

Адан - композитор такой: его только поторопи, у него тут же готово. Про него, правда, говорили, что всю жизнь делал только то, что хотел. Сын профессора консерватории, он сначала не хотел заниматься музыкой, потом захотел. Пишет то для куплетов, то для балетов, все довольны, и заказывают ему очередной балет для Парижской Гранд-Опера. Работа в разгаре, всё на полном ходу, композитор пишет, танцоры репетируют, газетчики разогревают публику.

В общем, Париж, мир-дружба-Первомай... Нет, мир-дружба-кринолин (точности ради, кринолин был немного позже, все равно у дам юбки широкие в пол), всё ладно, но довелось Адану где-то услыхать легенду про виллис. Про девушек-призраков, которые неутомимо танцуют. Сказка славянская, её в своей книге привёл немец Гейне.

Услыхал Адан про танцующих девушек - "и всё заверте..." Кинулся к директору цирка, ой, извиняйте, оперы. Срочно, говорит, всё бросайте, у газет пардону спросите, мы теперь "Жизель" делаем. Директор ему резонно возражает, мол, свой цирк в другом месте устраивайте, что за горячка, по порядку нельзя ли. Одно закончим, второе начнём. Но Адан - он же Вектор, у него же шило в одном месте. В том самом, в сердце то есть. Значит, терпеть нельзя. Значит, была та самая минута.

Три дня спорил, выспорил, и аккурат первого апреля 1841 года начал набрасывать мелодии. Команда заработала. Поставили. Такого успеха история мирового балета не знала. Или с тех пор уже узнала?

Подскажите.

Так что когда говорят, что "Жизель" балет Адана - не сильно врут. Это прямо его детище, поймал идею, поймал момент. А работала там целая команда, сценаристы, балетмейстеры, на ходу сочиняли и шлифовали.

 

А теперь смотрите.

Адан, композитор. Кабан-Лев/Вектор. Это Кабан-Дракон, вектор типа хозяин-слуга.

Гейне, пересказавший легенду. Змея-Стрелец/Вектор. Это Змея-Обезьяна, тоже хозяин-слуга.

Теофиль Готье, главный либреттист. Коза-Дева/Вектор. Это Коза-Змея, то же самое, опять хозяин-слуга. И он хозяин Гейне, именно ему идею слуги схватить и в своё удовольствие переработать.

Но Теофиль Готье - он поэт, вдохновляющую всех идею тащит, а как чтобы для публики удобнее-понятнее? А на это есть мастер Жюль-Анри Сен-Жорж, он либретто как пирожки пёк. Коза-Скорпион/Король, заземлил, уравновесил. Королевская Коза помогла Козе Векторной.

Премьера состоялась 28 июня 1841 года. В год Быка в месяц Близнецы. Это, знаете ли, Бык-Тигр, опять Вектор и тоже прямой.

Сколько можно? Или сколько нужно?

Балетмейстеры: Жан Коралли Кабан-Козерог и Жюль Перро Лошадь-Лев. Они сами по себе не векторы, зато друг с другом.

Только не говорите, что замысел балета вокруг первой исполнительницы Карлотты Гризи вертелся. Да, красавица, танцует чудно и поёт не хуже, но они все её не первый день знали, не от неё толчок пошёл. Она Кошка-Королева, на этот раз была только материал, по которому бьют Векторы.

И только не говорите, что судьба Карлотты - к Жизели подсказка. Жизель не натанцевалась, а Карлотта в те свои 22 года уже ой как натанцевалась.

Её в 14 лет уже на сцене увидел тот самый балетмейстер Жюль Перро, с тех пор неотступно шлифовал её технику, а лет с 17-и она уже стала называться мадам Перро. Хотя, они, кажется, не венчались.

Это в жизни Жюля Перро был облом. Красотой он не слишком от обезьяны отличался, а ногами был куда как ловок. Вот ему его учитель балета и присоветовал: ты на сцене больше вертись, чтобы не разглядели. Раньше как было: танцовщица вертится и прыгает, а партнёр её то повертит, то приподнимет. Сам по себе больше для вида, а если вида нет?

Не, Жизель не Карлотта Гризи. Ничего общего. Где в её жизни успех - а потом быстро облом?

А вот у Жюля Перро, который ставил танцы Жизель, такой облом был.

Сам не красавец плюс данные не совсем балетные - он так всё это превзошёл и выучился, что его дебют в 20 лет прошёл под рукоплесменты. А партнёрша позавидовала, что ли? Танцевал он, на минуточку, с самой Тальони.

Что вы про неё знаете? Легенда балета - слабо сказано. Мария Тальони - это сам балет.

Как мы себе представляем балет? Пачки и пуанты. Так с Тальони всё это и началось. Сама ли она придумала (как википедия пишет) или её отец - данные у дочки не балетные, так надо было стараться, вот и придумал как. А остальные потом посмотрели - и вправду, так ещё лучше - и подхватили.

Так вот, Мария Тальони с Жюлем Перро вскоре не заладила - вот он и гуляй вальсом. Гастролировал потом по Европам-Италиям, где себе Карлотту Гризи и нашёл. Но чувствовал, что его заслуженного успеха лишили, с места сшибли, вот он клочком тумана и летает. Как вилы.

Или наоборот? Когда слуга отрывается от хозяина, его ждёт успех? Мария Тальони Крыса, Жюль Перро Лошадь.

Но она ему позавидовала, что ли - всё должно быть ей? - и пришлось ему, не дотанцевавши, счастья искать - гастролировать по Европам-Италиям. Там же в Италии он и Карлотту встретил, ей было 14, да и ему-то 23.

Так что чувства Жизели он лучше Карлотты понимал и её танец именно он ставил. И когда об этом пишут, всё время подчёркивают, что ставил чуть ли не тайком, на афиши не попал, к тому же не окончивши дела в Лондон сбежал. Мол, слишком Карлотта направо и налево поглядывала. Справа красавец автор либретто Готье, слева партнёр по балету Люсьен Петипа (кстати, старший брат Мариуса), тоже известный красавец.

А я скажу: сплетничать в Париже не хуже нашего умели, и про успехи Карлотты у мужчин (или мужчин у неё) история пусть умалчивает. Просто вы посмотрите: музыку пишет Кабан Адан, главный постановщик Кабан Коралли, партнёр Люсьен Петипа - тоже Кабан! Причём в точности Кабан-Козерог, как Коралли. Окружили! Ну как Лошади Перро были выжить, только сбегать надо. Уже замечено: два Кабана сильнее одной Лошади, а тут три и все рядышком.

 

А вот дальнейшая судьба балета "Жизель" - вопрос отдельный и интересный. И о чём балет - тоже.

Адан - он увлёкся идеей про танцующих призрачных девушек. Балет назывался "Жизель и вилисы". "Вилисы", с одним "л". Это же не кто-нибудь, а наши вилы, русалки. Славянская мифология. А теперь, смотрю, в русских текстах про "Жизель" пишут два "л", "виллисы". Так красимше и иностраньше.

Только кто из нас про виллис помнит. Помним только Жизель, только историю верной любви. Может, понимаем неправильно?

Всего два акта. Про первый говорят - реализм, деревенские танцы, влюблённые Жизель и Альберт. А второй - о, это фантастика, танцы теней.

Я думаю - наоборот. Весь первый акт - это призрак, обман, и всё время ожидание, что обман рассеется. Призрачная история любви. Альберт - он и не он, выдумка, фантазия. И сам он выдумка, и Жизель для него выдумка, неправда. Жизель любит эту фантазию, живёт в неправде - и в конце акта неправда ломается.

Второй акт - выход в реальность. Ночью к настоящей Жизели приходит настоящий, в полный свой рост Альберт. То есть, он пытается стать настоящим. И она пытается. Кажется, получилось.

Нет, все равно не понимаю. Загадка на загадке, целый список. Так и задумано?

 

Карлотта Гризи и Люсьен Петипа, балет Жизель

Карлотта Гризи и Люсьен Петипа, балет «Жизель»

 

 

 

Псевдоним: ВиНи

 

Статья принята (номинирована) на конкурс «Предназначение».

(Правила первого Конкурса «Предназначение»)







Конкурс «Предназначение»


Неуловимые мстители: два Тигра высекли Быка
Структурный метод снимать кино: проект методики
Как я пробовал пройти на гороскопический конкурс
Как я шёл на гороскопический конкурс
Ма Ли и Чжай Сяовэй: Рука в руке
Рука в руке
Лицо мужчины на фоне степи
Филигранные проделки судьбы
Остап Бендер - Арчил Гомиашвили, Преодоление
Остап Бендер: год преодоления
Жизель: надо спорить: первая афиша рядом с двумя мужскими портретами
Жизель: надо спорить
Покровские ворота - Маргарита и Костик
«Покровские ворота» — в прошлое или будущее?
Константин Павлович, который отрёкся, восстание декабристов и Николай Павлович, который Первый
Вы дипломаты, а мы вас разгадали
Достоевский (26 лет): Настасья (Юлия Борисова) и Мышкин (Смоктуновский) - по роману «Идиот»
Достоевский, «Идиот» и немного ВК
Консуэло и Антуан де Сент-Экзюпери
Как рождается сказка
фильм Гараж (1979), год Козы
Гаражные страсти
«Жизель», 1969, лестничий (Брюс Маркс), Виллисы, Альберт (Эрик Брун)
ВК и балет — «Цыганочка с выходом»
Винни-Пух или это «Ж-ж-ж» — неспроста!
Винни-Пух или это «Ж-ж-ж» — неспроста!
Гитара на фоне нот и поляны с ромашками
Поющие Змеи
Засни у моего сердца
Засни у моего сердца
Итоги первого синтез-гороскопического структурного конкурса «Предназначение»
Итоги первого конкурса «Предназначение»
Русалки собираются в круг в лесу и в реке
«Жизель» — балет для России
Два мужских портрета на фоне цветов
В поисках утраченного друга
Марина на конкурсе «Предназначение»
Оценки и обзор первого конкурса «Предназначение»: Марина
Обзор конкурса «Предназначение» от немо с высоты голубиного полёта
Обзор первого конкурса «Предназначение»: немо
Обзор первого конкурса «Предназначение» от судьи: Любушка
Обзор и оценки первого гороскопического конкурса «...
Обзор первого конкурса «Предназначение»: участник Иарита
Обзор первого конкурса «Предназначение»: Иарита
Мудрый Змей читает статьи Первого структурного гороскопического конкурса
Обзор первого конкурса «Предназначение» от судьи: Князь...
Страшный суд: символ Первого гороскопического конкурса «Предназначение»
Сужу да ряжу

Страницы





Комментарии

Хорошее начало, без сомнения - оригинальное, ухватывающее смену содержания времени.
Нам ценны работы, отражающие такие моменты: что время, оказывается, разное. Может быть цветное, музыкальное, а может быть - душистое :)

Админ

Наш сайт знакомств