Как рождается сказка

Консуэло и Антуан де Сент-Экзюпери

«А знаешь, — продолжал Питер, — почему ласточки лепят гнёзда под крышами?
Чтобы слушать сказки!»
Джеймс Мэтью Барри «Питер Пэн и Венди».

 

Моя сумбурная статья, но честно – от души.

В классе с «детьми с ограниченными возможностями» изучаем сказку «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Честно — не ожидала, что так много интересного и полезного можно извлечь из этого произведения для «особенных» детей.

У них диагноз – ДЦП ( Фрейд в 1890-х объединил различные нарушения, вызванные ненормальным развитием головного мозга под одним термином и создал первую классификацию детского церебрального паралича).

В мои детские школьные годы мы даже на уроках «Внеклассного чтения» не говорили о «Маленьком принце».

Как много «прописных истин» можно извлечь из этой сказки.

«Там хорошо, где нас нет…» говорим мы словами стрелочника или «…ты навсегда в ответе за всех, кого приручил…» — словами Лиса.

Устами короля с первого астероида глаголет истина: «Власть прежде всего должна быть разумной» и «Себя судить трудней, чем других».

Сказкой обернулось произведение, которое попросили написать в те дни, когда Антуану было тяжело оттого, что время было военное.

Его родная Франция была в огне войны. Мама, которую он любил и всегда делился с ней всеми своими переживаниями, осталась на Родине, а он был в это время так далеко — в Америке.

Возможно, поэтому и нахлынули детские воспоминания. А дети — они такие честные и откровенные. Они не умеют лгать и льстить. Не потому ли Маленький принц получился таким честным и открытым взрослым ребенком?! Или Вечным ребенком?!

- Есть такое твердое правило, — сказал мне после Маленький принц. — Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету.

Мы  включаем спокойную музыку и начинаем мысленно путешествовать с нашими "особенными детьми" с планеты на планету вместе с Маленьким принцем.

В реальной жизни эти дети не могут двигаться, они «привязаны» к инвалидным коляскам. Но, мечтать можно всегда, в любых обстоятельствах.

Помните случай, когда взрослый мужчина, летчик, предлагает маленькому Принцу колышек с веревочкой для барашка, чтобы тот никуда не убежал? Это вызвало негодование.

Дети — свободолюбивый народ. Даже мысль о том, что кто-то должен быть привязан — вызывает недоумение.

- Ну конечно. И если ты будешь умницей, я дам тебе веревку, чтобы днем его привязывать. И колышек.

Маленький принц нахмурился:

- Привязывать? Для чего это?

Дети ( у нас в школе очень тяжелые случаи ДЦП) тоже удивляются и возмущаются, почему это они должны быть привязаны.

На примере этого диалога объясняем им, что мнение взрослого часто отличается от мнения ребенка. Взрослые стараются помочь детям. И, наконец, хоть иногда дети все-таки должны прислушиваться к тому, что говорят взрослые. Например, для детской безопасности.

В автомобилях очень важно пристегнуться ремнем безопасности. А в инвалидных колясках — это первое и незыблемое правило.

Подстраховывая, мы старались показать, как это опасно – двигаться в электрической или обычной коляске без ремня безопасности.

Антуан купил краски и сам рисовал иллюстрации к своей сказке.

 

краски

 

Мы с детьми тоже берем краски и рисуем. Кто не может руками, рисует ногами.

 

Кто не может руками, рисует ногами

 

И вот мы «прилетаем» и на планету честолюбца, по очереди примеряем шляпу, хлопаем в ладоши и восхищаемся друг другом.

Дети веселятся, их смешит такое поведение. Они, с «ограниченными возможностями», такие бесхитростные, честные и открытые.

«Маленький принц захлопал в ладоши. Честолюбец приподнял шляпу и скромно раскланялся».

«Так минут пять подряд повторялось одно и то же, и Маленькому принцу это наскучило.

— А что надо сделать, чтобы шляпа упала? — спросил он. Но честолюбец не слышал. Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал».

«И он сбежал от честолюбца. «Право же, взрослые — очень странные люди», — только и подумал он, пускаясь в путь».

Антуану де Сент-Экзюпери, написавшему эту сказку, совсем не хотелось взрослеть, как и Маленькому принцу:

«И я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр».

Антуан де Сент-Экзюпери (фр. Antoine Marie Jean-Baptiste Roger de Saint-Exupery)

Родился 29 июня 1900 года в городе Лион, Франция.

По Структурному гороскопу Г.Кваша: Крыса — Рак, Аристократ

Он был третьим ребенком из пяти. В четыре года остался без отца, поэтому воспитанием Антуана занималась мать. Эта связь мама-сын сохранилась между ними на долгие годы.

Антуан писал маме нежные письма и делился с ней своими тревогами и чувствами:

«Я требую от женщины успокоить мою внутреннюю тревогу, — писал он своей матери, — вот поэтому женщина так и необходима мне. Вы не можете себе представить, мама, как тягостно одному, как чувствуешь свою молодость никчемной».

В сентябре 1929 года Змеи (хороший для продвижения Крыс вперед) он назначен ( прибывает 12 октября ) в Буэнос-Айрес директором отделения французской авиакомпании «Аэропосталь Аргентина».

В конце лета 1930 года Лошади, в который всё возможно для знака Крыс, писатель Бенджамен Кремье знакомит Антуана с Консуэло Сунсин (Cuncin) де Сандоваль — вдовой аргентинского писателя Гомеза Карилльо.

Наверняка, мама Антуана не была в восторге от такой жены для любимого сыночка. Консуэло всем рассказывала истории о своем первом муже Гомеце Карилльо.

Есть ещё варианты написания его имени: аргентинский писатель Гомез Карилльо, Энрике Гомес Каррильо, известный южноамериканский писатель Гомес Каррило.

Какой из них верный – не знаю. Представляю себе «радость» Антуановой мамы.

В 1927 году Кота Консуэло овдовела, хотя по Г Кваша год Кота для Быка довольно удачным должен быть.

А в 1931-м году Козы ( "псевдорешений" по Структурному гороскопу) вышла замуж повторно — за Антуана де Сент-Экзюпери. 

 

Консуэло де Сент-Экзюпери

Родилась 16 апреля 1901

Бык – Овен, Шут

По Структурному гороскопу Г. Кваша – очень смешной шут должен быть. Да, Шут Консуэло — с таким богатым воображением!!! Представляете, сколько было у неё вариантов знакомства с Антуаном?

Якобы Антуан де Сент-Экзюпери отрывается от штурвала, наклоняется к Консуэло и просит его поцеловать. А в ответ она говорит (здесь тоже не один вариант ответа) что:

  • она же вдова;
  • целуют только тех, кого любят;
  • она никого не целовала против своей воли.

И тут Сент-Экзюпери решил спикировать в реку, поэтому она поцеловала его в щеку.

Возможно, это был длинный диалог в кабине самолета. В жизни и такое бывает.

Через несколько месяцев Консуэло получила восьмистраничное письмо, заканчивавшееся словами: «С вашего разрешения ваш супруг».

Ещё версия из рассказа дочери русского писателя Александра Ивановича Куприна, которая была хорошо знакома с Консуэло:

«…она и поехала на родину Гомеца Карилльо прочесть там ряд докладов. Его имя открывало там все двери. И вот там она встретила Сент Экзюпери. Но здесь начинается полная фантастика. О своей встрече с Антуаном она мне рассказывала сплошными метафорами, то есть не то, как это было, а то, как она это видела: «...И ты понимаешь, я была одна в горах... Затерянная... в опасности... и буря... ночь... И тогда пришел он – сильный, большой, красивый... Он унес меня и спас...»

Да, и Антуан, и Консуэло были как дети — с богатой и сказочной фантазией.

Одни говорят, что родители Консуэло растили ее в строгости, что мать старалась воспитать в дочери уважение к религии.

Другие называют её «маленьким сальвадорским вулканом»., так как родилась она в Сальвадоре с выжженной землей. Детство прошло на кофейных плантациях её отца, где можно было мечтать и фантазировать до бесконечности.

В общем, сказочными фантазёрами оказались оба. Поэтому и совместная жизнь оказалась «сказочной».

Брак по Структурному гороскопу Г. Кваша между Быком и Крысой получается духовным.

Не люблю слово «Брак». Намного лучше «Духовный союз» двух любящих сердец.

Жизнь Экзюпери была очень насыщенной. Полеты, статьи, книги. Поездка в Москву, падения, выживание, госпиталь, лечение. Но, в памяти почему-то остается «Маленький принц», который сначала даже не нашел отклика в сердцах людей, зато теперь живет в них навечно.

Они писали эту сказку жизни вместе: Антуан и Консуэло. Возможно, они ссорились и мирились в жизни, убегали друг от друга и возвращались вновь, старались что-то доказать и себе, и партнеру, но жить друг без друга уже не могли. Как только она собиралась уходить, ему срочно требовалась её помощь. Бросив всё, она летела спасать его, ставить на ноги после травм. Он выздоравливал и переставал ценить это.

Оба были как дети, не имея собственных. И писали вместе Сказку своей жизни.

«Я бывал у него на Лонг-Айленд в большом доме, который они снимали с Консуэло, — там он писал «Маленького принца». Сент-Экзюпери работал по ночам. После обеда он разговаривал, рассказывал, показывал карточные фокусы, затем, ближе к полуночи, когда другие ложились спать, он усаживался за письменный стол. Я засыпал. Часа в два утра меня будили крики на лестнице: «Консуэло! Консуэло!.. Я голоден... Приготовь мне яичницу». Консуэло спускалась из своей комнаты. Окончательно проснувшись, я присоединялся к ним, и Сент-Экзюпери снова говорил, причем говорил он очень хорошо. Насытившись, он опять садился за работу. Мы пытались снова заснуть. Но сон был недолгим, ибо часа через два весь дом заполняли громкие крики: «Консуэло! Мне скучно. Давай сыграем в шахматы». Затем он читал нам только что написанные страницы...» (Андре Моруа «Антуан де Сент-Экзюпери»).

Сказка вышла дружеской, доброй и милой, потому что её писали Вечные Взбалмошные Дети.

Слова шутливой молитвы, которую Антуан написал для своей Консуэло, я читаю как слова любви:

«Боже, вам незачем слишком утруждать себя. Только оставьте меня такой, какая я есть. Я кажусь тщеславной в мелочах, но в серьезных вещах я скромна. В мелочах я кажусь эгоисткой, но в серьезных случаях я способна отдать себя всю, даже свою жизнь. В мелочах я кажусь нечестной, но я счастлива только, когда чиста. Боже, сделайте меня такой, какой мой муж всегда видит меня. Боже, боже, спасите моего мужа, потому что он по‑настоящему любит меня и без него я буду сиротой. Но сделайте так, боже, чтобы он умер первым. Он выглядит таким сильным, невозмутимым, но на самом деле, стоит мне не пошуметь в доме, и он полон тревоги. Боже, избавьте его прежде всего от тревоги. Сделайте так, чтобы я всегда шумела в доме, даже если я от времени до времени и разбиваю что-нибудь. Помогите мне сохранить ему верность и не видеться с теми, кого он презирает и кто ненавидит его. Это приносит ему несчастья, потому что я — его жизнь. Храните, боже, наш дом. Аминь! Ваша Консуэло».

К сожалению, не все сказки бывают со счастливым концом.

«Консуэло, пойми, мне сорок два. Я пережил кучу аварий. Теперь я не в состоянии даже прыгать с парашютом. Два дня из трех у меня болит печень, через день — морская болезнь. После гватемальского перелома у меня днем и ночью шумит в ухе... И все-таки я еду, хотя у меня столько причин остаться, хотя у меня наберется добрый десяток статей для увольнения с военной службы, тем более, что я уже побывал на войне, да еще в каких переделках. Я еду... Это мой долг. Еду на войну. Для меня невыносимо оставаться в стороне, когда другие голодают; я знаю только один способ быть в ладу с собственной совестью: этот способ — не уклоняться от страдания. Искать страданий самому, и чем больше, тем лучше. В этом мне отказа не будет: я ведь физически страдаю от двухкилограммовой ноши, и когда встаю с кровати, и когда поднимаю с пола платок... Я иду на войну не для того, чтобы погибнуть. Я иду за страданием, чтобы через страдание обрести связь с ближними... Я не хочу быть убитым, но с готовностью приму именно такой конец». (Из письма жене).

Браслет-цепочка с металлической пластинкой была найдена на месте падения самолета в Средиземном море.

На ней слова: «ANTOINE DE SAINT-EXUPERY (CONSUELO)…», и почтовый адрес издателей Рейнал и Хичхок в Нью-Йорке.

Сказка «Антуан и Консуэло» канула в Вечность. Консуэло не рассталась с детством и это помогало ей жить уже без Антуана.

Так и моё «сказочное» знакомство с ещё одним Вечным Добрым ребёнком — Тигром Алексеем Воеводиным закончилось быстро и неожиданно. Тигр ушел в Вечность. Для меня он тоже будет «Маленьким принцем», который путешествует в Вечности — Бесконечности. Ведь Вечный — это не перестающий существовать. Где-то путешествуешь и Ты — добрый умный красивый и талантливый рассказчик с чувством юмора — Тигренок Лёша. И у Тебя сейчас — твоя сказка.

«спасибо на тёплом слове! для личной — не особо много времени. привык быть компьютерной крысой, монитор — вся жисть. природа тока из окна. дела, дела. работа. живём, "под собою не чуя земли"...» «постараемся побольше насущного юмора в помощь. без него никак». Алексей Воеводин.

От: Azasello Отправлено: 05 июн, Вт, 2012 22:38

Кому: Marina

 

Маленький принц Экзюпери

 

 

Статья принята (номинирована) на конкурс «Предназначение».

(Правила первого Конкурса «Предназначение»)

Серия статей:
структурно об Антуан де Сент-Экзюпери

Наш сайт знакомств