Женщины Экзюпери: Натали Палей (2)

Женщины Экзюпери: Натали Палей

Любовь.  Шесть букв, но для каждого это слово имеет свое значение. Словарное значение слова «любовь» по Ожегову и Шведовой: «Чувство самоотверженной  и глубокой привязанности, сердечного влечения».

«Любить, только любить – какой тупик», - говорит Антуан де Сент-Экзюпери словами Ривьера из «Ночного полета».

Как-то в старом шкафу я нашел письма моему прадеду. Старик садовник, старик повар писали ему о своих горестях. Господи, какой это был прекрасный язык! Какое великолепное выражение чувств! И поверьте, дело было не в стиле: стиль не тронул бы меня, если бы не соответствовал движениям души. Если бы я не был убежден, что человек, в общем-то, способен чувствовать лишь то, что способен выразить. Можете спорить о частностях. Конечно, овернский крестьянин не может чувствовать любовь, как придворный аббат XVIII века. Однако если оставить парадоксы в покое, то это совершенно иные чувствования. Я не говорю, что они хуже. Просто они совершенно разные.
Антуан де Сент-Экзюпери.

Перелопатив кучу интернетовской информации об Антуане де Сент–Экзюпери и его жене Консуэло, решила воспользоваться рекомендацией Экзюпери, приведенной выше. Выражаю то, что чувствую я, даже если это «совершенно иные», отличные от всех чувства.

Представив любовные отношения Антуана и его жены Консуэло поняла, что это были сложные и серьезные чувства, которыми надо закончить статью о любви Экзюпери. Жена у него была одна, а, так называемых «любовниц», которые вдруг всплыли после того, как самолет Антуана навсегда остался в  водах морских, много. Решила, что напишу сначала о тех, которые названы любовницами Антуана де Сент-Экзюпери, всю же любовь оставлю им: Консуэло и Антуану. Так я чувствую.

Натали Палей, 5 декабря 1905, Змея – Стрелец, Вектор.

Натали Палей, Змея–Стрелец, Вектор

Натали Палей

 

Вот так, изучая биографию Антуана де Сент - Экзюпери, нашла его его письма Натали Палей. А как любительница читать чужие любовные письма, тут же прочла письма Антуана Натали. И разочаровалась. Вот так всегда: думаю, что любовные, а оказывается - очередная влюбленность и очередное несерьезное увлечение серьезных мужчин. Вот незадача, опять осталось ощущение, что не было это ЛЮБОВЬЮ. Да, влюбленность поэтичного мужчины, который ищет музу, которому надо кому-то прочитать свои «написанные мысли» вслух.  Хочется ему, чтобы кто-то был рядом во время его болезни, пожалел его как ребенка. Он пишет письма Натали Палей, но по содержанию ясно, что не очень-то она торопится ответить на его любовь. Ведь нужны мужчины – герои, а не страдальцы от холецистита. Я не говорю обо всех женщинах. Речь идет о конкретной - Натали Палей. Для такого сочетания Змея – Стрелец, Вектор Г. Кваша дает такие советы: «Будьте ярче, взбалмошней, яростнее.  Не переставайте вертеть людьми и обстоятельствами…»Натали ничего не знала о советах Кваши, но поступала именно так, судя по ее биографии.

Вот её краткая биография из Википедии:

Наталья Павловна Палей (известна как Натали Палей, англ. Natalie Paley; 5 декабря 1905 — 27 декабря 1981) — французская манекенщица и актриса.  Княжна из дома Романовых, внучка императора Александра II. Родилась в Париже. Её родителями были великий князь Павел Александрович и Ольга Валериановна Карнович. После Октябрьской революции отец и брат — князь Владимир Палей — были арестованы большевиками и убиты.

В 1920 году с матерью и сестрой покинула Советскую Россию, работала манекенщицей в Париже. В 1927 году вышла замуж за модельера Люсьена Лелонга, с которым развелась в 1937 году. Появлялась на обложке журнала Vogue. В 1930-х годах сыграла в нескольких фильмах с Морисом Шевалье, Шарлем Буайе, Кэри Грантом и Кэтрин Хепбёрн. Дружила с Ж. Кокто, С. Лифарем, Л. Висконти, М. Дитрих, Сент-Экзюпери и др.

После переезда в США вышла замуж за бродвейского продюсера Джона Уилсона, являвшегося гомосексуалистом. Была любовницей немецкого писателя Эриха Марии Ремарка. Умерла в Нью-Йорке в 1981 году. Была бездетна.

Наталья Павловна Палей и её муж модельер Люсьен ЛелонгНаталья Павловна Палей и её муж модельер Люсьен Лелонг

 

О Натали написано много статей, из которых можно сделать вывод, что ей  хотелось «Векторить», быть на виду, блистать красотой, принимать признания в любви и быть любимой. Но сама она так никого и не осчастливила своей любовью. А когда красота увяла, наступила депрессия, с которой она прожила  последние двадцать лет, вместо мужа. Любить надо уметь.

Вряд ли бы их отношения сложились в браке. Змея и Крыса –  духовный драматический брак. Это брак «…для зрелого и чуть уставшего ума» по Григорию Кваша. Возможно, Антуан и созрел уже к тому времени для второго духовного брака. Но, духовный  на духовный менять – только время терять. А время было военное, напряженное.

Семь писем Экзюпери для Натали Палей датированы 1942 годом (Лошади, очень удачливый для Крыс). Письма перепечатывать не буду, нет смысла, они выложены в интернете. Приведу лишь интересные выдержки.

Из первого письма от Антуана де Сент – Экзюпери Натали Палей:

 

Благословенна грядущая зима. Я не прошу избавить меня от боли. Я прошу избавить меня от сна, который сковал во мне любовь. Не хочу больше ровных дней, не ведающих о временах года, не хочу бессмысленного вращения земли, которое не ведет ни к кому, ни от кого не уводит. Сделай так, чтобы я любил,

Станьте мне необходимой как свет.

Антуан.

Был болен, просил помочь и возродить в нем чувства любви, так необходимые ему в данный момент. Натали не возродила.

Из второго письма:

Вчера я послал тебе письмо и вдруг испугался. Ты не позвонила. Я подумал, тебе не понравилось. Не знаю, право, что тебе почудилось, но, поверь, в нем только нежность». «Это письмо покажется Вам, возможно, еще нелепее предыдущего. Нелепее и бессмысленнее. Но я нащупываю язык, слова которого говорили бы о сути. Я не лукавлю с весной и чудесами. Происходящее для меня необычайно странно. Самое лучшее, что Вы можете для меня сделать, - это положить мне на лоб руку доброй самаритянки.

Я издерган, несчастен - исцелите меня.

Слеп - помогите прозреть .Иссох - сделайте щедрым в любви.

Не делай мне слишком больно без особой надобности и спаси меня от возможности причинить боль тебе.

Пребывай всегда в мире,

Антуан.

Не поверила в нежность, не оказалась доброй самаритянкой.

Третье письмо:

Ты приласкала бы меня с радостью и на меня не досадовала бы, так ведь?

А мне так хочется любить вас. Сейчас я совершенно спокоен, необыкновенно мил и лежу на подушке совершенно ручной - но недавно, мечтая о тебе, страшно злился на заточение. Бессонные ночи долги. А когда ты один, не гаснет и желание. Вот и воображаешь, воображаешь, а что - я тебе никогда не  скажу. Я умираю от жажды. Но опять начались боли, и этим вечером я совершенно безгрешен, я сама нежность. А как хорошо было бы чувствовать твою руку у себя на лбу. Удивительно хорошо, любовь моя.

У меня приступ холецистита, и не первый. Желчный пузырь мой износился от недостатка воды в Ливийской пустыне. Но, думаю, будет лучше, если ты меня немножко пожалеешь, а я еще немножко пожалуюсь. Так будет гораздо симпатичнее. Мелкие неприятности мне отраднее, чем большие, которые меня поджидают. Конфликты, хлопоты. Я имею право ненадолго сбежать от забот взрослой жизни.

Имею право на небезутешное горе и твое утешение.

Антуан.

Приласкала бы, хорошо было бы, ждет утешения, но получает ли? Вот в чем вопрос.

Письмо четвертое:

Меня нет с тобой день за днем, я нарушаю все свои обещания, хоть и не по своей воле. Я заслуживаю, чтобы ты обо мне забыла. Заслуживаю, чтобы больше не ждала. Заслуживаю одиночества. А я, хоть и не могу пересечь без визы границу, люблю тебя с каждым днем сильнее. С каждым днем становлюсь все несчастнее. Разучился даже тебе писать. Жестоко увидеть рай и тут же потерять.

Очень устал.

Антуан.

Ну, и какая же это любовница, которой нет с ним день за днем? И даже разучился писать ей. Я понимаю, что от любовниц можно устать.

Пятое письмо самое короткое, поэтому  перепечатала полностью.

Любовь моя, любимая моя, моя любовь, я в таком волнении, в таком отчаянии, что перепутал все каблограммы. Я похож на пьяного, качаюсь из стороны в сторону, не понимаю, зачем, почему. Я все- таки пошлю тебе каблограмму, которую собирался послать.

Я люблю тебя слишком сильно, сомнений нет. Страдаю всем существом. Я болен от ожидания. Ты мне нужна. Необходима. Как воздух. Как дневной свет.  Умоляю вас, когда мы увидимся, обнимите меня. Убаюкайте. Успокойте. Помогите. Мне и так невыносимо, и стало еще невыносимее с тех пор, как со мной сыграли злую шутку, поманив покоем и счастьем, а потом лишив их.

Умоляю, любите меня, когда я вернусь.

Антуан.

Любовница, которая не любит – это что-то новенькое, которую надо умолять о любви?!

Письмо шестое, предпоследнее.

 

Странно, никак не могу тебе дозвониться. А мне хотелось почитать тебе все, что я наработал за последние месяцы. И еще я хотел сказать тебе что-то, что сказать очень трудно. Некоторое время мы виделись очень редко. Думай обо мне, что хочешь, но не обвиняй в равнодушии. Это не так.

В Канаде мы ждем с минуты на минуту телеграммы-освободительницы, ждем вдвоем, моя жена, с которой внезапно меня свел случай, и я. Вышло так, что в мое отсутствие она распечатала твою телеграмму, подписанную полным именем. Я не сразу узнал об этом.

А когда узнал, почувствовал себя виноватым. Не по отношению к ней (с ней мы давно живем врозь). Я виноват перед тобой. Невыносимо, если вдруг из-за меня поползут компрометирующие слухи. Я едва ли уговорю ее молчать, тем более при таких обстоятельствах.

Я клялся всем, чем только можно, старался затемнить смысл телеграммы. Настаивал: "Мы давным-давно не виделись", ссылаясь на алиби (сцены ревности всегда выносил с трудом). Все это отвратительно, мне тяжело писать тебе об этом, дрязги калечат любовь. Глупая, пошлая, дурацкая случайность. Вот я и объяснил тебе причину своей необъяснимой сдержанности. Я ждал передышки. Сто раз собирался сказать тебе об этом. И не решался. Мне было невыносимо стыдно. Неужели я не смогу защитить тебя?

Антуан.

Какой странный народ, эти мужчины. Ведь надо же так в одном письме оправдаться сразу перед женой и перед «любовницей», которую он сам себе придумал. Поэт фантастический.

Письмо седьмое:

Прошлое письмо не отличалось ясностью и в другом отношении. Речь не шла о необходимости опасаться «моего дома». В «моем доме» вот уже четыре года каждый живет своей жизнью.

Если твое молчание - плод моего воображения, я просто дурак. И я все - таки рад, что ничего не утаил от тебя. Я должен был сделать это признание.  Я не открещиваюсь ни от чего, что происходит из «моего дома».

Если твое молчание не случайность, объясни его. Я не буду оспаривать твое решение, я чту права другого. Все права».

«Если не позвонишь, я останусь со своим недоумением, но никогда больше не потревожу тебя. Причина недоумения проста: честное слово, я понимаю, что жить со мной невозможно, но во всех остальных отношениях я не сделал ни единого движения, не сказал ни единого слова, за которое мог бы краснеть».

«Прощаюсь. Сказать больше нечего.

Антуан.

Вот и вся любовь. Мудрая женщина была жена Антуана – Консуэло. Небольшая «взбучка» - и забыто слово «любовница», на некоторое время.

Ох, уж эти романтики!!!

Антуан де Сент–Экзюпери и его жена Консуэло, урожденная Suncin

Антуан де Сент–Экзюпери и его жена Консуэло, урожденная Сунсин

 

Экспертом скоро стану по «любовным письмам» поэтичных романтиков «любовницам».

 

Начало в:

Женщины Экзюпери: Луиза Вильморен

Тип брака:

Серия статей:
структурно об Антуан де Сент-Экзюпери

Наш сайт знакомств