Тигры в год Дракона: Туве Янссон

Герои Туве Янссон на майке

Признайтесь, кто из вас в детстве не увлекался муми-троллями, кто запоем не читал Туве Янссон. Есть такие? Ах, время-времечко. Как сейчас помню: из школы бегу в библиотеку, беру любимую книжку про муми-троллей и медленно-медленно возвращаюсь домой. На бегу не почитаешь, а пока бреду, успеваю прочитать пару страниц. Буквы прыгают перед глазами, но я упорно читаю. Нет на пути от библиотеки до дома скоростных трасс, машины не снуют одна за другой. Всё это появится позже. А дома ждёт бабушка с горячим обедом: пюре с жареной колбаской и солёным помидором. Бросив портфель и вымыв руки, прямо с книжкой устремляюсь за стол. Аппетитный обед, интересная книжка Туве Янссон.  Что же о Янссон написано в Википедии?

Янссон родилась  9 августа 1914 года (Тигр – Рак – Шут) в богемной семье: мать — видная художница Сигне Хаммарштен, иллюстратор книг, приехавшая в Финляндию из Швеции; отец — признанный скульптор Виктор Янссон. Туве была первым  ребёнком в семье. В детстве каждое лето Туве проводила в Швеции у бабушки, в местечке Блиде, недалеко от Стокгольма. «Прекрасней всего было то, что море находилось совсем рядом. И хотя с лужайки у дома, где мы с друзьями играли, его видно не было, если вдруг во время игр мы внезапно затихали, до нас долетал шум прибоя», — вспоминала Туве.

Туве Янссон в девять лет

Туве Янссон девять лет (?)

В 15 лет Янссон уезжает учиться в Швецию. Получив диплом факультета изящных искусств Шведской Художественной Академии, она проходит стажировку в художественных школах Франции, Германии, Италии. К этому времени у себя на родине она уже добилась определенного признания, поскольку чуть ли не с 10 лет выполняла иллюстрации для популярного детского журнала, главным редактором которого была хорошая знакомая родителей.

Завершив учёбу за границей, Туве возвращается домой и начинает иллюстрировать книги и рисовать карикатуры по заказу разных изданий.

Всемирная известность к Янссон пришла благодаря книжному сериалу о Муми-Троллях: очаровательных существах, обитающих в идиллической Муми долине. Эти книги, иллюстрации к которым Янссон выполняла сама, били все рекорды по популярности в 1950-60-е годы. Они расходились многомиллионными тиражами и издавались по всему миру. К примеру, одна только «Шляпа волшебника» была переведена на 34 языка, включая японский, тайский и фарси.

Всего о муми-троллях Янссон написала 8 повестей:
«Маленькие тролли и большое наводнение»
 «Муми-тролль и комета»
 «Шляпа волшебника»
 «Опасное лето»
 «Мемуары Муми-папы»
 «Волшебная зима»
 «Папа и море»
 «В конце ноября»
 
Один сборник рассказов «Дитя невидимка»

 4 книжки в картинках:
 «Опасное путешествие»
 «А что потом»
 «Кто утешит малютку»
 «Мошенник в доме Муми-троллей»

Янссон лично адаптировала свои книги для театра. По мотивам «Опасного лета» она сначала написала пьесу «Муми-тролли за кулисами», а затем либретто к мюзиклу «Муми-опера».

Существует несколько легенд,  как возник образ Муми-тролля. Однако, все они сходятся на том, что его графическое воплощение появилось, самое раннее, в 1930  (год Лошади, год презентации для Тигра по Г. Кваша). Впервые изображение муми-тролля  было опубликовано  в финском журнале Garm в 1940 году (Дракона, теневом для Тигра). Первая книга из серии работ о муми-троллях вышла из печати в 1945 год Петуха (лёгкий для Тигра): «Все надо делать легко, повинуясь ветру времени» (Григорий Кваша).

Книга «Маленькие тролли и большое наводнение»  написана и проиллюстрирована в 1938 году Тигра (именном, когда на Тигра должны обратить внимание).  Однако популярность завоевала её вторая повесть «Муми-тролль и комета» (1946 – Собака - без хозяина, «… редкая возможность  как следует засветиться» Тигру  по Г. Кваше), в которой было дано подробное описание Долины муми-троллей (Муми-дален), ставшей местом действия большинства последующих историй. Следующая книга — «Шляпа волшебника» (1949 год Быка, кармический, когда Тигру можно расслабиться и все воспринимать с благодарностью) — дала толчок «муми-буму» во многих странах мира. Вот и благодарность  снизошла.

Туве Янссон также иллюстрировала книги Толкина и Льюиса Кэрролла. Янссон написала ряд повестей  и рассказов, не имеющих отношения к муми-троллям.  

К обрушившейся на неё популярности Янссон испытывала двоякое чувство. С одной стороны, её раздражала излишняя коммерциализация её творчества, с другой, именно огромные доходы, получаемые от всевозможной продукции с Муми-тематикой (майки, кепки, плакаты, значки) позволили ей арендовать, а затем выкупить в собственность остров Кловхарун в Финском заливе, на котором она часто укрывалась от журналистов и надоедливых почитателей.

Успех во всем мире «Шляпы волшебника» привлек к Янссон внимание агентства Associated Press, откуда она получила письмо со следующими словами: «Чудесные существа, созданные вами, могли бы стать героями комикса, который мы желали бы печатать». Туве был предложен контракт на семь лет. Она с радостью согласилась: договор на публикацию комикса гарантировал ей стабильный доход. Окружение Янссон осудило её: все друзья посчитали, что она продала свой талант западной масскультуре. Кроме того, рисовать детские комиксы считалось в богемной среде унизительным. Сама Туве считала, что бедность хуже любого унижения. Первый комикс появился на страницах лондонской газеты The evening news   20 сентября 1954 (Лошадь, презентация). На пике популярности Муми-тематики комикс Янссон продавался в 17 стран и публиковался 58 изданиями.

Туве Янссон в 1956

Туве Янссон в 1956

Первоначально Янссон лично рисовала каждую полосу комикса, но вскоре эта работа ей наскучила.  Янссон всегда подчеркивала, что, в первую очередь она — художник, и очень серьёзно к своей литературной деятельности не относилась. Однако, её картины всегда привлекали гораздо меньше внимания, чем книжки о Муми-троллях.

Среди работ Янссон как художника самыми известными являются:
  фрески в здании мэрии Хельсинки (1947 – Кабан, тяжелый для Тигра)
  настенная роспись в здании мэрии города Хамина (1952 – Дракон, теневой)
  настенная роспись в здании средней школы города Карья (1953 – Змея, легкий)
  роспись алтаря в церкви города Теува (1954 – Лошадь, презентация).

С годами популярность муми-книг не шла на спад, а наоборот, только росла. Книги Туве Янссон привлекают внимание не только детей, но и взрослых читателей, и даже ученых. По творчеству Янссон было защищено множество диссертаций, сказки подвергались семиотическому и психоаналитическому анализу. В её книгах находят отголоски дзен буддизма и христианства, философии Канта.

Несмотря на то, что тролли были заимствованы писательницей из шведских сказок, их образ был существенно переработан, и в целом можно говорить о том, что фольклор оказал на творчество Туве Янссон минимальное влияние. Жизнь обитателей Муми-дола имитирует жизнь семьи самой Янсон с точки зрения ребёнка — неизвестно откуда берутся продукты и предметы домашнего обихода, соседи муми-троллей хоть и ворчливы, но чаще всего доброжелательны. В более поздних произведениях герои Янсон как бы взрослеют и понимают, что мир на самом деле иной — жестокий и равнодушный (см., например, историю с красными муравьями или рассказ о морских лошадках в повести «Папа и море»). Если ранее Морра была просто сказочным чудовищем, то позднее её образ конкретизируется и даже становится выражением несправедливости мироустройства: «Так легко было представить того, кто никогда не согреется, кого никто не любит и кто уничтожает все вокруг себя» («Папа и море»). Тем не менее, автор не стремится подтолкнуть читателя к выводу о том, что жизнь в этом мире наполнена страхом и мучениями. Последняя из книг о муми-троллях заканчивается тем, что они всё же возвращаются в свой дом.

В основе художественного мира Туве Янссон лежит образ дома — дома, в котором всегда горит свет, тебя ждут близкие, готова вкусная еда и тёплая постель. Это незыблемая цитадель безопасности и любви, одна мысль о которой позволяет преодолеть любые невзгоды и куда всегда можно вернуться. Так, Муми-мама спокойно дожидается окончания затянувшихся странствий Муми-тролля за накрытым столом («Комета прилетает»).

Туве Янссон в 1952?

Туве Янссон в 1952 ?

Другой важный мотив творчества Туве Янсон — это свобода. Каждый обладает правом на творческое самовыражение, поскольку свободна в своих проявлениях сама природа, весь окружающий мир. Ограничить свою свободу действий персонаж может только сам сообразно собственным представлениям о долге, но не имеет права навязывать эти представления другим: Снусмумрик ненавидит Сторожа парка, где запрещается бегать, смеяться, курить, но в то же время он добровольно отказывается от своих планов, когда вынужден позаботиться о нескольких крохотных детёнышах-сиротах («Опасное лето»).

И, конечно, одна из определяющих тем Муми-серии — тема одиночества. Одинок Муми-тролль (особенно это ощущается в «Волшебной зиме»), одинок Снусмумрик, и многие другие персонажи в глубине своей души одиноки. Физическим воплощением этого «одиночества души» явилась Морра: бесконечно одинокая, ледяная, непонятая и пугающая в первых книгах и «оттаявшая» — в последних. Муми-тролль боится показаться смешным, страдает от насмешек Мю, переживает массу внутренних конфликтов наедине сам с собой. В «Волшебной зиме» он впервые так остро ощутил одиночество, а в книге «Папа и море» — повзрослел и научился быть один.

В молодости Туве Янссон много и активно общалась с противоположным полом, и даже была одно время обручена с журналистом Атосом Виртаненом. По причинам, которые до сих пор остаются загадкой, помолвка была расторгнута (предположительно, самим Виртаненом).

Перешагнув рубеж в 35 лет, Янссон осознала свою бисексуальность и с тех пор поддерживала близкие отношения исключительно с женщинами. В то время в Финляндии в богемной среде однополые отношения считались приемлемыми, хотя общество в целом к лицам нетрадиционной ориентации относилось негативно. С 1956 года (Обезьяны, теневой) постоянным партнером Янссон стала художница Тууликки Пиетиля (1917 - Змея—2009 - Бык). Ну вот, опять в Теневой Тигру хочется дружбы и любви. И счастье для Тигра, когда он это получает. Кому-то из Тигриц в теневой год хочется мужской любви и дружбы, а кому-то - женской. Тигрицы – они непредсказуемы.  Янссон и Пиетиля прожили вместе 45 лет. Тууликки стала прототипом созерцательной и философской Туу Тикки из повести Янссон «Волшебная зима» — факт, которым Пиетиля очень гордилась. Не единожды в интервью она говорила: «Вы знаете, что Туу Тикки — это я? Туве списала этот персонаж с меня».

Долгое время им удавалось с успехом скрывать свою связь. На вопросы интервьюеров о личной жизни Янссон неизменно отвечала, что является принципиальным противником института брака и не хочет иметь детей по философским убеждениям. Янссон и Пиетиля открыто рассказали о своих отношениях на пресс-конференции в 1993 году Петуха (легкого для Тигра Янссон и принятия верного решения для Змеи Пиетиля). Равный брак с эстетическим уклоном для женщины Змеи и равный брак для женщины Тигра.

Туве Янссон в 1956 ?

Туве Янссон в 1956 ? (Слева на право: Пиетиля, Туве Янссон, её мама).

По завещанию Янссон  Пиетиля унаследовала недвижимость, которой владели женщины (две квартиры в Хельсинки и остров Кловхарун).

Уже в 1960-е годы Туве Янссон стала миллионером. Огромные доходы от продажи смежных прав (театральные постановки, сувенирная продукция с муми-троллями) быстро сделали Янссон одной из самых богатых женщин в Финляндии. Однако она продолжала до самой смерти вести очень скромный образ жизни: пользовалась общественным транспортом, сама ходила за покупками в магазин рядом со своим домом, и лично отвечала на большую часть писем от своих читателей.  Настоящий правильный Тигр. Вызывает чувство гордости.

Празднование 80 дня рождения Янссон в 1994 (год Собаки, без хозяина, возможность засветиться) превратилось в государственное мероприятие по масштабу и пафосу сопоставимое с Днем Независимости. День рождения обожаемого автора страна отмечала фейерверками и праздничными шествиями. Янссон чествовали как национального героя. Да, уж, засветилась празднично так, с фейерверками, точно по Кваше.

В июне 2001 года  Змеи (по Кваше «могут быть неприятности») писательница скончалась от обширного кровоизлияния в мозг. В день похорон Янссон в Финляндии был объявлен национальный траур. Президент страны, обращаясь с соболезнованиями к родственникам писательницы, сказал, что «Творчество Туве Янссон — самый большой вклад Финляндии в мировую сокровищницу культуры после Калевалы и Сибелиуса».


Афоризмы Туве Янссон, характерные для Тигра, навсегда останутся в памяти читателей:

«Каждый человек должен совершить свои ошибки».

«Никто меня не понимал, а сам себя я понимал еще меньше».

«Можно так много болтать и при этом ничего не сказать».

«Когда я что-нибудь преувеличиваю, я всегда сам в это верю!»

«Мы любим сюрпризы, но предпочитаем устраивать их сами».

«Это очень опасно – говорить кому-то о своих самых сокровенных мечтах».

«Ах, эти бури! Они нужны, верно, для того, чтобы после них  всходило солнце».

«Письма, и подарки, и глянцевые картинки, выражающие нежность, важны. Но еще важнее слушать друг друга лицом к лицу, это – большое и редкостное искусство».

«Важно, чтобы переход к новому дню был медленным и ласковым. При дневном свете все видится совсем иначе, и если разница слишком велика, можно все испортить. Нужно мирно расхаживать и ощупывать все своими руками и думать о том, чего тебе, собственно говоря, хочется».

«Собственно говоря, речь идет лишь о следующем: не уставать, никогда не терять интерес к чему-либо, и особенно – свою драгоценную любознательность, не бывать равнодушным, в противном случае это значит – умереть. Как просто, не правда ли?»

Награды, которых была удостоена Туве Янссон:

    Премия имени Нильса Хольгерсона лучшему детскому писателю года (1953 - Змея)

    Медаль Г-Х Андерсена за вклад в развитие детской литературы (1966 - Лошадь)

    Премия Шведской Академии Искусств (1972 - Крыса)

    Золотая Президентская Медаль Финляндии (1976 - Дракон)

    Почетное звание доктора искусствоведения Университета Хельсинки (1978 - Лошадь)

    Премия имени Сельмы Лагерлеф за вклад в литературу (1993 - Петух)

    Звание Почетного Профессора Финской Республики (1995 - Кабан)

    Литературная Премия Американо-Скандинавского Культурного Фонда за вклад в искусство (1996 - Крыса)

С 2002  года (Лошади) в Финляндии вручается Литературная Премия имени Туве Янссон.

На острове близ г. Наантали (20 минут на автобусе # 110 или 11 от Турку) открыт тематический парк Страна муми-троллей, посвящённый героям серии книг про Муми-троллей. Парк функционирует в летнее время и закрывается в последнюю неделю августа, когда «муми-тролли впадают в спячку».

В Финляндии персонажи Янссон (семейство муми-троллей, Снусмумрик, Снифф, Малышка Мю и пр.) весьма популярны. Пользуется спросом разнообразная сувенирная продукция по этой тематике.
 
Персонажи Янссон стали неотъемлемой частью современной массовой культуры.

Муми-серии:

«Маленькие тролли и большое наводнение» (1938 - Тигр, опубликована в  1945 - Петуха, переработанное издание 1991 - Коза)

«Погоня за кометой» (1946 - Собака, затем издавалась под заголовком «Муми-тролль и комета», переработанное издание под названием «Комета прилетает» 1968 - Обезьяна)

    «Шляпа волшебника» (1949 - Бык)

    «Бравады Папы Муми-тролля» (1950 - Тигр, переработанное издание под названием «Мемуары Папы Муми-тролля» 1968 - Обезьяна)

    «Что дальше?» (1952 - Дракон, книжка-картинка)

    «Опасное лето» (1954 - Лошадь)

    «Волшебная зима» (1957 - Петух)

    «Кто утешит малютку?» (1960 - Крыса, книжка-картинка)

    «Дитя-невидимка» (1962 - Тигр, сборник новелл)

    «Папа и море» (1965 - Змея)

    «В конце ноября» (1970 - Собака)

    «Жуткое путешествие» (1977 - Змея, книжка-картинка)

    «Муми-тролли» (1977 - Змея), сборник комиксов

    «Мошенник в доме муми-троллей» (1980 - Обезьяна, книжка-картинка)

    «Муми-тролли» (1981 - Петух), сборник комиксов

Прочие произведения:

  «Дочь скульптора» (1968 - Обезьяна) — автобиографическая повесть

    «Летняя книга» (1972 - Крыса) — повесть

    «Умеющая слушать» (1971 - Кабан) — сборник рассказов

    «Город солнца» (1974 - Тигр) — роман

    «Игрушечный дом» (1978 - Лошадь) — сборник рассказов

    «Путешествие налегке» (1987 - Кот) — сборник рассказов

    «Честная игра» (1989 - Змея) — сборник рассказов

    «Письма Клары» (1991 - Коза) — сборник рассказов

    «Записки с острова» (1996 - Крыса) — повесть

    «Послания» (1998 - Тигр) — сборник рассказов

    «Серый шёлк» (1971 – Кабан —1991 - Коза) — сборник рассказов

Ну, что можно сказать, что талантливая Тигр Туве Янссон – талантлива во всем и во все годы, даже теневые для Тигра: год Дракона, Обезьяны и Крысы. Видимо, крепкий творческий союз между Тигром и Змеей – большое дело!!!

По трем судьбам Тигров: Адриано Челентано, Лии Ахеджаковой и Туве Янссон трудно сделать выводы для всех Тигров в теневой год Дракона. Как-то многовато у Тигра теневых. А может, Тигру не привыкать прятаться и сидеть в засаде? Это настоящему. А людям, рожденным в год Тигра, в теневые годы нужна любовь и поддержка любимого человека и верных подруг-друзей. Это – моё мнение. Может, кто-то думает иначе? Возражения – принимаются.







Прогноз 2012: Дракона


Прогноз 2012, Дракон: расчёт и эмоции
Прогноз 2012, Дракон: расчёт и эмоции
Петух в год Дракона 2012
Петух в год Дракона 2012
Крысы в год Дракона 2012: Мата Хари
Крысы в год Дракона 2012: Мата Хари
Свадьба Петра I Великого и Катерины Алексеевны в 1712 году
Крысы в год Дракона: презентация. Екатерина I.
Крысы в год Дракона: Презентация. Екатерина I: приближённые
Крысы в год Дракона: Презентация. Екатерина I: приближённые.
Быки в год Дракона: лёгкий (2012)
Быки в год Дракона: лёгкий (2012)
Тигры в год Дракона: Адриано Челентано. «Благородный венецианец по прозвищу «Полосатая задница», 1976
Тигры в год Дракона: Адриано Челентано
Тигр в год Дракона (Лия Ахеджакова)
Тигр в год Дракона (Лия Ахеджакова)
Софья Васильевна Ковалевская 1880 год — Дракона (теневой)
Собаки в год Дракона: Софья Ковалевская
Салтыков-Щедрин, 1872, год Обезьяны, теневой
Собаки в год Дракона: Михаил Салтыков-Щедрин
Герои Туве Янссон на майке
Тигры в год Дракона: Туве Янссон





Наш сайт знакомств