Не пасуйте перед детьми - Доктор Спок

Юрий АЗАРОВ: "Втроём с 9-го этажа" и Бенджамин Спок

Продолжая разговор о Споке


Юрий АЗАРОВ, доктор педагогических наук, профессор
Юрий АЗАРОВ, доктор педагогических наук, профессор

 

Юрий Петрович Азаров (21 мая 1931 года — 30 сентября 2012 года), Коза–Телец, Аристократ? - Вектор?

Или "пограничник", Вектор?

В статье об А.Сахарове Г.Кваша сомневается, к какому имиджу отнести "пограничника", родившегося 21 мая.

Кто же Азаров: Аристократ или Вектор?

Окончил Харьковский университет, был учителем на Крайнем Севере.

Русский художник, писатель, доктор педагогических наук, профессор, действительный член двух академий (творческой педагогики и экономической безопасности), член Союза писателей России. Многие его книги изданы и переведены на иностранные языки (США, Англия, Индия и др. страны). Картины экспонировались в Третьяковской галерее, в Кремле, ЦДЛ, ЦДРИ, в Королевском замке Варшавы, на выставках в Париже и Нью-Йорке.

Я не эксперт, не художник, не профессор педагогических наук. Просто, как обыватель посмотрела галерею живописи Азарова в интернете, на его сайте. Я – в шоке. Какие-то «кровавые» картины. И даже в пейзажах  так много красного цвета. Интересно, каким же он был учителем для детей Крайнего Севера? На курсе «Как читать детский рисунок» нам объясняли: если в детском рисунке много красных и черных красок, то что-то не благополучно с детской психикой, стоит обратить внимание. А как же Юрий Петрович? Он, как психолог, не обращал внимания на свои «рисунки»?

Возможно, я, как Тигр, предвзято отношусь к Козе? Но Пушкина с годовым знаком Коза я обожаю. А, может быть, Вектор Азарова не давал ему покоя, всё внутри у него бушевало, и он выплескивал векторный ураган в свои работы? Так Аристократ или Вектор?

Азаров Юрий Петрович
Азаров Юрий Петрович

 

Его романы: «Соленга», «Печора», «Новый Свет», «Не подняться тебе, старик».

Названия романов тоже напоминают Векторность Юрия Петровича больше, чем Аристократизм.

 

Книга Азарова «Семейная педагогика»
Книга Азарова «Семейная педагогика»

 

Юрий Петрович Азаров познакомился с доктором Споком в дни фестиваля, когда в 1977 году (Змеи) доктор Спок приезжал в Советский Союз на международный детский фестиваль в пионерский лагерь Артек.
 

Бенджамин Спок 11 ноября 1989 года Змеи
Бенджамин Спок 11 ноября 1989 года Змеи

 

К сожалению, я не нашла фотографию Спока в 1977 году – в году Змеи. Пришлось поставить фотографию на 12 лет старше, но тоже в «Змеиный» год.

Азаров провел со Споком много времени в Артеке, обсуждая различные проблемы педагогики и психологии. В центре внимания оказались такие вопросы, как права и защищенность ребенка, проблемы гуманизма и личности воспитателя. Азаров был «поражен глубиной взглядов этого удивительного человека».

Кот Бенджамин Спок и Коза Юрий Азаров – соратники. По Г. Кваша: «…одинаковый тип мышления», видимо, поэтому Юрий Петрович много и с восхищением общался со Споком.

Бенджамин Спок извесен всему миру  своими книгами: «Ребенок и уход за ним» и «Разговор с матерью».

 

Воспитание по Споку

 

Крылатым стало выражение «воспитание по Споку».

Вот что Юрий Петрович пишет о Споке. Вначале своей статьи Азаров подтверждает биографию Спока. Указаны те же годы, что и в Википедии. Взяла для сравнения: всю статью перепечатывать не стану, а приведу некоторые выдержки из статьи и напомню еще раз годовые знаки.

«После демобилизации из армии в 1946 году (Собаки) Бенджамин Спок вернулся в Нью-Йорк и возобновил частную практику. В том же году он опубликовал свою первую книгу «Ребенок и уход за ним», которая имела необыкновенный успех. Она выдержала более двухсот изданий.

В 1947 году (Кабана, год блокировки хозяина Кота - Дракона) доктор Спок был приглашен в качестве консультанта по детской психиатрии в известную клинику в штате Миннесота, а также на должность адъюнкт-профессора в Миннесотский университет.

С 1951 (Кот) по 1955 (Коза) год он руководил отделением детской психиатрии при медицинских курсах Питтсбургского университета.

В 1962 году (Тигр, так и старается Тигр всех вести к миру) Бенджамин Спок примкнул к движению сторонников мира. Он вошел в состав Национального комитета борьбы за разумную ядерную политику, а на следующий год стал сопредседателем комитета и одним из самых деятельных его руководителей. В августе 1967 года (Коза) Спок в числе других деятелей науки и искусства подписал манифест, призывающий поддерживать антивоенное движение среди молодежи.

Доктор Спок был одним из руководителей состоявшегося в октябре 1967 года (Коза) похода в Вашингтон против войны во Вьетнаме. В 1968 году (Обезьяна) доктору Споку было предъявлено обвинение «в заговоре», цель которого состояла в том, чтобы поощрять молодежь уклоняться от военной службы. Федеральный суд в Бостоне приговорил его к двум годам тюремного заключения. Но это не сломило Бенджамина Спока. Несмотря на возраст и постоянные гонения со стороны властей, он продолжал борьбу за мир, участвуя в демонстрациях,  выступая в прессе и  на митингах.

В 1972 году (Крыса) Бенджамин Спок выставил свою кандидатуру на пост президента, в 1976 году (Дракон) — на пост вице-президента. Участие доктора Спока в выборах, по его словам, имело чисто пропагандистское значение.

Все крупные события в жизни Бенджамина Спока — это этапы развития целостной творческой личности, сильного, принципиального человека, наделенного высоким чувством гражданственности.    Девиз   всей   его   жизни — все   лучшее   детям,   все  для  детей.

По многим публикациям о Споке и по его книгам у меня сложилось представление о нем — скорее педагог корчаковского плана. Этакий добрый-предобрый, нежно-сентиментальный сказочный Айболит. А оказалось наоборот. И я рад тому, что рухнули мои построения о двух педагогических линиях. Укрепилась вера в то, что подлинный воспитатель — это уникальная  личность, в ней органично сплавлены гражданственность и человечность.

Лет пятнадцать назад по всему миру прокатилась волна дискуссии вокруг педагогических взглядов Спока. Появились статьи и в нашей печати. На страницах «Литературной газеты», в частности, было опубликовано такое характерное письмо геолога А. Силуянова из Кургана:
«Уважаемая редакция! В нашей стране хорошо знают американского педагога и педиатра доктора Спока по его замечательной книге «Ребенок и уход за ним», переведенной на русский язык. Сформулированные им прогрессивные, гуманистические идеи и педагогические принципы близки и понятны нам, они перекликаются с идеями и воспитательной практикой наших выдающихся педагогов А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого и других. Но вот за рубежом, о чем уже говорилось и в нашей печати, появились сообщения, что доктор Спок изменил своим принципам, отказался от системы воспитания, построенной на доброте и доверии к ребенку, и уповает, теперь, прежде всего на жесткость и дисциплину. Что же произошло с доктором Споком? Мне не совсем понятно, почему нужно противопоставлять дисциплину доверию — разве одно исключает другое? И почему указание на то, что, помимо доброты, полезна бывает и жесткость, означает измену прежним взглядам?»

«Не пасуйте перед своими детьми»

И в сентябре 1974 года (Тигр, опять всех тянет к примирению) я выступил на страницах «Литературной газеты» со статьей «Доктор Спок «против доктора Спока?». Вопросительный знак в заглавии статьи был поставлен не случайно, ибо я, как мне казалось, доказал, что никакого отступничества у доктора Спока не было. Три года спустя, встретившись со Споком, я показал ему эту статью. Спок, в общем-то, согласился с ней и подчеркнул, что никакого изменения своим принципам у него не произошло.

В одном из своих интервью доктор Спок сказал: «Знаете, поднялась такая буча после того, как я выступил с этой злополучной статьей... Все спрашивают об одном и том же, все желают знать, зачем и почему я так написал... Они же ничего не поняли. Ничего! В своей статье... я лишь повторил все то, что твердил на протяжении трех десятков лет: «Не пасуйте перед своими детьми. Когда нужно, не бойтесь проявлять твердость по отношению к ним». Но быть твердым не значит быть злобным: это значит воспитывать ребенка в атмосфере радости и дружбы...»

Уже в 50-х годах Спок предостерегает матерей от крайностей в воспитании детей. «Проявляйте чуткость, — говорит он, — учитывайте желание и волю своего ребенка. Но осторожно, не позволяйте ребенку превращать вас в рабыню. Помните, что главенствующую роль должны играть родители, родительский авторитет. Я имею в виду настоящий авторитет, а не авторитарность, разумеется. Речь идет не о наказании ребенка, а об умении научить его тому, что хорошо и справедливо. Нужно добиться того, чтобы в наказании, как в методе воспитания, просто не было необходимости...»

Наблюдая, как многие родители совершают ошибки — культивируют вседозволенность, потакают капризам, способствуют зарождению у детей безволия и безответственности, — Спок специально перерабатывает свою книгу для второго издания и особо подчеркивает руководящую роль родительского авторитета, дисциплины.

Книги Спока стали педагогическими бестселлерами, потому что Спок, даже когда говорит об отношении ребенка к еде, сну, одежде, даже когда говорит об особенностях питания, о жирах, крахмале, сахаре, не утрачивает специфики понимания детскости. Это не просто доступность изложения, это и та целостность видения, которая через конкретность образа передает необходимый характер отношения к растущему человеку, где всегда присутствуют доброта, смех, игра, поощрение».

 

По выдержкам из одной статьи Азарова нельзя сделать какие-то выводы. Но, прочитав несколько статей Ю. П. Азарова, осталось ощущение, что Юрий Петрович так и не понял Спока. Сравнивая Советское отношение к детям и Израильское, чувствуется огромная разница в воспитании. Видимо, Юрию Петровичу нелегко было принять отношение к детям в Американском обществе, и, чтобы понять до конца, надо жить в этом обществе.

Быть может, Вектор Азаров любил «глубоко ввинчиваться» во все насущные проблемы? Аристократу такое не свойственно. Рыцарь, Бенджамин Спок, относился ко всему этому намного спокойнее. Я, как Тигр–Профессор, даже не заметила, что Спок «противоречит» сам себе. Как «логик» вообще чувствую, что у Бенджамина Спока все логично в его рассуждениях. Для меня как само-собой разумеющееся не принимать все написанное как руководство к действию и воспитанию, а, прочитав, подумать, порассуждать и выбрать самое эффективное и приемлемое на данный момент. Мы меняемся, наши дети тоже, поэтому надо «быть гибкими», а «не прогибаться», выбирать из книг полезное именно на данный момент в данной ситуации.

Активным оппонентом Бенджамина Спока был советский доктор Леонид Рошаль, предостерегавший  от сна на груди (Кот и Петух).
Леонид Михайлович Роша́ль (род. 27 апреля 1933 Петух - Телец - Профессор, Ливны, Орловская область, СССР) — советский и российский педиатр и хирург, доктор медицинских наук, профессор, общественный деятель.

Хочу добавить, что в Израиле до сих пор пользуются методами доктора Спока. Мамочки продолжают укладывать младенцев спать на животик. Спят малыши в кроватках и колясках как «лягушата», распластавшись на животике.
А в родильном отделении больниц Израиля задают вопрос мамочкам, будут они кормить ребенка грудью или сразу перейдут на искуственное вскармливание? Моя соседка по палате, учительница начальных классов, сразу решила вскармливать дочку искуственно, отвечая на мое удивление тем, что третий ребенок, через три месяца выходить на работу (это вам не Россия), она не успевает на переменках сцеживать молоко, решила даже не начинать. Кто успевает на работе сцеживать молоко, тот  отказывается от искуственных смесей.

Так что, не все спешат отказаться от идей Спока.А может потому, что Израиль, как и Спок - Кот по «Структурному гороскору» Г. Кваши?







о психологах


Бенджамин Спок, Benjamin McLane Spock
Бенджамин Спок - известный американский педиатр
Жан Пиаже (Jean Piaget)  разные возраста
Я в психологи пойду. Но где их лучше учат?
Юрий АЗАРОВ: "Втроём с 9-го этажа" и Бенджамин Спок
Не пасуйте перед детьми - Доктор Спок
Г. Кваша с символами его гороскопического учения и К.Г. Юнг
О возникновении проекта S-гороскоп
Реальность миров Юнга: Базельский Собор, архитипы
Реальность миров К.Г. Юнга





Наш сайт знакомств