Рождение иконы австрийского Югендстиля

Эскизы к картине Золотая Адель

К 1904 году в семье Блох-Бауэр уже назревает серьёзный скандал. Уважаемый в Европе сахарозаводчик, Фердинанд Блох-Бауэр чувствовал, что становится посмешищем. А на голове его ветвятся роскошные рога. Весь венский свет обсуждает оргазмы его жены и художника. 

И он придумывает свою месть изменнице Адельке. Фердинанд Блох-Бауэр, хозяин по малому векторному кольцу Густава Климта, предлагает ему контракт, от которого невозможно отказаться:

— Господин Климт! Я бы хотел заказать Вам необычный портрет моей жены Адели.

— Чем же он должен быть так необычен? — Климт не ожидает подвоха: эка невидаль, написать портрет.

— Тем, что должен просуществовать минимум несколько веков, прославив моё имя!

Вот это уже весьма занимательно. Что там взбрело в голову этому толстосуму?

 — Интересно... несколько веков. Не знаю. Меня, конечно, увлекают важнейшие моменты человеческой жизни и я с удовольствием пишу портреты дам… Но так, чтоб на века? Да и справлюсь ли?

Но Крыс-искуситель умело плетёт свои сети, опутывая лестью и умасливая душу художника: 

— Все самые известные произведения написали люди — от Библии до Моны Лизы. И эти произведения живут в веках! Что вам мешает сделать портрет моей жены нетленным?

Обескураженный подобными сравнениями, но уже почуявший запах денег, Климт отвечает: 

— Вы ставите передо мной очень трудную задачу! И на это может понадобиться много времени…

— А мы никуда и не торопимся. Кроме того, вы получите очень хороший аванс, чтобы вообще не думать о деньгах.

Вот это поворот! Он должен написать портрет любимой женщины, а ему ещё хорошо заплатят. Чем он хуже Леонардо да Винчи?

— Но подобная затея, кроме временных затрат, может потребовать и весьма существенных финансовых вливаний. Например, платье я хотел бы отделать золотыми пластинами...

Нашел, кого напугать затратами! Человека, который готов состояние положить, но отомстить коварной изменщице, променявшей его, «сахарного короля» Европы,  на кого-то ремесленника:

— В дополнение к золотому платью я куплю золотое колье. Одно небольшое условие — никакой обнаженной натуры, — Фердинанд намекает на скандальную Юдифь.

— Безусловно. Я приступлю к работе, только после того, как вы одобрите эскизы.

 

Климт уже был очень модным и востребованным художником, за его картины платили хорошие деньги. Но сумма контракта, предложенная Фердинандом, сразила наповал — художник подмахнул документ, не задумываясь. Не подозревая, что подписывает приговор.

Так сработал малый вектор? Ведь для Густава Фердинанд оказался хозяином — в точно таком же раскладе, как и Адель. Зодиак в паре совпадал, поэтому-то при знакомстве они могли чувствовать, что у них сложится добропорядочная патриархальная семья... Но, может и вопреки намерениям, их отношения превратились в духовный союз, отдаляющий супругов... Зато Густав Климт для обоих представлялся лакомым куском готового на всё слуги...

 

Кваша Г.С.

Собака в своем фатализме всегда лезет на рожон, испытывает судьбу, абсолютно уверенная в том, что своего не избежать и раньше времени не погибнешь, не умрешь.

 

Эскизы для картины Золотая Адель

И потянулась безрадостная череда дней и ночей, безмерная, как бесконечность. Эскизы и Адель. Адель и эскизы.

Поначалу Густав Климт был даже рад — это ли не мечта любого художника? Можно совсем не думать о деньгах и полностью посвятить себя творчеству. Да ещё и в обществе желанной женщины. Но идиллия продолжалась недолго:

— Она стала совершенно не выносимой, — жаловался Густав брату. — Может целый день проваляться на диване, укурившись до одурения. Истерит, придирается ко всякой мелочи, доводит меня до изнеможения. Постоянно ноет и жалуется на мигрени.

 

***

 

Фердинанд ликовал! Вот что значит — удачная сделка и хороший контракт. Штраф, превышающий гонорар в десятки раз, и вот — влюблённые пташки в полной его власти, лишённые выбора. Зря  Климт посягнул на его собственность!

— Не могу я его видеть, — стенала избалованная Адель, привыкшая получать всё и по первому требованию. — Ходит со своими клочками, никакого покоя, — от бессилия, своенравную аристократку захлёстывали приступы хандры. — Страшный, лохматый и наглый! Раб! Ничтожество, за деньги готовый на всё. Он продал и предал мою любовь!

Отношения любовников разладились.

 

***

 

Почему? Случалось ли в истории человечества что-либо подобное?

Художник Леонардо да Винчи (15 апреля 1452, Обезьяна-Овн-Вектор), автор одного из самых известных произведений живописи в мире («Мона Лиза»). Рисовал: Лизу Герардини дель Джокондо (15 июня 1479 года, Кабан-Близнец, Аристократ). У них тот же тип брачных отношений (равный), как и у Густава и Адели. Но в начале эмоционального сближения их отношения строились бы по романтическому типу, а не по векторному. Естественно, всё это – чисто гипотетически.

 

  Леонардо да Винчи и Мона Лиза

Картина «Мона Лиза» создавалась, по некоторым сведениям, четыре года – как и «Золотая Адель». О, да: Леонардо, согласно легенде, приглашал развлекать свою модель музыкантов и шутов. Предположим, что это всё-таки красивая сказка. Но, в любом случае, нет указаний на какой-то закрытый, будто бы они в тюрьме, порядок исполнения заказа. Отсутствуют даже намёки на золотую клетку. Художник увёз картину, и она, в результате, не попала к заказчику.

 

***

 

Уверенный в своих расчётах Фердинанд, тем временем,  спокойно занимался делами бизнес-империи и потирал руки:

Древние индейцы, чтобы разлучить влюбленных, приковывали их цепями друг к другу и держали вместе, пока они не начинали ненавидеть друг друга так же сильно, как недавно любили.

 

Работа над портретом длилась около четырёх лет и была закончена в 1907 году. Больше сотни эскизов и «Портрет Адель Блох-Бауэр» был готов. Фердинанд получил, что хотел: законченная картина отвечала его замыслу. Она украсила стены их венского дома. 

 

 Портрет Адель Блох-Бауэр

Дева с грустными еврейскими глазами и болезненным румянцем. Пресыщенная и угасающая, будто выполнившая своё главное предназначение. Змея, чахнущая на куче золота — реальная жизнь Адель Блох-Бауэр. Крит, Египет, Византия, Габсбурги — символы полузабытых религий  и царств на золотом плаще. Весь мир у её ненасытных ног. Но есть ли счастье?

 

***

...несмотря на предпринятые усилия и потраченные деньги, Адель ещё волновала Климта. Рано радовался Фердинанд...

 

Продолжение: Страсти по Адели

Начало: Саломея из венского салона

Серия статей:
Золотая Адель Густава Климта

Наш сайт знакомств