Векторное кольцо в кино: «Собачье сердце» | Структурное кино #1


azasello


Владимир Бортко (собака-телец / вектор) как чудесатый и непредсказуемый вектор, решил экранизировать обыкновенное чудо: процесс создания человека из собаки. Посмотрим, что из этого получилось.



СЪЕМОЧНАЯ ГРУППА

Автор сценария: Владимир Бортко 7 мая 1946 собака-телец / вектор
Михаил Булгаков 3 (15) мая 1891 кот-телец / рыцарь
Режиссёр: Владимир Бортко 7 мая 1946 собака-телец / вектор
Оператор-постановщик: Юрий Шайгарданов 29 июля 1954 лошадь-лев / рыцарь
Художник-постановщик: Владимир Светозаров 23 сентября 1948 крыса-весы / вектор
Композитор: Владимир Дашкевич 20 января 1934 года собака-козерог / вектор
Текст песен: Юлий Ким 23 декабря 1936 крыса-козерог / аристократ
Песни исполняет: Владимир Толоконников 25 июня 1943 коза-рак / профессор
Звукорежиссер: Гарри Беленький
Монтаж: Леда Семёнова
Художник по костюмам: Лидия Крюкова
Год съемки 1988 - Дракон

3 вектора основного состава. Неплохая заявка на скандальность.

В РОЛЯХ

Евгений Евстигнеев — Профессор Преображенский 9 октября 1926 тигр-весы / профессор
Борис Плотников — Доктор Борменталь 2 апреля 1949 бык-овен / шут
Владимир Толоконников — Существо / Полиграф Полиграфович Шариков 25 июня 1943 коза-рак / профессор
Нина Русланова — Дарья 5 декабря 1945 петух-стрелец / шут
Роман Карцев — Швондер 20 мая 1939 кот-телец / рыцарь
Анжелика Неволина — Васнецова 2 апреля 1962 тигр-овен / рыцарь
Роман Ткачук — директор ветеринарно-показательного института Николай Николаевич Персиков 31 августа 1932 лошадь-дева / шут
Ковель Валентина Павловна 23 января 1923 кабан-водолей / шут
Сергей Филиппов — пациент 24 июня 1912 крыса-рак / аристократ
Мелихова, Ольга Вильгельмовна — Зина 28 сентября 1961 бык-весы / вождь
Миронов Алексей Иванович – Федор 3 января 1924 крыса-козерог / аристократ
Юрий Кузнецов — Пеструхин 3 сентября 1946 собака-дева / вождь
Сергей Бехтерев - следователь уголовной милиции 19 мая 1958 собака-телец / вектор
Анатолий Сливников - пожарник 14 февраля 1950 - тигр-водолей / профессор
Евгений Кузнецов
Ганжа Иван
Наталья Фоменко

_

ВЕКТОРНОЕ КОЛЬЦО

Первая деталь: «Собачье сердце» написано в январе-марте 1925-го - год Быка. Истину вам говорю: «4 мая 1925 года Земля налетит на небесную ось!». Т.е. год, волшебный для Собак, Тигров, Быков, Коз и Петухов (в порядке убывания удачливости).



Центральная фигура всего фильма - Профессор Преображенский, идеально воплощающий виртуальный имидж профессора у Евгения Евстигнеева (тигр-весы / профессор): первого говоруна, самого рассудительного и умного человека. Думаю, что в этой роли он чувствовал себя весьма естественно.



Хозяин Евстигнеева Борис Плотников, Доктор Борменталь (бык-овен / шут).



Слуга Евстигнеева - Владимир Толоконников, Полиграф Полиграфович Шариков (коза-рак / профессор).

Как мы видим, эта векторная троица Бык-Тигр-Коза обеспечивают весь основной драйв фильма, его нервное напряжение. Не обходилось и без угроз, драк и потасовок. Но этого напряжения режиссеру оказалось мало. Режиссер сам по себе является скандальным вектором и вполне понятно, почему ему недостаточно такой простой векторной троицы. Надо усилить и усложнить нервное напряжение хотя бы присутствием еще каких-нибудь векторных фигур.



Собакой (Бортко) с любовью вводится в подмогу Борменталю еще один Бык – горничная Зина, Мелихова Ольга (бык-весы / вождь). Какой нежный трогательный и беззащитный образ...

Режиссерская Собака сильно дышит Быку в затылок - хозяева у Тигра оказались довольно послушными, и совершенно не быкуют.



C другой стороны между Борменталем и Шариковым вводится еще один Тигр, роковая любовь соответственно, - Васнецова, Анжелика Неволина (тигр-овен / рыцарь). Любимая режиссером связка Бык-Тигр-Коза повторилась в более малой форме, но не менее конфликтной.



Бык пообещал расправиться с Козлом, если с Тигрицей что-то случится.

Коза (Шариков) – самое низкое звено векторной цепочки в фильме. Слуга всех слуг, вечно страдающий козел отпущения всего и вся. Что же мы увидим наверху? Кому на Руси жить хорошо?

Как мы поняли, векторное кольцо не оставило в покое самого режиссера и задействует его в этой цепи, символически отражаясь в собаке, как идее фильма.



Хозяин Собаки Нина Русланова — Дарья (петух-стрелец / шут) весьма вольготно чувствует себя в фильме.



Над Петухом, по замыслу режиссера, находим Кота, даже двух: сам Булгаков и Роман Карцев, - Швондер. Оба: Кот-Телец / рыцарь. Знак открытый, общественный – собрания домкома, массовые пения. Границы территорий, ортодоксальное понятие частной собственности не признаются. Вполне рыцарское служение, как и полагается рыцарям. Вполне по-кошачьи воплощен символ кошачьего тридцатишестилетия.



Снято в год Дракона: «Вчера котов душили-душили, душили-душили...»

Связка Бык-Собака-Петух-Кот в фильме выстраивается, но почти не взаимодействует настолько искрометно и завораживающе, как основная троица фильма Бык-Тигр-Коза. Видимо, режиссер почувствовал векторные магниты, но не знал, что с ними делать. По списку актеров прослеживаются также Кабаны, Лошади и Крысы.

Но результат все же достигнут выше крыши: весь фильм напоминает шумный курятник, непрерывную грызню, возню и потасовку (сочетание приземленного знака действия и одушевления материи собаки, к тому же еще и векторной, плюс к этому - с векторными взаимодействиями самих героев), - много криков, шума, визга, споров, экзальтированных монологов, все постоянно ломается, кидается, трясется, заливается, бьется, кусается и дерется.



Начинают векторную цепочку и заканчивают мужчины из одной троицы Кот-Коза-Кабан. Не правда ли, между ними есть что-то общее?

Наш сайт знакомств