Незнакомка - блок поэтической взлётности (Александр Блок 2)
О мистичности А. Блока пишут все: это общее место в описаниях его творчества. Весьма развлекательно: секта структурного Учения в мистичности Блока сомневаться не может. Потому что Дракон! :)
А вот что такое Взлётность? Искать в интернете бесполезно: кроме перепечаток книг Г. Кваши, повторяющихся на сотнях сайтов, трудно что-разумное обнаружить. Когда-то Кваша заявил, что структурных сайтов должно быть много. Вот они и возникли - все на одно лицо, с почти одинаково скопированным содержанием. Часто без капли понимания, зато с кучей ошибок и недоразумений.
Сам основатель взлётность определяет в сопоставлении с приземлённостью. Т.е. давайте горькое определять, как НЕ сладкое, а сладкое - как противоположность горького.
Итог: материализация чувственных идей. Разумеется, ничего не обосновывается, всё подаётся, как откровение свыше, сообщаемое избранным. И радуйтесь: оставлен самый вкусный кусок пирога - обоснуйте и измерьте - и на здоровье, - будет каждому по нобелевке.
Поскольку свойство ярко проявляется в поэтичности, попробую подойти к задаче аналитически. А именно: возьму произведение Дракона, и посмотрю, как он, Поэт, там живёт. Т.е. войду внутрь, в композицию. Такого стиха, конечно, чтоб было всем очевидно: тут - очень взлётно.
А. Блок, «Незнакомка» - надеюсь, подойдёт?
Это очень целомудренное произведение, хотя иллюстрации в интернете, в большинстве случаев, на грани порнографии. Что ж, раскрутка ресурса - вопрос важный, способный затмить всё, что угодно. Даже смысл и разум.
Рецензии, которых в год появляется штук по сто, - не меньше, - хором выискивают в «Незнакомке» контрасты поэтических образов. Да и пусть их, если нравится. А тут попробуем выяснить, что же действительно случилось 24 апреля 1906 в "Озерках".
Надеюсь, что изображённая мной «Незнакомка» Александра Блока окажется самой незнакомой :)
Немного о методике: исследование точек зрения-наблюдения в литературоведении известно давно. Применяется это редко, и в малых порциях: трудоёмко. Но для нашей цели сгодится: когда поймём, как там, в "Озерках", взлетали, то построим алгоритм... полёта.
Композиция любого произведения — это фрагменты текста, сопоставленные с точками наблюдения за героями и событиями. Их порядок организует взгляд читателя и на текст, и на изображённый мир. Всё в целом создаёт схему пространственно-временных координат рассказчика, который может находиться рядом с персонажами. А может и не находиться.
Кратко: откуда-то ж автор смотрит на действие, на героев? Вот эту точку в пространстве - откуда взгляд, - и будем вычислять (если удастся). Из чего, возможно, родится ответ, ключ к пониманию стиля его мышления и характера мироощущений.
Ниже привожу табличку-схему движения координат точек зрения А. Блока в пространстве «Незнакомки»: во времени, в ощущениях, в эмоциональной сфере, в душе. Итог: координаты движения "кинокамеры", снимающей происходящее.
Итоги разбора «Незнакомки» А. Блока
Что сказать? Да, летает. Сначала - над местом действия, над ресторанами. Потом над пылью и скукой. Чуточку приземляется в канавы, разгоняется, планирует над озером и взмывает к луне.
Резко пикирует в стакан, выныривает, осматривается, и видит, в час назначенный, Девичий стан. Снизу смотрит: только что из стакана. А девица движется взлётно и серьёзно. И туман. Осторожней надо, значит.
Обалдевает от духов, лезет (мысленно) к ней под платье...
Почему? Хотя продолжает сидеть за столиком, упругие шелка - это уже тактильность. Хоть и мысленно, но всё же это - "на ощупь". Вот ведь предупреждали, когда-то, что "всякий, на женщину с вожделением..."
Хорошо, хоть издалека... Это и поддерживается целомудренность сюжета.
Неудивительно, что тут же, поосязав, проваливается за тёмную вуаль, где берег очарованный.
А за приличное поведение следует награда: целое Солнце вручают. От такого грех не погреться.
Взлетает - по моему разумению - выше времён и пространств. Если бы вам дали на сохранение Солнце, вы б себя божеством ощутили? Вот и он тоже: сбылась мечта символиста.
Но - пора возвращаться: над всем сущим, и вне времени дышать тяжело. Поэтому приземляемся над дальним берегом. Как вернуться из астрала? Потрогать чем-нибудь - прямо в мозгу. Например, перьями.
Теперь всё на месте: есть ощущение исключительности, осмысленности бытия - причём без физического восприятия. И знание: в чём высшая истина.
В вине, разумеется. Почти, как от прочтения книг Г. Кваши :)
Схема движения координат точек зрения А. Блока в «Незнакомке»: в пространстве, во времени, в ощущениях, в эмоциональной сфере, в душе
|
Высота |
Даль |
Во времени |
Физические ощущения, чувствительность |
Эмоции |
В душе - событие |
Где камера |
По вечерам над ресторанами / Горячий воздух дик и глух, / И правит окриками пьяными Весенний и тлетворный дух. |
над ресторанами |
здесь |
по вечерам |
температурная, слух |
дик, весенний, тлетворный |
правит |
у ресторанов |
Вдали, над пылью переулочной, / Над скукой загородных дач, / Чуть золотится крендель булочной, / И раздается детский плач. |
над пылью |
вдали |
по вечерам |
слух, зрение |
над скукой |
золотится |
над поселением |
И каждый вечер, за шлагбаумами, / Заламывая котелки, / Среди канав гуляют с дамами / Испытанные остряки. |
над канавами |
за шлагбаумами |
И каждый вечер |
зрение |
|
ирония |
над границей поселения |
Над озером скрипят уключины, / И раздается женский визг, / А в небе, ко всему приученный, / Бессмысленно кривится диск. |
над озером, в небе |
над всем посёлком |
каждый вечер |
слух, зрение |
женский визг; Бессмысленно кривится |
ко всему приученны |
в небе над всем посёлком, возле луны |
И каждый вечер друг единственный / В моем стакане отражен / И влагой терпкой и таинственной, / Как я, смирён и оглушен. |
вниз, в стакан |
в стакане |
И каждый вечер |
вкус |
единственный; таинственность |
смирён и оглушен |
над стаканом |
А рядом у соседних столиков / Лакеи сонные торчат, / И пьяницы с глазами кроликов / "In vino veritas!"* кричат. |
за столиком |
в ресторане |
вечером |
зрение |
сонные; пьяницы с глазами кроликов |
кричат |
над ресторанным столиком |
И каждый вечер, в час назначенный / (Иль это только снится мне?), / Девичий стан, шелками схваченный, / В туманном движется окне. |
за столиком |
в ресторане |
в час назначенный |
зрение |
снится |
Девичий стан; движется |
за столиком |
И медленно, пройдя меж пьяными, / Всегда без спутников, одна, / Дыша духами и туманами, / Она садится у окна. |
за столиком |
в ресторане |
чуть позже |
зрение, обоняние |
медленно, духами и туманами |
одна |
за столиком |
И веют древними поверьями / Ее упругие шелка, / И шляпа с траурными перьями, / И в кольцах узкая рука. |
за столиком |
в ресторане |
ещё чуть позже |
тактильность, зрение |
траурность |
веет древностью |
за столиком |
И странной близостью закованный, / Смотрю за темную вуаль, / И вижу берег очарованный / И очарованную даль. |
над тёмной вуалью |
очарованная даль |
сразу, сейчас |
зрение |
странная близость |
закованный |
над берегом очарованной дали |
Глухие тайны мне поручены, / Мне чье-то солнце вручено, / И все души моей излучины / Пронзило терпкое вино. |
над миром |
вселенная |
вне времени |
вкус |
глухие тайны |
солнце вручено |
вне времени и вне пространства |
И перья страуса склоненные / В моем качаются мозгу, / И очи синие бездонные / Цветут на дальнем берегу. |
под перьями шляпки |
в голове |
сейчас |
чувство пространства (качаются); зрение цветное |
синие бездонные |
очи Цветут |
над дальним берегом |
В моей душе лежит сокровище, / И ключ поручен только мне! / Ты право, пьяное чудовище! / Я знаю: истина в вине. |
в душе |
внутри |
сейчас и всегда |
- |
истина |
сокровище |
над своей душой |
в Зодиаке..:
- 6012 просмотров
Структурно об Александре Блоке
Наш сайт знакомств
VS писал(а): ↑
20/12/2018 - 14:50
Как обойти блокировку
20/05/2017 - 10:42
Осип Шор — прототип Остапа Бендера
18/05/2017 - 12:57
tvmusicstoma
20/11/2016 - 09:01
вот обсуждения и тут видео на
27/07/2016 - 11:19
Майя Плисецкая и Родион Щедрин
02/07/2016 - 20:15
Андрей Тарковский, «Зеркало»
02/07/2016 - 20:14
Юрий Гагарин 1 мая 1963
02/07/2016 - 20:07
Владимир Высоцкий и Марина Влади в
02/07/2016 - 20:05