Хранитель русских серебряных струн (Анна Ахматова)
Рассматривать свойства психологических структур имеет смысл в сравнении. Для этого есть удачная возможность - изучать творчество поэтов. Но охватить всё и всех - не слишком реально, поэтому сейчас выбираю по принципу - про кого первого вспомнили. Анна Андреевна Ахматова - очень сильный поэт, с трудной, трагической судьбой, с уникально-пронзительной лирикой.
Интересно будет посмотреть, как она движется с "кинокамерой" в своих произведениях. Что взять? Сложный вопрос. Попробую спросить у Яндекса - какие стихи там ищут чаще всего, те и разберу. Не факт, что это лучший выбор, но пока нет идей, как сделать правильно.
"Сжала руки под темной вуалью" - смотрит как бы сверху из близкого прошлого (вчера?), и всё в из сознания автора. Ощущения - тактильные (зажимаясь и задыхаясь).
"Я научилась просто, мудро жить" - недавнее прошлое, от имени и из сознания автора, работает осязание, слух, зрение.
"А, ты думал – я тоже такая" - близкое прошлое и близкое будущее, осязание и обоняние.
Это всё образцы раннего творчества, расцвет сил.
Теперь - позднее время, ей - 67 лет.
"Ты выдумал меня" - начинает здесь и в близком времени. Взлетает над миром, оценивает его иссякшие силы, уходя в чуть более отдалённое прошлое - до невероятного года. Приближается к осени, встречает перед своим домом пришедшего. Использует слух, осязание, зрение.
В целом для сюжетов характерна линейность движений в пространстве и во времени, минимальный набор ощущений.
На чём строится эта поэзия? Ясно, что не на полётах, и не на материализации идей. Может и правда, получается по Г. Кваше: люди таких знаков стоят на том, что они - знаки возмужания. Т.е. должны "будоражить людей, будить их от душевного сна, отрывать от излишней изнеженности, возвращать им тонус?" Это их психологическая суть, а поэтическая основа - в ортодоксальности, в охране системы, мировоззрения.
Что ж, вписывается в акмеизм, к которому она по молодости себя относила:
Основные принципы акмеизма: освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; стремление придать слову определенное, точное значение; предметность и четкость образов, отточенность деталей; обращение к человеку, к «подлинности» его чувств; поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала; перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».
Соответствие ортодоксальности очень хорошо видно. И в стихах, разве не заметно именно "охранное" содержание? Первые три - все о защите ушедшего чувства.
Последнее в списке - защита одиночества.
Приведённые строки - везде прорыв, разрыв сопротивления чего-либо происходящего, дабы сохранить то, что было, есть. Причем прорыв исполняется "собственной шкурой" - всегда присутствует осязание.
Возмужание, кроме тактильности, т.е. сломом припятствий за счёт толстокожести, заметно ещё в таком: все выбранные произведения демонстрируют "переворот сознания" автора: будто только что, вот в этот самый момент, узнано что-то, получен урок. А раньше, значит, о таком и понятия не имели - тенейджеры?
Замкнутость, ортодоксальность мировоззрения так намного заметнее, реальнее и ощутимее. Не зря ж её считали хранительницей традиций серебряного века русской поэзии. Например:
Н. Струве: «Последняя великая представительница великой русской дворянской культуры».
Анна Ахматова
1914, антикармический год
|
Высота |
Даль |
Во времени |
Физические ощущения, чувствительность |
Эмоции |
В душе - событие |
Где камера |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Сжала руки под темной вуалью.../"Отчего ты сегодня бледна?" /- Оттого, что я терпкой печалью /Напоила его допьяна. |
возле своих рук |
возле себя самой |
сейчас и недавно |
сжала руки (осязание) |
бледна |
терпкая печаль |
перед автором |
Как забуду? Он вышел, шатаясь, /Искривился мучительно рот... /Я сбежала, перил не касаясь, /Я бежала за ним до ворот. |
чуть выше головы |
до ворот |
чуть раньше |
перил не касаясь (осязание) |
Искривился мучительно рот |
как забуду? |
сверху из недавнего |
Задыхаясь, я крикнула: "Шутка /Все, что было. Уйдешь, я умру". /Улыбнулся спокойно и жутко /И сказал мне: "Не стой на ветру". 1911 |
в себе |
в себе |
сразу за этим |
задыхаясь (осязание) |
умру |
крикнула |
в недавнем прошлом в голове автора |
|
|
|
|
||||
Я научилась просто, мудро жить, /Смотреть на небо и молиться Богу, /И долго перед вечером бродить, /Чтоб утомить ненужную тревогу. |
в себе |
в себе самой |
недавнее |
просто жить (осязание?) |
утомить тревогу |
мудро жить |
недавнее и сейчас, здесь |
Когда шуршат в овраге лопухи /И никнет гроздь рябины желто-красной, /Слагаю я веселые стихи /О жизни тленной, тленной и прекрасной. |
над оврагом под рябиной |
в себе самой |
недавно |
шуршат, никнет (слух, зрение, обоняние) |
веселые стихи |
о жизни тленной и прекрасной |
по маршруту прогулок, в голове рассказчика |
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь /Пушистый кот, мурлыкает умильней, /И яркий загорается огонь /На башенке озерной лесопильни. |
на пороге дома |
на руке и на башенке |
сейчас |
пушистый (тактильность), мурлыкает (звук) |
|
|
здесь, сейчас |
Лишь изредка прорезывает тишь /Крик аиста, слетевшего на крышу. /И если в дверь мою ты постучишь, /Мне кажется, я даже не услышу. 1912 |
на крыше и в двери |
возле дома |
сейчас |
слух |
если постучишь |
не услышу |
здесь, сейчас |
|
|
|
|
||||
А, ты думал – я тоже такая, /Что можно забыть меня, /И что брошусь, моля и рыдая. /Под копыта гнедого коня. |
на уровне лица |
на дороге где кони |
сейчас и недавно |
под копыта (тактильность) |
моля и рыдая |
ты думал |
в голове автора |
Или стану просить у знахарок /В наговорной воде корешок /И пришлю тебе страшный подарок – /Мой заветный душистый платок. |
руки |
посылка |
недальнее время |
душистый - обоняние |
страшный |
заветный |
сейчас и близкое время в голове автора |
Будь же проклят. Ни стоном, ни взглядом /Окаянной души не коснусь, /Но клянусь тебе ангельским садом, /Чудотворной иконой клянусь /И ночей наших пламенных чадом – /Я к тебе никогда не вернусь. 1921 |
иконы |
ангельский сад |
недавнии прошлые ночи |
осязание? |
окоянной не коснусь |
проклятие |
автор и будущее |
|
|
|
|
||||
Ты выдумал меня. Такой на свете нет, /Такой на свете быть не может. |
автор |
здесь |
близкое прошлое и будущее |
зрение? |
на свете нет |
выдумал |
здесь и близкое впемя |
Ни врач не исцелит, не утолит поэт, - /Тень призрака тебя и день, и ночь тревожит. |
возле рассказчика |
врач, поэт |
близкое время, день и ночь |
не исцелит, не утолит |
тревожит |
тень призрака |
в близком времени, у автора |
Мы встретились с тобой в невероятный год, /Когда уже иссякли мира силы, |
внутри мирозданья |
в небесных сферах |
в невероятный год |
иссякли силы |
с тобой |
встретились |
в недавнем прошлом, в мирозданье |
Все было в трауре, все никло от невзгод, /И были свежи лишь могилы. |
над могилами |
везде |
недавнее |
никло |
траур |
невзгоды |
в недавнем прошлом, у автора |
Без фонарей, как смоль был черен невский вал, /Глухая ночь вокруг стеной стояла… |
фонарь |
невский вал |
недавно |
глухая ночь - слух, зрение |
вокруг стеной |
ночь стояла |
недавно, у автора |
Так вот когда тебя мой голос вызывал! /Что делала - сама еще не понимала. |
над головой |
над миром |
недавно |
глос, звук |
так вот когда |
вызывал |
недавно, у автора |
И ты пришел ко мне, как бы звездой ведом, /По осени трагической ступая, |
над осенью |
со звезды |
осень |
осязание - пришёл |
по осени трагической |
ко мне |
перед автором, встречает пришедшего |
В тот навсегда опустошенный дом, /Откуда унеслась стихов сожженных стая. 1956 |
над домом |
из осени |
прошлое |
осязание - опустошённый? |
стихов сожжённых |
в тот дом |
рядом с домом |
- 6005 просмотров
Наш сайт знакомств
VS писал(а): ↑
20/12/2018 - 14:50
Как обойти блокировку
20/05/2017 - 10:42
Осип Шор — прототип Остапа Бендера
18/05/2017 - 12:57
tvmusicstoma
20/11/2016 - 09:01
вот обсуждения и тут видео на
27/07/2016 - 11:19
Майя Плисецкая и Родион Щедрин
02/07/2016 - 20:15
Андрей Тарковский, «Зеркало»
02/07/2016 - 20:14
Юрий Гагарин 1 мая 1963
02/07/2016 - 20:07
Владимир Высоцкий и Марина Влади в
02/07/2016 - 20:05