Хранитель русских серебряных струн (Анна Ахматова)

Хранитель русских серебряных струн: Анна Ахматова, реквием

Рассматривать свойства психологических структур имеет смысл в сравнении. Для этого есть удачная возможность - изучать творчество поэтов. Но охватить всё и всех - не слишком реально, поэтому сейчас выбираю по принципу - про кого первого вспомнили. Анна Андреевна Ахматова - очень сильный поэт, с трудной, трагической судьбой, с уникально-пронзительной лирикой.

Интересно будет посмотреть, как она движется с "кинокамерой" в своих произведениях. Что взять? Сложный вопрос. Попробую спросить у Яндекса - какие стихи там ищут чаще всего, те и разберу. Не факт, что это лучший выбор, но пока нет идей, как сделать правильно.

"Сжала руки под темной вуалью" - смотрит как бы сверху из близкого прошлого (вчера?), и всё в из сознания автора. Ощущения - тактильные (зажимаясь и задыхаясь).

"Я научилась просто, мудро жить" - недавнее прошлое, от имени и из сознания автора, работает осязание, слух, зрение.

"А, ты думал – я тоже такая" - близкое прошлое и близкое будущее, осязание и обоняние.

Это всё образцы раннего творчества, расцвет сил.

Теперь - позднее время, ей - 67 лет.

"Ты выдумал меня" - начинает здесь и в близком времени. Взлетает над миром, оценивает его иссякшие силы, уходя в чуть более отдалённое прошлое - до невероятного года. Приближается к осени, встречает перед своим домом пришедшего. Использует слух, осязание, зрение.

В целом для сюжетов характерна линейность движений в пространстве и во времени, минимальный набор ощущений.

На чём строится эта поэзия? Ясно, что не на полётах, и не на материализации идей. Может и правда, получается по Г. Кваше: люди таких знаков стоят на том, что они - знаки возмужания. Т.е. должны "будоражить людей, будить их от душевного сна, отрывать от излишней изнеженности, возвращать им тонус?" Это их психологическая суть, а поэтическая основа - в ортодоксальности, в охране системы, мировоззрения.

Что ж, вписывается в акмеизм, к которому она по молодости себя относила:

Основные принципы акмеизма: освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; стремление придать слову определенное, точное значение; предметность и четкость образов, отточенность деталей; обращение к человеку, к «подлинности» его чувств; поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала; перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

Соответствие ортодоксальности очень хорошо видно. И в стихах, разве не заметно именно "охранное" содержание? Первые три - все о защите ушедшего чувства.

Последнее в списке - защита одиночества.

Приведённые строки - везде прорыв, разрыв сопротивления чего-либо происходящего, дабы сохранить то, что было, есть. Причем прорыв исполняется "собственной шкурой" - всегда присутствует осязание.

Возмужание, кроме тактильности, т.е. сломом припятствий за счёт толстокожести, заметно ещё в таком: все выбранные произведения демонстрируют "переворот сознания" автора: будто только что, вот в этот самый момент, узнано что-то, получен урок. А раньше, значит, о таком и понятия не имели - тенейджеры?

Замкнутость, ортодоксальность мировоззрения так намного заметнее, реальнее и ощутимее. Не зря ж её считали хранительницей традиций серебряного века русской поэзии. Например:

Н. Струве: «Последняя великая представительница великой русской дворянской культуры».

 

Анна  Ахматова 1914, антикармический год

Анна Ахматова
1914, антикармический год

 

Л.Росток в Google

 

 

Высота

Даль

Во времени

Физические ощущения, чувствительность

Эмоции

В душе - событие

Где камера

Сжала руки под темной вуалью.../"Отчего ты сегодня бледна?" /- Оттого, что я терпкой печалью /Напоила его допьяна.

возле своих рук

возле себя самой

сейчас и недавно

сжала руки (осязание)

бледна

терпкая печаль

перед автором

Как забуду? Он вышел, шатаясь, /Искривился мучительно рот... /Я сбежала, перил не касаясь, /Я бежала за ним до ворот.

чуть выше головы

до ворот

чуть раньше

перил не касаясь (осязание)

Искривился мучительно рот

как забуду?

сверху из недавнего

Задыхаясь, я крикнула: "Шутка /Все, что было. Уйдешь, я умру". /Улыбнулся спокойно и жутко /И сказал мне: "Не стой на ветру". 1911

в себе

в себе

сразу за этим

задыхаясь (осязание)

умру

крикнула

в недавнем прошлом в голове автора

 

 

 

 

Я научилась просто, мудро жить, /Смотреть на небо и молиться Богу, /И долго перед вечером бродить, /Чтоб утомить ненужную тревогу.

в себе

в себе самой

недавнее

просто жить (осязание?)

утомить тревогу

мудро жить

недавнее и сейчас, здесь

Когда шуршат в овраге лопухи /И никнет гроздь рябины желто-красной, /Слагаю я веселые стихи /О жизни тленной, тленной и прекрасной.

над оврагом под рябиной

в себе самой

недавно

шуршат, никнет (слух, зрение, обоняние)

веселые стихи

о жизни тленной и прекрасной

по маршруту прогулок, в голове рассказчика

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь /Пушистый кот, мурлыкает умильней, /И яркий загорается огонь /На башенке озерной лесопильни.

на пороге дома

на руке и на башенке

сейчас

пушистый (тактильность), мурлыкает (звук)

 

 

здесь, сейчас

Лишь изредка прорезывает тишь /Крик аиста, слетевшего на крышу. /И если в дверь мою ты постучишь, /Мне кажется, я даже не услышу. 1912

на крыше и в двери

возле дома

сейчас

слух

если постучишь

не услышу

здесь, сейчас

 

 

 

 

А, ты думал – я тоже такая, /Что можно забыть меня, /И что брошусь, моля и рыдая. /Под копыта гнедого коня.

на уровне лица

на дороге где кони

сейчас и недавно

под копыта (тактильность)

моля и рыдая

ты думал

в голове автора

Или стану просить у знахарок /В наговорной воде корешок /И пришлю тебе страшный подарок – /Мой заветный душистый платок.

руки

посылка

недальнее время

душистый - обоняние

страшный

заветный

сейчас и близкое время в голове автора

Будь же проклят. Ни стоном, ни взглядом /Окаянной души не коснусь, /Но клянусь тебе ангельским садом, /Чудотворной иконой клянусь /И ночей наших пламенных чадом – /Я к тебе никогда не вернусь. 1921

иконы

ангельский сад

недавнии прошлые ночи

осязание?

окоянной не коснусь

проклятие

автор и будущее

 

 

 

 

Ты выдумал меня. Такой на свете нет, /Такой на свете быть не может.

автор

здесь

близкое прошлое и будущее

зрение?

на свете нет

выдумал

здесь и близкое впемя

Ни врач не исцелит, не утолит поэт, - /Тень призрака тебя и день, и ночь тревожит.

возле рассказчика

врач, поэт

близкое время, день и ночь

не исцелит, не утолит

тревожит

тень призрака

в близком времени, у автора

Мы встретились с тобой в невероятный год, /Когда уже иссякли мира силы,

внутри мирозданья

в небесных сферах

в невероятный год

иссякли силы

с тобой

встретились

в недавнем прошлом, в мирозданье

Все было в трауре, все никло от невзгод, /И были свежи лишь могилы.

над могилами

везде

недавнее

никло

траур

невзгоды

в недавнем прошлом, у автора

Без фонарей, как смоль был черен невский вал, /Глухая ночь вокруг стеной стояла…

фонарь

невский вал

недавно

глухая ночь - слух, зрение

вокруг стеной

ночь стояла

недавно, у автора

Так вот когда тебя мой голос вызывал! /Что делала - сама еще не понимала.

над головой

над миром

недавно

глос, звук

так вот когда

вызывал

недавно, у автора

И ты пришел ко мне, как бы звездой ведом, /По осени трагической ступая,

над осенью

со звезды

осень

осязание - пришёл

по осени трагической

ко мне

перед автором, встречает пришедшего

В тот навсегда опустошенный дом, /Откуда унеслась стихов сожженных стая. 1956

над домом

из осени

прошлое

осязание - опустошённый?

стихов сожжённых

в тот дом

рядом с домом

Наш сайт знакомств