
первая мысль, возникающая при виде охвата мирового населения грамотностью и айфонами, - ах, ну теперь человечеству ничего не грозит - мы все стали такие умные, сейчас все проблемы порешаем влёт.
Однако, присмотревшись, понимаешь, что, скорее всего, количество здравомыслящих людей - это величина если не постоянная, то очень близкая к ней. Это даже не половина, не четверть, а намного меньший процент к общему количеству населения.
Просто берёшь любую книгу классика 18-19 века и сразу понимаешь, насколько наше поколение отстало от них по уровню генерирования мысли.
Сложная тема))
*
и через час встречаю в ТГ, как по заказу,
Выражается он в следующем. В конфликте заточенной под индустриальную эпоху (государственной) и ориентированной на эпоху информационную (индивидуальной) системами образования. Раньше учиться можно было только в определенном ВУЗе и только определенным вещам, теперь учиться можно где угодно и как угодно.
Происходит падение престижа интеллектуального труда в целом, отсутствие возможности влиять с помощью интеллекта на общество. Возникает «постнаука», которая характеризуется применением принципов журналистики и художественных романов в научных исследованиях, которая развлекает скучающего потребителя. Мы наблюдаем исчерпанность академической среды. В пустые оболочки, бессмысленные ритуалы превращаются все атрибуты и формы внешнего выражения научного сообщества - защиты курсовых, дипломных, диссертационных работ, доклады, диспуты, экзамены и зачеты.
Мы наблюдаем парадокс: переизбыток людей с высшим образованием при кризисе профессиональных кадров. В 1900 г. в Германии было 17 человек с высшим образованием на 10000 жителей, в России при населении более 80 млн. чел. было менее 500000 человек с высшим образованием. Однако это не помешало ни Германии, ни России осуществить промышленный и культурный переворот. Иными словами, обеспечить этот переворот смогли 0,17% и 0,07 населения страны. Это значит, что сегодня большинство людей с высшим образованием лишние.
Отсутствует четкое определение и понимание цели обучения. К чему стремится преподаватель? Информировать? Учить? Воспитывать? Большинство выпускников ВУЗов не работают по специальности. Почему? Непонимание рынка и низкое качество выпускников. Поэтому сегодня любой начальник, директор, менеджер добывает новых сотрудников не в ВУЗе на выпускном вечере, а у знакомых и приятелей.
Усугубляет кризис то, что он происходит в самый неподходящий момент. Сегодня образование (то есть умение работать с информацией) приобретает цивилизационное значение. Элитой информационного общества становятся люди, которые умеют получать, обрабатывать, систематизировать и распространять информацию. Кроме того, не лишне вспомнить Й.Шумпетера, который писал, что именно знание порождает богатство. Сам по себе производственный процесс не порождает богатства, так как тратить приходится столько же, сколько получать. Богатство можно получить только кому-то (в широком смысле) недоплатив, или взяв больше. Проблемы экологии - «недоплата» Природе, эксплуатация и рабский труд – «недоплата» Труду, экспроприация и военные захваты - «недоплата» Капиталу. В этих условиях именно знание становится источником богатства.
Оно возникает благодаря управленческому мышлению, деятельности, которые собирают разные факторы будущего производственного процесса и превращают их в работающую систему. Знание (управление) берет рабочую силу и превращает ее в труд, «берет» землю или недра и превращает их в условия производства, «берет» сбережения и превращает их в инвестиции.