Крыса в год Петуха, Козерог в месяц Девы
Валерий Харламов
Годы жизни: 14 января 1948 - 27 августа 1981
…В морозную московскую ночь с 13-го на 14 января 1948 года в роддом везли молодую маму – испанку Арибе Орбат Хермане, которая в конце 30-х годов еще ребёнком оказалась в СССР. Бегонита полюбила русского парня Бориса, от него же и ждала ребёнка. Оба работали на заводе "Коммунар", и это в какой-то мере был служебный роман. Сын у Бориса Сергеевича родился уже в машине, и он, отпустив любимую жену в больницу, пошёл пешком домой. Милиция увидала путника с подозрительным узелком, в котором были вещи Бегониты, и стражи порядка задержали Бориса Харламова. Счастливый отец даже был рад такому повороту событий, ведь он нашёл тёплое пристанище и было с кем отметить радостное событие. Знал бы отец, в кого вырастит его сын Валера, которого он назвал в честь Чкалова, закатил бы настоящий пир – не иначе.
Тяжёлые роды не стали последним испытанием в жизни семьи Харламовых и маленького Валеры. Мальчиком он рос болезненным, хиленьким. Борис и Бегонита жили в общежитии, денег у них было не много, и вырастить богатырём своего сына им было совсем не просто. А тут ещё будущего короля льда серьезно подвело здоровье…После пережитой ангины у него пошли осложнения и врачи поставили диагноз – порок сердца. Эта болезнь должна была поставить крест на большом спорте, но отец мальчика думал по-другому.
Борис Сергеевич Харламов не опустил рук и решился отдать Валеру в хоккей. Будущий армеец встал на коньки ещё в семь лет, а в хоккейную школу пошёл в 1962 году, когда Ленинградском шоссе открылся летний каток. Несмотря на то что парню нельзя было заниматься физкультурной, плавать и поднимать тяжести, в секцию его приняли. Загвоздка была в том, что набор производился ребят 1949 года рождения, а Харламов родился на год раньше… Однако Валера был настолько худеньким и слабеньким, что отцу не составило труда обмануть тренеров и сделать всё, чтобы его сын стал хоккеистом. Удивительно, ведь, как правило, истинные гении чуть ли не с пелёнок показывают всему миру свой недюжинный потенциал и в юношеском возрасте нередко выступают среди ребят на год, а то и на два старше. Харламов уникален не только своими неуловимыми движениями на льду и талантом бомбардира от Бога, но и тем, как он завоевал эту славу. Путь Валерия Харламова быть тернист, и до сих пор этот великий хоккеист остаётся примером для юных хоккеистов, которые не обладают богатырскими габаритами, а также для тех, кто не смог проявить себя на уровне юниорских и молодёжных сборных. И как это актуально для нашего хоккея сейчас, когда для многих 21 год – порог: либо наверх, либо…
Ушедшие в мир иной в эльфийское время, либо в свой эльфийский год или месяц ещё надолго оставляют о себе славу в памяти людской. Валерий Харламов, сам будучи Эльфом, погиб в эльфийское время, в эльфийский год Петуха для Крысы и эльфийский месяц Девы для Козерога. Очень редкое сочетание знаков смерти.
27 августа 1981 года, в автомобильной катастрофе погиб легендарный хоккеист Валерий Харламов. Ему тогда также было тридцать три. Не следует, наверное, вспоминать все его титулы, достижения. Наверное, всем известно, как его до сих пор боготворят во всем мире, а в хоккейной Мекке Канаде Харламов до сих пор один из идолов. Следует, наверное, просто сказать, что Харламов из тех великих спортсменов и людей, которого любили все, несмотря на клубные пристрастия.
На следующий день в «Вечерней Москве» на последней странице появился некролог, который потряс спортивный мир. Харламов погиб?! Не может быть! Ведь он должен был уехать со сборной в Канаду!
Так что же случилось на Ленинградском шоссе 33 года назад, 27 августа 1981 года?
ТИХОНОВ НЕ ВЗЯЛ ЕГО В КАНАДУ
За день до трагедии Ирина Харламова с шестилетним сыном Сашей возвращалась с юга, и Валерий поехал встречать их в аэропорт. Теща Нина Васильевна жила с маленькой внучкой Бегонитой на даче в деревне Покровка, что под Клином, в тот вечер вся семья собралась там же... А накануне в карьере хоккеиста Харламова случился перелом. Сборная улетела на Кубок Канады, а его в последний момент «отцепили». Грубо, без церемоний. Команда уже паковала вещи перед отправкой в аэропорт, когда главный тренер Виктор Тихонов вызвал Харламова для беседы. Через полчаса Валерий вышел из тренерской сам не свой. Ничего не объясняя, он пожал коллегам руки, что-то промямлил про необходимость обязательно победить, развернулся и уехал. Конечно, тренер имел полное право решать, с кем ехать на престижнейший турнир, но никто из хоккеистов не понял, почему так нужно было все обставлять.
Понятно же было, что для 33-летнего Харламова это был бы последний турнир такого ранга, его лебединая песня. Он и готовился к нему неистово. Но увы…
ЗА РУЛЬ СЕЛ ВАЛЕРИЙ
Вспоминает теща Валерия Харламова, Нина Васильевна:
— Приехав из аэропорта, дочь сразу отозвала меня в сторону и предупредила, чтобы я ни словом не обмолвилась о сборной. Было видно, что Валера и так очень сильно переживает. Ира слегка простудилась на юге, поэтому спать легли рано. Никакой выпивки, ничего не было. Ира привезла хорошее вино, но Валера сказал, чтобы сохранили его на мое пятидесятилетие. Разместились в одной комнате. Но Валера лег не сразу. Потолкался по даче, потом пристроился к Саше на кровать. Хотела взять ребенка к себе, но он отказался. Я чутко сплю, поэтому видела, как Валера несколько раз вставал. Не курил, просто посидит-посидит — да снова ляжет. Утром встали рано. Ира с Валерой засобирались в Москву, и она предложила вести машину, поскольку он не выспался. Тут уж я, зная, что у дочери нет прав, запротестовала: «Не давай ей руль, она и так без тебя два раза одна на дачу приезжала. Да и погода сегодня дождливая». Валера согласился со мной, тем более что надо было еще крюк сделать — племянника Сережу, который недавно вернулся из армии, завезти по делам. Короче говоря, Валера сел за руль, и они уехали.
«ВОЛГА» ВЫСКОЧИЛА НА ВСТРЕЧКУ
Уже никто не узнает, почему, едва отъехав от дачи, Валера уступил руль жене. Видимо, это произошло сразу, как только деревня скрылась за поворотом. А трагедия произошла в четырех километрах от Покровки. Вспоминает водитель «ЗИЛа» Виктор Петрович Крылов:
— Около девяти часов я ехал в районе Солнечногорска по Ленинградскому шоссе. Перегонял новый автомобиль из Пушкина в Ленинград. Скорость у меня была маленькая, я всегда осторожно езжу, а тут еще новый асфальт. Он же скользкий, словно жирком смазанный. Но дорога была свободная, движения мало. И вдруг навстречу по моей полосе летит «Волга». Она пыталась уйти от удара, поэтому ее развернуло боком. Вот этим боком она в мой бампер и ударилась. Ее еще раз развернуло и выкинуло на обочину. Мне милиционер потом говорил, что у них спидометр заклинило на 110 километрах(в материалах уголовного дела зафиксировано, что скорость «Волги» была 60 километров. — «ВМ»). Меня тоже потащило вправо, и я съехал в кювет. Тут сразу милиция. Она ехала за Харламовыми, как специально… Я чуть оправился от шока и стал помогать старшему лейтенанту вынимать людей из легковушки. За рулем была женщина. Когда достали, она еще два раза вздохнула и умерла. А двоих мужчин вытащили уже мертвыми. На лицах у них не было ни царапинки. Кто-то узнал в одном Валерия Харламова. Потом приехал генерал-майор, начальник областной ГАИ. Он отвел меня в сторону и долго оценивающе смотрел мне в глаза: прикидывал, не пьян ли я. Затем похлопал по плечу: «Не волнуйтесь!» На месте катастрофы я провел минут сорок.
НА ПРОКЛЯТОМ МЕСТЕ ПОГИБЛИ МНОГИЕ
На месте той катастрофы нынче стоит памятник. На небольшом постаменте — хоккейная шайба из гранита и клюшка из металла. На шайбе написано: «Валерий Харламов. Здесь погасла звезда русского хоккея». Частенько на постаменте можно видеть обычную шайбу и старую, видавшую виды клюшку, перемотанную еще с советских времен изолентой. Сверху — цветы.
Дорога на 74-м километре нынче на загляденье, асфальт отменный, ни выбоинки. Но по обе стороны от памятника, чуть в стороне — венки на деревьях. Не только для Харламовых это место стало роковым… Виктор Крылов, водитель «ЗИЛа»:
— Я на том проклятом месте много раз был. Я же потом продолжал машины гонять по Ленинградке. Остановлюсь, подойду к памятнику, постою… Но не знаю, в чем мне себя укорять. Видно, так Богу было угодно.
Из протокола с места аварии
«Столкновение произошло при нормальной видимости на участке шоссе, проезжая часть которого мокрая, асфальтированная, горизонтального профиля. При выезде автомобиля «ГАЗ-24» с полосы старого асфальтобетона (черного щебня) и наезде на выступающую на 7 сантиметров кромку свежеуложенного асфальтобетона произошел занос автомобиля, после чего он выехал на полосу встречного движения».
Одно колесо «Волги» оказалось на новом, высоко выступающем асфальте, а другое — на старом. Спецы говорят, что на новом асфальте первое время всегда выступает небольшая масляная пленка. А тут еще изморозь. Вот «Волгу» и понесло. А навстречу ехал «ЗИЛ» из Пушкина.
Имя Валерия Харламова увековечено во всём советском и российском хоккее. Его 17-й номер давно уже стал "харламовским” и извлечён из обращения в национальной команде. Имя Харламова носит один из дивизионов КХЛ и главный трофей Молодёжной хоккейной лиги. Стоит ли говорить, что для большинства российских хоккеистов признание в виде "Харламов Трофи” куда важнее всяческих "арт россов” и "хартов”…
На заборах, на обшарпанных стенах домов по всей стране можно встретить восклицания, абсолютно далёкие от истины, лишённые всяческой логики: "Цой жив!”. Даже 20 лет спустя после смерти культового музыканта, с ним не могут проститься, о нём невозможно забыть. У нашего хоккея был свой Цой. Неординарный, недосказанный, легендарный, единственный. У поклонников группы "Кино” для связи со своим кумиром есть записи альбомов и выступлений, у нас от Харламова остались раритетные видео игр с его участием, призы и турниры, названные его именем, и просто память, которую никто отнять не имеет права…

*
http://www.vm.ru/news/2014/08/27/kak-po ... 63428.html
*
http://www.championat.com/hockey/article-93851.html
Смотрю в прошлое, вижу будущее, так понимаю настоящее.