Джессика Митфорд (родилась 11 сентября 1917 года, Дева/Змея/Король)
Женщина, которая заставила нас посмотреть в лицо смерти
В 1960-х британская аристократка Джессика Митфорд написала книгу о работе похоронных бюро, сразу ставшую бестселлером. Как считает обозреватель BBC Future, 20 лет спустя после ухода Митфорд из жизни она продолжает учить нас правильно относиться к смерти.
Тема смерти оказалась ее коньком. Благодаря глубокому пониманию социальных проблем в сочетании с присущим ей юмором висельника Джессике удалось написать статью, которая не только привлекла внимание широкой общественности, но вскоре вылилась в целую книгу.
Это было настоящее откровение. Даже те, кто недавно потерял близкого человека, очень мало знали о том, что происходит в холодных стенах морга.
Особое внимание она уделила процессу бальзамирования, описав в мельчайших подробностях, как каждое тело "опрыскивают, разрезают, прокалывают, консервируют, сшивают, приглаживают, подмазывают, ретушируют, подкрашивают, подрумянивают и облачают, превращая обычный труп в красивый памятный образ".
Митфорд с удивлением обнаружила, какой широкий ассортимент нарядов предлагался специально для ушедших в мир иной - особенно ее поразил отдельный бренд бюстгальтеров для "поддержания формы после смерти".
В своей статье она писала о том, что безутешным родственникам навязывают непомерные расходы на самые дорогие гробы, кичливые букеты и многочисленные сентиментальные сувениры (такие как памятные пепельницы в форме сердечек), всем этим подразумевая, что выбор менее дорогих аксессуаров является проявлением неуважения к усопшему.
Митфорд поставила под сомнение достоинство и полезность подобных процедур. Она с ошеломлением узнала о том, что гробовщики иногда рекомендуют отказаться от необходимого вскрытия, поскольку после этой процедуры приводить тело в порядок сложнее.
Митфорд раскритиковала их псевдопсихологический подход к клиенту, подразумевающий, что роскошные похороны подкрашенного, подмазанного и подрихтованного тела являются главным проявлением скорби по ушедшему, хотя на самом деле практически ничто на это не указывает.
По ее мнению, удрученным родственникам гораздо полезнее было бы посетить психоаналитика, нежели заплатить за роскошный отделанный атласом гроб и пышные венки из роз.
Больше всего ее угнетало то, что смерть прихорашивали и облагораживали, маскируя ее грубую реальность.
Митфорд решила, что общественности пора посмотреть в лицо смерти.
Америка была не против. Митфорд рассчитывала продать несколько сот экземпляров, но первый тираж - целых 20 тысяч - был распродан в день выхода из печати.
Книга возглавила перечень бестселлеров по версии влиятельной ежедневной газеты New York Times и не выходила из рейтинга почти весь год.
В 1965 году британский кинорежиссер Тони Ричардсон, вдохновившись книгой, снял фильм "Незабвенная" с участием американского певца Либераче, вышедший на экраны под лозунгом "Фильм, который способен задеть каждого", а в 2013 году британский рок-музыкант Дэвид Боуи включил "Американский образ смерти" в перечень ста своих любимых книг.
Судя по всему, работа Митфорд все-таки повлияла на отношение людей к смерти, и все больше скорбящих родственников стали отдавать предпочтение кремации и простой незатейливой "церемонии в стиле Митфорд".
Она пришла в восторг, узнав, что один владелец похоронного бюро назвал в ее честь дешевый гроб яркой расцветки.
В своих письмах она рассказывала, как американский политический деятель Роберт Кеннеди сообщил ей, что похороны его брата, президента США Джона Кеннеди, были организованы с учетом советов, приведенных в "Американском образе смерти".
Сегодня наука предлагает как никогда много способов отметить свой переход в мир иной, и некоторые из них наверняка понравились бы Джессике Митфорд.
*
http://www.bbc.com/russian/vert-fut-37035426
Смотрю в прошлое, вижу будущее, так понимаю настоящее.