Арефьев писал(а):Евгению Наклеушеву: Народ, как вы сами намекнули, очень аморфное образование, так как не совсем понятно, что под этим подразумевается (этнос, класс, каста?). А государство при всех его недостатках - жёсткое и оформленное. Поэтому историю измерять проще государством, а не "народом".
Народ (он же общество) отнюдь не аморфен - В ЕГО НОРМЕ. Он первичен и самосущ, государство вторично, и как аппарат, созданный главным образом в целях насилия, при всякой возможности стремится стать его беспощадным паразитом.
В классической китайской "Книге правителя области Шан" (есть в сети, рекомендую как самое кристально ясное изложение философии тоталитарного - самозакнувшегося на свои цели - государства) "народ - начало мирное, государство - военное." "Когда народ силён, государство слабо. Когда слабеет народ - армия усиливается." В целях ослабления народа рекомендуется его всяческое оглупление и развращение: "Сыновняя почтительность и братская любовь, милосердие и справедливость суть паразиты на теле государства."
"Когда законы в стране ясны, государю не надобны умные люди. _[_Как излагается далее, нет нужды быть умным и самому государю._]_ Из них сильных надо сломить, красноречивых заставить прикусить языки." Любимые народом классические "Книга истории" и "Книга песен" должны быть уничтожены, как и все прочие, кроме сугубо практических: по земледелию, магии и войне.
Практикуется тотальное закрепощение - никто не смеет передвигаться по стране без государственной надобности. Захват государством ключевых промысел соли, вина и железа.
Что до законов, они должны наказывать за крупные преступления и мелкие нарушения с равной - крайней - жестокостью. "Тогда народ полюбит государя, как родного."
Специальная глава посвящена тому, как учредить повальное доносительство друг на друга родственников и людей, занятых общим делом. Павлик Морозов там не герой, а простой лояльный подданный, получатель мелкой стандартной награды.
Во внешней политике: "когда армия прибегает к средствам, коих противник устыдился бы, она непременно окажется в выигрыше."
Пользуясь этой философией, поначалу бедное, слабое и малозаселённое полуварварское царство Цинь, сокрушило к 3 в.д.н. э. все прочие много культурнейшие и богатые царство Китая, и соорудило государство, до того совершенное, что жить в нём не стало никакой возможности. Народ восстал, и к власти пришла просвещённая конфуцианством династия Хань, по имени коей благодарные китайцы доселе называют себя народом хань. "Ошибка Цинь" была торжественно осуждена - и реабилитирована, как явление "прогрессивное", только при Мао.
После ВМВ философствующие немцы, сильно перекошенные на почтении к государству после анархических веков "закона кулака", сообразили "демоническую природу государства". Да, уже в 19 веке все левые партии Европы и Америк объявили себя антигосударственными, и сами большевики (см. в сети написанное Лениным летом 1917 г. "Государство и революция") провозгласили курс на полное уничтожение всякого государства. Правда, по захвату власти они немедля принялись "уничтожать его через временное усиление диктатурой пролетариата", то есть ЧК.
Азбуки не знаете!