Макс Эрнст — немецкий и французский художник, значимая фигура в мировом авангарде XX века.
(2.04.1891)
Кот - Овен, Аристократ
" Эрнст изобрел фроттаж – перевод на бумагу текстуры какой-либо грубой или шероховатой поверхности. Например, лист помещался на необструганное дерево и протирался грифелем или углем; в результате на нем получалось изображение, напоминающее какую-либо узнаваемую форму, Эрнст дорисовывал его краской. Художник использовал и другие автоматические техники, например, брызгал краской на полотно или клал две только что написанные картины одну на другую и получал новые неожиданные рисунки на обоих холстах. Часто эти мотивы перерабатывались в какой-нибудь первобытный пейзаж с фактурой, напоминающей растительные формы, клубки переплетенных корней, лаву или стоячую воду. Художник населял такие пейзажи причудливыми существами, напоминающими дриад, морских коньков и насекомых".
"В ранних работах Макс Эрнст обычно создавал совершенно новые сцены из множества отдельных кусочков, а в «Неделе», как правило, брал за основу готовую иллюстрацию и видоизменял её. Ресурсом для этих нарезок были многочисленные иллюстрации к бульварному французскому чтиву - любовным романам, криминальным повестям и детективам".
"В книге «По ту сторону живописи» Эрнст связывает расстройство изображения с расстройством психики. Книга открывается «Видением полусна», явившимся автору в возрасте «между 5 и 7 годами», в котором маленький Макс видит, как его проказливый отец рисует на панно «веселые и непристойные» знаки. Первое столкновение с живописью описано здесь в терминах «первосцены», определяемой Фрейдом как фантазия о сексуальном акте между родителями, в которой ребенок ищет ответ на загадку своего рождения. Эрнст использует троп первосцены в рассказах о происхождении всех методов «по ту сторону живописи», введенных им в репертуар сюрреализма – коллажа, фроттажа (изображение-оттиск, полученный путем протирания), граттажа (изображение, созданное путем процарапывания) и т.д. С помощью этих методов он стремится «десублимировать» искусство – открыть его психосексуальным импульсам и расстройствам. И опять же, воплощением его галлюцинаторного идеала служит шизофреническая репрезентация: «Я был удивлен, – пишет Эрнст о своих экспериментах, – резкому усилению моих визионерских способностей и ряду явившихся мне противоречивых образов, наплывающих один на другой, с настойчивостью и быстротой, свойственными любовным воспоминаниям".
Мне тяжело было смотреть его работы. Выбрала парочку нейтральных.

Сад Франции. 1962. Масло на холсте. Национальный музей современного искусства, центр Помпиду, Париж










