
Николь Барбе Клико-Понсардэн, Barbe Nicole Clicquot, née Ponsardin(16/12/1777)
Петух-Стрелец/ Шут
Кто не знает легендарный Дом шампанских вин
Клико? Славу ему принесла молодая вдова Николь Клико, в девичестве Понсарден.
Какая участь была уготована 27-летней вдове в начале 19 века? Заниматься рукоделием. А она после смерти мужа провозгласила себя единоличной хозяйкой новой фирмы Veuve Clicquot-Ponsardin.
Рабочее место отныне находилось в винном погребе. Она досконально изучила весь производственный цикл изготовления шампанского. Много времени тратила на изучение вкусов и претензий своих клиентов. Вела бесчисленные записные книжки, бесстрастно анализируя удачи и поражения.
Произвела прорыв в производстве шампанского - в 1816г изобрела способ удаления осадка из бутылок, чтобы обеспечить прозрачность напитка (ремюаж).
Мадам Клико никогда не упускала из виду стратегию сбыта. Её помощник уже в 1806 году был представлен царствующей чете в России и "вдовий напиток" обошел всех конкурентов в нашей стране, так как клиентуру вдова Клико завоевывала в России более умело. Этого она добивалась не только за счет качества своего напитка, но и за счет тщательного изучения нравов и привычек русской знати.
Русские, писал ей помощник г-н Бонэ, получают почти детское удовольствие, наблюдая за тем, как пенится шампанское, и как пробка сама по себе выстреливает, а пена орошает платья сидящих за столом дам. Следовательно, для России шамланское делали особенно игристым.
После войны 1812 года бутылка "Кликовского" стоила 12 рублей. За столько снимали квартиру в столице с поваром и прислугой.
Эмблему фамильного герба дома Клико и Понсарден в виде якоря(схожий с гербом Санкт-Петербурга) предложила сама Николь.
Она заставила всех прислушиваться к своему мнению, смело рисковала, всегда тщательно просчитывая запасной вариант, свято соблюдала правила игры и никогда никого не подводила, подавая пример честного отношения к делу.
В погоне за качеством она никогда не забывала о людях: щедро поощрять работников, преданных делу, всегда было хорошей традицией этого семейного предприятия. Подвалы Дома Клико хранят персональную память об успехах Дома на вечные времена — каждый подвал назван по имени особо отличившегося сотрудника.
О новом замужестве никогда уже не помышляла. А ради своего бизнеса готова была на любые жертвы. Чтобы уберечься от разных напастей — неурожай, болезни виноградников — и не останавливать производство, ей даже пришлось продать все свои драгоценности.
Самостоятельно придумала и нарисовала свою знаменитую оранжевую этикетку , чтобы её бутылки сразу выделялись на фоне невзрачных соседок-конкуренток.
По преданиям семьи вдова так вкалывала до самой гробовой доски, а умерла она в 89 лет.
Даже в "Евгении Онегине" Пушкин упоминает о шампанском Дома Клико "Вино кометы" урожая 1811г.
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток!
*
http://fr.wikipedia.org/wiki/Barbe-Nico ... e_Clicquot
*
http://whoyougle.ru/texts/champagne-widow-kliko/
*
http://www.people.passion.ru/l.php/madam-kliko_.htm