Про политическую культуру народа (опосредованно) из книги Автора "Теория войн":
После, прямо скажем, неудачного входа в Западный ритм (1801-1873) Россия возвращается к хорошо известному ей Имперскому пути. Отчего произошло отторжение русским телом Западной крови, можно рассуждать очень долго: тут и неподготовленность народа к политической активности, и позор Крымской войны, нежелание уступить рычаги управления страной экономическим структурам... А может быть, просто шла подготовка к так называемому Центральному эпизоду?
Попав после второй Западной фазы в первую Имперскую, Россия не могла не ощутить дискомфорт. Запад, или Империя, - это ведь только один аспект, второй не менее важный аспект - это определенная последовательность действий (фаз). Впервые в своей многовековой истории Россия пошла вспять, опустившись из второй фазы обратно в первую. Политическое закабаление Запада повисло в историческом пространстве, так и оставшись без своего освобождения. Полученная якобы свобода в 1861 году никакой реальной свободы народу не принесла. Об этом написано очень много. Ряд современников и историков конца XIX - начала XX века называл эту реформу "крепостнической" и утверждал, что она не привела к освобождению крестьян, а лишь определила механизм такого освобождения, причем ущербный и несправедливый. Временнообязанные крестьяне, барщина... Освобождением практически и не пахло. Так называемые дворовые крестьяне вообще остались без средств к существованию. Ну и т. д.
Строго говоря, 3 Империя освободила только дворян, они и станут ненадолго "народом"-политиком, хорошо образованным классом (помним ведь Митрофанушку?), способным самоорганизоваться и выступить. Но их было крайне-крайне мало, да и освобождённые в конце 3 Империи, при Екатерине Великой, дворяне быстро исчезли, при 4 Империи. Не обязательно физически, а как класс - да. Дворянское происхождение перестало быть положительным моментом, зачастую скрывалось.
А что с грамотностью было в целом?
Грамотность населения Российской империи (без Финляндии) по данным всеобщей переписи 1897 г.:
% грамотных в населении, не считая детей до 9 лет - 27%.
Помню, в 9 лет мне сын цитировал Конвенцию о правах ребёнка, ловко определив, что он ребенок - и у него такие-то права есть. Читать научился он года в 3, спонтанно (я развесила на разных предметах их названия, написанные мною большими печатными буквами, вся семья надо мной смеялась. Зато семья очень удивилась, когда он показывал в 3 года на вывески магазинов и называл их. Никакого слогового обучения и не было, сразу считывал слова).
Но вернусь к грамотности. Неграмотный народ в полноценные политики не годится, подозреваю. Элементарно не знает свои права. В идеологи - тем более. Отсюда и цитата про бунт, "бессмысленный и беспощадный". Ещё вспомним про то, что на Востоке элита - идеологи, и у них было много разных эзотерических знаний. За них их и ценили. На Западе и до сих пор ценят.
Так что главная задача была в начале 4 Империи - дать образование народу. Не думаю, что большевики смотрели на век вперёд, но им это удалось; грамотные люди - риск для любых властей, но власти на это пошли и преуспели.
90-е годы, которые ругает кто ни попадя, с их бандюками в малиновых пиджаках - сюрприз! - это политический период (1989-2001). К счастью, народ выбрал иную политическую культуру. А малиновые пиджаки канули в лету.