ДВЕНАДЦАТИЛЕТИЕ
Благодаря социологической структуре наши главные исторические даты приобретают свои имена. Год Быка - год ортодоксальных решений, год Змеи - год закрытых решений и год Петуха - год открытых решений.
Можно и так: год Быка - идеологические решения, Змеи - политические, Петуха - экономические.
Почему?
Ортодоксальное решение непременно идеологично, ведь ортодоксальные знаки - идейные и глубоко моральные, близкие к религии, регламентации, догматизму.
Экономические решения требуют открытости, без которой невозможна сильная экономика. Она не создается на жульничестве и обмане, главное в её создании - честная игра и соблюдение правил. Иногда открытые решения называют легитимными.
Политические решения закрыты, ведь сильная политика руководствуется законом силы и исключает игру в открытую, с преданностью закону писаному.
Имена решений дают имя и всему сверхгоду, человечество идет по кругу трех сверхгодов. Политический сверхгод, затем экономический, следом - идеологический и снова политический. Так что после 1993 года всемирная воинственность сильно упадет, и вероятность войн на четыре года будет минимальна.
Впрочем, главное в другом. Три сверхгода в мировой истории не имеют никаких преимуществ и идут по кругу. Но разные культуры, народы, страны выбирают из трех решений главнейшее и живут по его законам, игнорируя так или иначе остальные два.
Таким образом, изучение истории любой страны сводится к выяснению, какое на каждом этапе главенствует решение - политическое, экономическое или идеологическое.
Сама по себе задача эта не из простых. Во-первых, не всегда главное решение легко отличить от второстепенного, а во-вторых, в странах периодически меняется направление их истории.
Между двумя 144-летними периодами, в которых Россия шла по политическим решениям, 1653-1689-1725- 1761-1797 (годы Змеи) и 1881-1917-1953-1989-2025 (годы Змеи), легко увидеть 72-летие, в котором решения года Петуха (год открытых решений) были куда важнее. Вспомним хотя бы убийство Павла I в 1801 году, восстание декабристов в 1825-м, освобождение крестьян в 1861 году.
Поэтому метод поиска главенствующего ритма должен сочетаться с косвенными методами, отличающими три исторических алгоритма по внешним признакам.
Здесь исторический гороскоп не начинает с нуля. Ортодоксальный, идеологический тип общества достаточно уверенно описан историками, например, Л. Н. Гумилев называет такой тип общества персистентным. Два других типа, как правило, смешаны в один (у Гумилева - династический тип развития). Самый яркий, с точки зрения исторического гороскопа,- политический, имперский путь - оказался наиболее затуманенным для историков.
Как правило, описание всех типов развития производится без особой системы, по чисто эмпирической схеме. Чаще всего замечается стремление ортодоксальных систем к стабильности и неизменности, иерархичность ортодоксального общества, власть обычаев, институт старейшин, неизменность многовекового уклада.
Упомянем главный признак политического, закрытого пути. Такой путь есть -- путь империи. Ее легко узнать по особым свойствам имперского языка, по существованию ярко выраженной центростремительности, с гипертрофированной столицей и несколькими градациями провинции, по яркой двухклассовости общества.
Империй было не так уж много, их легко перечислить, но часто в ряд империй страны зачисляют без достаточных оснований. Например, США. Страна, не имеющая мощного центра, не знающая, по сути, провинциальности (все штаты равны), никогда не была и не будет империей. И самая поверхностная прикидка показывает, что именно годы Петуха определяют путь этой страны. Образованы США в 1776 году (тот самый год Обезьяны, с которого начинается экономический сверхгод). Первый президент - 1789 год, гражданская война- 1861 год, конец Великой депрессии и начало длительного подъема - 1933 год. Все это годы Петуха.
Легко увидеть главенство экономического ритма и в современной Европе- вот почему она не подчинилась централистским попыткам объединить ее, предпринятым как Наполеоном, так и Гитлером, но легко объединяется на условиях равенства и экономического процветания.
Ортодоксальным ритмам подчинено бытие большинства стран Азии. По имперскому ритму идет лишь наша страна. И такая ситуация позволяет нам дать трем историческим путям более краткие и емкие имена. Ортодоксальный путь - Восток, имперский путь - Центр и экономический путь - Запад.
Нельзя эти названия воспринимать буквально, ибо есть западные страны, идущие ортодоксальным путем, путем Востока, да и положение Центра на протяжении мировой истории многократно менялось.
И все же в целом эти имена отвечают положению в мире, причем не только в статике, но и в динамике. Прошлое человечества- в основном Восток, будущее- это Запад, настоящее его - это Центр.
Для всех трех типов исторического развития характерна внешняя экспансия. Империя осуществляет политическую экспансию, подчиняя своему влиянию все больше стран. Запад - экономическую, завоевывая рынки сбыта, причем товаром может быть не только материальный продукт, но и музыка и кинематограф.
Восток проводит идеологическую экспансию, пытаясь внедрить достижения своей идеологии (йога, у-шу, иные духовные учения).
Словом, каждый распространяет по свету то, чем он силен.
Но вот оказывается, что Запад не боится политической экспансии Центра, легко вбирает в себя его политические идеи, переосмысляет их и создает некую копию сильной политики, которая отражает имперский натиск. Находя в политических идеях их правду, Запад обезвреживает эти идеи.
Центр не боится идеологической экспансии Востока; легко вбирая в себя ортодоксальные восточные идеи, правдолюбивый Центр выискивает в этих идеях истину, тем самым лишая их завораживающей силы.
Ну и, наконец, Восток с удовольствием вбирает в себя идеи западной экономики, выискивает их внутреннее зерно, воспроизводя некую копию западной экономики, но, как и в двух предыдущих случаях, расчленяя цельный предмет, он лишает его жизни, идеи конкуренции, жестокого, "дикого" рынка.
Каждое из таких заимствований порождает некое чудо. Восток рождает экономические чудеса - неожиданный и резкий взлет Японии, Кореи, Тайваня. Запад всегда порождает чудеса политические. Разве не чудо политическое устройство США после гражданской войны и разве создание Европейского сообщества после кровавой войны- не политическое чудо?
Ну а нам, имперским людям, остается создавать идеологические чудеса, главное из которых, как предсказывает исторический гороскоп, впереди (1989-2025).
Суммируя отношения между тремя историческими сферами, можно увидеть неравновесность, векторность отношений. Империя всегда идет на Восток. Взглянем на карту. Киев, мать русских городов,- на западе страны. Движение стран Востока на запад не зафиксируешь по географическим картам, но оно достаточно ясно по той легкости, с какой любые восточные идеологии проникают в идеологическую пустыню Запада. В самом выгодном положении находится Центр, поскольку он существует не непрерывно, а лишь 144-летними рывками, в которых вторая и третья 36-летние фазы выставляют кордон против западной экономической экспансии. Так что реальна экспансия лишь в моменты перехода власти.
Однако специфика имперского пути в том, что он не длится вечно и в любом случае в конце концов превращается в Запад. Согласно нашей теории, исторический процесс - завоевание империями Востока и дальнейшее превращение этих империй в Запад.
Таким образом, от изначального состояния Востока человечество перетечет в окончательное цивилизованное состояние (Запад).
Остается лишь добавить, что главенство Востока над Западом, Запада над Центром и Центра над Востоком - чисто мирное главенство. В случае военного противостояния векторный треугольник крутится в другую сторону. А потому, проигрывая войны Японии или Афганистану, империя продвигается на Восток лишь мирным путем и, напротив, побеждая Запад в войнах, продвинуться на Запад не может, и все, что взято военным путем, всегда отдает (Финляндия, Польша, Прибалтика).
Далее
https://xsp.ru/sh/pub/outbook.php?id=14&str=0023