Оксфордский словарь: слово 2025 года – «рейджбейт»
Rage bait – буквально «приманка для ярости» – онлайн-контент, намеренно предназначенный для того, чтобы вызвать гнев или возмущение, являясь раздражающим, провокационным или оскорбительным, как правило, публикуемый с целью увеличения трафика или вовлеченности в контент определенной веб-страницы или социальной сети.
Это также проверенная тактика привлечения внимания в перформативной политике. По мере того, как алгоритмы социальных сетей начали поощрять более провокационный контент, это переросло в такие практики, как «фарминг гнева» (rage-farming), представляющее собой более последовательно применяемую попытку манипулировать реакциями и со временем нагнетать гнев и вовлечённость путём подпитывания контента приманкой для гнева, особенно в форме преднамеренной дезинформации или материалов, основанных на теориях заговора.
Rage bait – буквально «приманка для ярости» – онлайн-контент, намеренно предназначенный для того, чтобы вызвать гнев или возмущение, являясь раздражающим, провокационным или оскорбительным, как правило, публикуемый с целью увеличения трафика или вовлеченности в контент определенной веб-страницы или социальной сети.
Это также проверенная тактика привлечения внимания в перформативной политике. По мере того, как алгоритмы социальных сетей начали поощрять более провокационный контент, это переросло в такие практики, как «фарминг гнева» (rage-farming), представляющее собой более последовательно применяемую попытку манипулировать реакциями и со временем нагнетать гнев и вовлечённость путём подпитывания контента приманкой для гнева, особенно в форме преднамеренной дезинформации или материалов, основанных на теориях заговора.
Словосочетание rage bait этимологически схоже с кликбейтом (clickbait), у них общая цель – стимулировать онлайн-активность и потенциально вызывать раздражение, но приманка ярости имеет более конкретную направленность на разжигание гнева, разногласий и поляризации.
Термин впервые был использован в сети в 2002 году и за последний год частота его использования утроилась.
«Rage Bait» был выбран лингвистами Оксфордского университета после трёх дней голосования, в котором приняли участие более 30 000 человек. Его соперниками были «aura farming» – создание привлекательного публичного образа посредством презентации себя таким образом, чтобы передать уверенность, крутость или таинственность, и «biohack» – попытка улучшить свою физическую или умственную работоспособность с помощью рациона питания, физических упражнений, лекарств, добавок, гаджетов, изменения образа жизни.
Комментируя слово-победитель, президент Oxford Languages Каспер Гратволь сказал:
Тот факт, что слово «rage bait» существует и стало так часто употребляться, означает, что мы всё больше осознаём, на какие манипулятивные приёмы нас могут втянуть в интернете. Раньше интернет был сосредоточен на привлечении нашего внимания, разжигая любопытство в обмен на клики, но теперь мы наблюдаем резкий переход к захвату и влиянию на наши эмоции и реакции.
Если прошлогодний выбор, «Brain Rot» , отражал истощение ума при бесконечной прокрутке, то «Rage Bait» проливает свет на контент, специально созданный для того, чтобы вызывать возмущение и увеличивать количество кликов. Вместе они образуют мощный цикл, где возмущение порождает вовлеченность, алгоритмы его усиливают, а постоянное воздействие истощает нас. Эти слова не просто определяют тенденции; они показывают, как цифровые платформы меняют наше мышление и поведение.
«Рейджбейт» сравнялся по будничности с «брейнротом»

Когнитивные войны, информационно-психологические операции и их инструментарий стали обыденностью и нашей повседневной реальностью. Манипуляции, фейки, информационные "тепловые ловушки", нарративы, когнитивные ловушки, окна Овертона и другие инструменты социального инжиниринга становятся не уделом философов, медийщиков-нарративщиков и политиков, а составляют бОльшую часть потребляемой людьми информации.
https://t.me/ZeRada1/28076