реверс Профессор-, ср Вождь-
9(21) сентября 1868
умерла в возрасте Тигра 22 марта 1959 год


https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Книппер ... еонардовна

Из долгих лет жизни – 91 год – с Чеховым она пробыла всего шесть. Но – он жил на юге; а она - в Москве и на гастролях с театром.
В МХАТе Книппер-Чехова играла почти все главные роли; была занята во всех пьесах Чехова.
Критики отмечали умение актрисы создавать сложные, многогранные психологические образы, поэтичность, глубину чувств, способность к тонкой иронии, элегантность и благородство её сценических образов.

Думаю, ну как же так, ещё какие-то письма не охвачены моим вниманием. Письма-то я люблю!
Я далеко не "чеховед", но как-то так получилось, что почитываю его и вот немного о нём, интересуюсь.
Сегодня кстати прочитала "Чайку", а неделей раньше бунинское эссе "О Чехове " - интересное, рекомендую, отлично раскрывает образ.
(Узнала, что у него действительно были азиатские корни - по матери, отец был деспотичен и заставлял его и братьев петь в церковном хоре, и также торговать в бакалейной лавке, "В детстве у меня не было детства" - скажет писатель впоследствии. А. П. происходил из купеческой семьи, но при рождении его отец был крепостным.)
И вот опять у меня особое мнение,
Да вот и не надо бы это писать, но тут вопрос не только писем а сколько мужской психологии)
Зачем же он выбрал эту специфическую женщину?
И позволил ей так близко подойти, может быть и подозревая, что она не совсем искренна.
И вдруг кто-то тоже в теме, и возразит мне. или наоборот поддержит. Мне будет приятно)
Кто не знает , Чехов и Книппер были в отношениях около 6 лет (до смерти писателя), но вместе практически не жили, лишь периодически приезжали друг к другу, она не хотела бросать театр, а он ...- да просто не хотел жить вместе с кем-либо, тут я его понимаю.
Сами письма неоднозначное впечатление...
Можете сразу глянуть.
Они совершенно банальные и неинтересные. Скукота редкостная.
Больше всего меня удивило то, что никакого развития романа в письмах и не происходило.
Первое, сто первое, триста первое - все как по шаблону. Её - приторные-" уси-пуси-дуси-антонка..как дела -здоровье -погода...что в театре- скучаю-люблю-не могу." Его ну тоже примерно такие же.
Они сразу стали общаться как скучающие супруги прожившие вместе лет 20.
Как будто всеми этими ласковыми прозвищами, иногда совершенно в резонанс теме письма, они маскировали отсутствие настоящего контакта.
Да и был ли настоящий интерес друг к другу? Настоящее влечение души, когда любимому человеку хочется раскрыть весь свой мир?
Ведь хочется знать его мнение по самым важным вопросам, высказать себя. А здесь совершенно никакой глубины и никаких общих точек соприкосновения.
Ну она-то понятно, а он...что же он ее не поднимал на свой уровень? подстраивался и писал совершенную преснятину.
Для того, чтобы появилась теплота, нужно чтобы изначально горел огонь...А тут едва тепленько, вялянько, местами грустненько или приторно, но даже афоризма не выжать((
По-моему, литературной ценности никакой, только биографическая, историческая. Это вам не письма Цветаевой или Платонова или Пастернака.
Двух более разных людей представить себе сложно.
Ольга Леонардовна Книппер (немка по национальности) - женщина волевая, сильная, жизнерадостная и женственная.
Она всегда мечтала стать актрисой, но ее отец был решительно против - он видел дочь переводчицей или художницей..
Ольга получила хорошее образование, знала несколько языков, умела рисовать, играла на фортепиано.
После смерти отца (и до театрального успеха ) она зарабатывала на жизнь уроками музыки
В театр пришла не сразу - в первую студию, которую она поступала ее не приняли - не посчитали талантливой, во второй раз поступала (и поступила) в Музыкально-драматическое училище, в класс Немировича-Данченко, и а после выпуска стала сразу ведущей актрисой МХТ и партнершей Станиславского. Ей было уже 30.
Она была как сейчас говорят на "позитиве " - улыбается на всех фото. Даже современники отмечали ее жизнерадостность.
До Книппер в Чехова были влюблены и другие женщины. Наиболее яркая Лика Мизинова .
Лика - прообраз Нины Заречной из "Чайки", вообще "Чайка" такая полубиографическая пьеса, и вероятно самая важная для него, поэтому Чехов так тяжело перенес провал премьеры.
Лика образ куда более интересный, чем Ольга, и куда уж более чистой и искренней.
Наверное ее ошибкой была откровенная демонстрация своих чувств, Лика была слишком сильно влюблена, и никак не скрывала это.
Она признавалась открыто, пыталась вызвать его ревность заводила романы на его глазах, от одного такого романа с женатым писателем Потапенко она даже родила ребенка( тот вскоре умер).
Она досаждает ему письмами типа: "Вы забыли о моем существовании" , "я отчаялась получить от вас письмо"..."уже две недели нет писем"
«А как бы я хотела (если бы могла) затянуть аркан покрепче! Да не по Сеньке шапка! В первый раз в жизни мне так не везёт!»
«Ответа от Вас я, конечно, не жду. Потому что я ведь только Думский писец, а Вы – известный писатель Чехов»
«Ваши письма, Антон Павлович, возмутительны. Вы напишите целый лист, а там окажется всего только три слова, да к тому же глупейших».
На что Чехов отвечает ей: «Увы, я уже старый молодой человек, любовь моя не солнце и не делает весны ни для меня, ни для той птицы, которую я люблю» - И тут же отшучивается:
«Лика, не тебя так пылко я люблю! Люблю в тебе я прошлое страданье и молодость погибшую мою»
Затем он стал над ней и вовсе издеваться, писал совсем уж гадости, хотя фактически он сам толкал ее на эти романы.
«Милая Лика, Вы выудили из словаря иностранных слов слово «эгоизм» и угощаете меня им в каждом письме. Назовите этим словом Вашу собачку!»
Вот здесь Антон Павлович как человек, раскрывается куда полнее, он далеко не идеален, язвителен...как бы сейчас сказали "тролль".
Поведение ужасное, долгое время держал ее как "запасной вариант", пока она окончательно не растеряла привлекательность, да в одном из последних писем, что-то вроде вы так растолстели и стали солидной женщиной"..ну не тролль ли!)). Ох, много там шуточек за которые бы можно части зубов лишиться...
Лика слева
Переписка вновь продолжается фактически 10 лет.
"Я прожигаю жизнь, приезжайте помогать поскорей прожечь ее, потому что чем скорее, тем лучше."
"Очевидно, и здоровье я прозевал так же, как Вас"
" Милая Лика, Вы пишете, что час нашего блаженства наступит через 310 дней... Очень рад, но нельзя ли это блаженство отсрочить еще на два-три года? Мне так страшно!"
"Лика, мне в Ялте очень скучно. Жизнь моя не идет и не течет, а влачится. Не забывайте обо мне, пишите хотя изредка. В письмах, как и в жизни, Вы очень интересная женщина. Крепко Жму руку."
Он то приближает, то удаляет ее ...Она очень страдает, но не в силах порвать с этой пагубной страстью. Вот эти письма поинтереснее,чем эта восторженные ахи-охи курицы Книппер.
Еще была другая женщина Лидия Авилова.
Бунин вообще называет ее самой большой любовью Чехова, но изданные письма к Авиловой слишком уж холодно-уважительные, страсти незаподозришь.
Лидия писала рассказы и имела некоторый литературный талант, которым и воспользовалась для романтического описания отношений с писателем: она написала автобиографическую повесть.
Свидетелей этого романа нет, однако вот даже опытный серцеед Бунин поверил. Да к тому же она Лидия была замужем.
Но именно она заказывает в ювелирном магазине брелок в виде книги с гравировкой: «Повести и рассказы. Соч. Ан.Чехова, стран.207, строки 6 и 7».
Открыв эти строки, читаем: «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми её».
Потом уже этот её выразительнейший жест Чехов перенесет в "Чайку". А сам брелок будет передарен актрисе Комиссаржевской, сыгравшей Нину.
Переписка с Лидией продолжается долго, но всегда носит дружески-деловой характер. Но она конечно была влюблена.
Также была актриса - тоже Лидия - Яворская, которая тоже задалась целью выйти замуж за Чехова, и вроде бы все к тому и шло, но Антона Павловича напугали слишком уж пылкие ухаживания дамы и ее эгоцентризм..Но тем не менее она подошла к цели куда ближе всех этих интеллигентных и влюбленных Лики и Лидии.
Считается, что Яворская - прообраз Аркадиной в "Чайке".
А потом появляется она. Далеко не красавица, выглядящая куда старше своих 30+, но сильная, женственная, уверенная.
(на этом фото она еще молода)
Ольгу Книппер Чехов сам заметил на первом же спектакле после ее выпуска в роли царицы Ирины в спектакле "Царь Федор Иоанович".
После этих встреч он писал: «Ирина, по-моему, великолепна. Голос, благородство, задушевность — так хорошо, что даже в горле чешется… лучше всех Ирина. Если бы я остался в Москве, то влюбился бы в эту Ирину». Ольга вспоминала об этих встречах: «…с той встречи начал медленно затягиваться тонкий и сложный узел моей жизни».
Но она сама решительно начала "затягивать" его, как только узнала что приглянулась драматургу. Конечно, быть женой уже очень известного писателя престижно. Куда круче, чем любовницей очередного режиссера или актера, (это сейчас все наоборот). Да и возраст, пора уже...
Но это не честная и прямолинейная Лика или Лидия, это многоопытная кокетка, даже всех ее писем вот отдает этим театральным притворством и лестью.
Да самый презираемый мною типаж - таких баб я просто невыношу. "Попрыгунья" из одноименного рассказа - вот очень на нее похоже.
Современники также отмечатли ее откровенный и неприкрытый флирт.
В то же время в письмах много недовольства и "предъяв".
Но вот такие женщины и есть самый любимый мужской типаж.
По-моему, это вообще универсальный способ влюбить в себя любого мужчину - улыбайся и не сильно умничай и быть сексуальна и интересна другим мужчинам.
Что не так- обижайся и шантажируй и закатывай скандал.
Возразите мне, мужчины, если это не так.
Ох не нравится вам прямота и спокойствие, видимо это свойство либидо, нужны сильные ощущения.
"Милая собака", как он ее называл, изменяла мужу он был в курсе, говорили что она всегда была любовницей Немировича- Данченко, и что-вообще весь этот брак его внегласная инициатива.
Вот что отмечает Бунин в своем эссе:
"В начале декабря Антон Павлович приехал в Москву. Я тоже был там, -- мы с Найденовым готовились к поездке за границу. Ежедневно по вечерам я заходил к Чехову, оставался иногда у него до трех-четырех часов утра, то есть до возвращения Ольги Леонардовны домой.
Чаще всего она уезжала в театр, но иногда отправлялась на какой-нибудь благотворительный концерт. За ней заезжал Немирович во фраке, пахнущий сигарами и дорогим одеколоном, а она в вечернем туалете, надушенная, красивая, молодая, подходила к мужу со словами:
-- Не скучай без меня, Дусик, впрочем с Букишончиком тебе всегда хорошо... До свиданья, милый, - обращалась она ко мне. Я целовал ее руку, и они уходили. Чехов меня не отпускал до ее возвращения."
Она хотела иметь ребенка беременела и от Чехова и даже от какого-то любовника, но все беременности закончились выкидышем.
Вероятно, не последнюю роль в этом сыграли корсеты.
об одном таком случае она пишет:
"Два дня не писала тебе, Антончик мой! Со мной вышел казус, слушай: оказывается, я из Ялты уехала с надеждой подарить тебе Памфила, но не сознавала этого.(...)
Вот, Антончик, что стряслось надо мной. Тебе жаль Памфила?"
Да, сначала можно подумать что она понижает градус трагедии, но нет, она всегда такая. Так и представляется такая - противная жеманная кривляка, которая ни к чем не относится серьезно и слова не может произнести без придыхания или закатывания глаз.
Ну вот как, Чехов, который всегда боролся с этой глупостью и мелочностью, женской тупостью и ограниченностью, а сам с удовольствием вляпался в эту ловушку.
Какой-либо искренности и глубины и она была лишена. Да, образована, но совершенно не умна.
К счастью сейчас такие экземпляры встречаются редко, наше общество их осуждает - ТП, "овуляшки" - вот это про них, "настоящих женщин", которые были совершенно обычны в 19 и начале 20 века.
Прямо вот и вижу ее, дико смеющаюся хохочащую или рыдающую, только ради впечатления - абсолютного моего антипода.
Как будто все эти письма как продолжение бесконечного дешевого водевиля.
Хуже этих писем только дневники Николая II - тоже не соответствовали ожидаемому масштабу.
Сложно сказать, зачем был нужен этот странный брак тяжело больному Чехову, он и так был уже "совестью эпохи" и нравственным мерилом - второй после Толстого).
Вероятно затем, чтобы еще глубже разгадать загадку женщины и, разгадав, уже окончательно разочароваться....)
Опять процитирую работу Бунина:
"- Была ли в его жизни хоть одна большая любовь? Думаю, что нет.
"Любовь, -- писал он в своей записной книжке, -- это или остаток чего-то вырождающегося, бывшего когда-то громадным, или же это часть того, что в будущем разовьется в нечто громадное, в настоящем же оно не удовлетворяет, дает гораздо меньше, чем ждешь"."
(Примечание В. Н. Буниной: Эти строки напечатаны Иваном Алексеевичем в десятом томе полного собрания сочинений, изданных "Петрополисом" в 1935 году. В 1953 году Иван Алексеевич в том же томе, на странице 237, красным карандашом, отметив слова "Была ли в его жизни хоть одна большая любовь? Думаю, что нет", на нижнем поле страницы твердым почерком написал: "Нет, была. К Авиловой" )."
А Ольга Книппер прожила еще долгую жизнь - и до 89 лет играла в театре, замуж не выходила, но крутила романы до самой старости.
Но потом завела чудесного котика. Умерла в 90 летнем возрасте в 1959 году.
https://planetaryi.livejournal.com/127569.html

рs: "Брак Книппер с Чеховым трансформировался в эпистолярный роман – каждый из них написал более четырехсот писем. Сам Чехов воспринимал постоянную разлуку как данность: со своей повышенной деликатностью он не представлял, что можно диктовать или навязывать другому свой образ жизни. Но общественное мнение обвиняло Книппер во всех смертных грехах – особенно после кончины Чехова – в равнодушии, в жестокости, в неумении и нежелании дать покой и счастье мужу..."
в статье письма Чехова-Книппер сравниваются по скукоте с письмами Николая II и Александры, тоже пара Дракон-Обезьяна) - Патриархальный Брак, видимо не создан для страстей, особенно эпистолярных)