Галина и Валентин Караваевы
"По странному совпадению Галина и Валентин Караваевы родились в один и тот же год — 1929-ый.(опять ошибка с датой, алиса).
Как художники-карикатуристы родились в сатирическом журнале «Крокодил» в 1957 году.
Галина окончила Московский полиграфический институт, графическое отделение.
Валентин окончил Всесоюзный институт кинематографии, режиссерский факультет.
Оба художника работают как соавторы вот уже 40 лет. За эти годы опубликовали более 3500 карикатур, участвовали в 25-ти всесоюзных и 35-ти международных выставках: в Италии, Франции, США, Канаде, на Кубе, в ФРГ (Германии), Греции, на Кипре, в Японии, Бельгии, Югославии, Польше, ГДР, Венгрии, Чехословакии, Болгарии.
Работы Г. и В. Караваевых отмечены международными премиями, находятся в музеях России, СНГ и за рубежом.
Художники много работают над иллюстрированием произведений великого русского сатирика Салтыкова-Щедрина.
Работая в кино, Галина и Валентин Караваевы создали 25 анимационных фильмов. Их фильмы награждались дипломами и премиями на международных кинофестивалях.
Мечта Галины и Валентина Караваевых — поставить полнометражный фильм по произведению Салтыкова-Щедрина «История одного города..."
*
РОЖДЁННОЕ В СПОРАХ
Действующие лица: Крокодил
(К.), Галина (Г.) и Валентин (В.)
Караваевы
К. Ну, с чего начнем!
Г. Наверное, надо представить нас читателям?
К. А то читатели вас не знают! Ведь вы уже лет пятнадцать печатаетесь на моих страницах!
В. Восемнадцать.
К. Стаж немалый. А еще где!
Г. «Смена», «Веселые картинки», «Огонек», «Крестьянка»... Участвовали в пятнадцати международных выставках сатиры и юмора.
К. Резюмирую: ваши карикатуры хорошо известны. А вот что вы тут натворили!
Г. Тут разное... Во-первых, Салтыков-Щедрин. Это наша общая любовь, наше давнее заболевание.
М. Как оно началось!
Г. Очень просто. Стали как-то перечитывать «Историю одного города»...
В. И вот уже десять лет перечитываем.
К. Не только перечитываете, но и иллюстрируете!
В. Не совсем... Наши работы не назовешь иллюстрациями. Мы стараемся по-своему увидеть Щедрина, трансформируем его образы, создаем собирательные персонажи.
Г. И ищем технику. Часть наших офортов опубликована в третьем номере «Крокодила». А теперь мы думаем: нет, персонажи и обстановка «Одного города» резче, грубее, что ли. Перешли на линогравюру.
В. Пробовали глину — тоже «мягкий» материал. Остановились на шамоте — глина с мраморной крошкой. Тут что-то стало получаться... Ведь и «Органчик», и Угрюм-Бурчеев — это, по сути дела, механизмы, марионетки, лишенные человечности. Вот такие, грубые, без нюансов.
К. Рисунки, гравюры, скульптура... Что же дальше!
Г. Мечтаем о кукольном фильме. Написали сценарий «Истории одного города», разработали типажи.
К. Ну, а этот прелестный лев! Он ведь к Щедрину отношения не имеет!
В. Это Галины штучки. Увлекается игрушками. Я в это дело не лезу.
Г. Считает немужским занятием. Обижается, когда в «Веселых картинках» печатают выкройки моих игрушек, а подписывают: «Авторы Г. и В. Караваевы». Хотя обижаться-то надо мне. Правда же, он тут ни при чем.
В. Думают, что отдельно друг от друга мы создать ничего не можем.
Г. Но ведь в титрах мультфильмов пишут: «Режиссер В. Караваев». А не «Г. и В.»
К. Это верно. И отдельно встречается титр: «Художник-постановщик Г. Караваева»... А как это вы вдвоем рисуете карикатуры!
Г. Сюжеты придумываем вместе, но чаще — Bаля. Он считается семейным «мозговым центром». Потом рисуем каждый свой вариант. Первый критик — Саша, сын.
В. Часто я разрабатываю композицию в рисунке, мизансцену. Это у меня получается лучше. А у Гали — рисунок.
Г. Насчет рисунка ты прав.
(Следует беспорядочный полутораминутный спор.)
В. Вот видишь! С ней невозможно работать. Без конца конфликты, вплоть до угрозы развестись.
К. А если бы вы работали по отдельности! Наверное, создавали бы вдвое больше карикатур!
Г. Наверное. Но качество было бы вдвое ниже.
В. (сварливо). Зато сейчас страдает качество обедов.
Г. В каждом мужчине засел домостроевец.
К. (меняя тему во избежание назревающего конфликта). А кем вы хотели стать в детстве!
Г. Всегда мечтала иллюстрировать книги.
В. А я — работать в кино.
К. Выходит, мечты сбылись!
В. Тебя, Крокодил, это не устраивает? Тебе хотелось бы, чтобы Галя, например, мечтала стать такелажником, а я — секретарем-машинисткой?
К. Конечно. Тут можно было бы порассуждать о том, что такое призвание...
В. (язвительно). Галины родители хотели, чтобы она стала скрипачкой. Да вот что-то не вышло,
Г. Сам-то хорош. Расскажи лучше, как поставлял на Тишинский рынок бумажные коврики с лебедями.
В. Это же я мальчишкой был, в войну еще. А вот ты...
К. (быстро меняя тему). Назовите лучших, по вашему мнению, современных карикатуристов. Зарубежных и наших.
В. Стейнберг, Андрианов.
Г. Нет! Бюттнер и Огородников.
(Начинается невообразимый спор. Обсуждать достоинства упомянутых художников не входит в задачу Крокодиле, и он незаметно исчезает. Раздается звон разбиваемой посуды и выстрелы.)
Беседу застенографировал С. СПАССКИЙ.
"КРОКОДИЛ" 1976 год
*
Валентин Караваев о себе:
“Родился я 25-го августа 1929 года в селе Филиппово, Кировской обл., хотя сам родом из соседней деревни Огрызки.
В начале 30-х годов семья, в поисках работы, переехала в город Кунцево Московской обл. До войны 1941 года учился в школе, а в войну эвакуировался в Кировскую область в поселок Косино. Отец ушел на фронт и погиб под Ленинградом. После войны я вернулся в Москву. А в 1950 году ушел в армию. До армии я окончил Московскую художественную школу.С детства мечтал о кино, в 1954-ом году я поступил работать на кинохронику. В 1957 году появилась реальная возможность заняться мультипликацией. При студии «СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ» открылись курсы мультипликаторов. Я поступил на эти курсы. Почувствовав вкус к творчеству и самовыражению, я окончил курсы карикатуристов при журнале «КРОКОДИЛ» и курсы режиссеров при ГОСКИНО. То ли не хватило у меня таланта, то ли в отместку за мое творческое упрямство, дирекция студии не дала мне самостаятельно поставить фильм, хотя режиссерские курсы я окончил с ОТЛИЧИЕМ. Аргумент начальства (в глаза) — «У вас нет высшего образования», а за глаза, другим людям: «Из него никогда не выйдет режиссер», хотя на студии 90% режиссеров было либо со средним, либо и с того меньшим образованием, не говоря уже о специальном…
Желание к творчеству побудило меня в 35 лет поступить во ВГИК на режиссерский факультет, который в 1969-м году я успешно закончил. Проработав режиссером на студии «СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ» с 1970 по 1995 год, я поставил 15 фильмов. Некоторые из них были отмечены на Всесоюзных и международных кинофестивалях. За 30 лет работы в газетах и журналах опубликовал свыше 2500 карикатур. Мои рисунки находятся во многих музеях мира.
БЕЗ МОЕЙ ЖЕНЫ И СОАВТОРА я бы не сделал ни одного приличного рисунка, да и фильма тоже.”
*
ТАИНСТВЕННЫЕ «Г» И «В»
"Нельзя сказать, что я познакомился с Караваевыми давно. Но карикатуры их помню еще со студенческих лет, когда, учась в Строительном институте, сочинял «капустники» и внимательно присматривался к сатирическому жанру. И вот однажды в журнале «Крокодил» меня очень рассмешила одна карикатура. Подписана она была «Г» и «В» Караваевы. Кто они, таинственные «Г» и «В»? Братья? Сестры? Однофамильцы?.. Карикатуры Г. и В. Караваевых продолжали появляться. И каждый раз, вдоволь отсмеявшись, я задавал себе вопрос: кто они?! кто?! Наконец спустя много лет я познакомился с Караваевыми лично. Оказывается, они — муж и жена, Галина и Валентин. Милые, добрые, талантливые… Все делают вместе — думают, рисуют, путешествуют. У них есть даже общий сын. И… множество других «детей»: рисунков, карикатур, графических и живописных полотен, забавных деревянных скульптур, масок, собачек из лоскутков и пуговиц… всего не перечислить. Стены их квартиры не умещают всего богатства. Очевидно, поэтому многие их работы можно увидеть на разнообразных выставках и конкурсах карикатуры. И вот результат: Караваевы— участники более тридцати пяти международных и двадцати пяти всесоюзных выставок. Их работы удостаивались главных призов в Болгарии, Италии, Канаде, Японии, Франции, на Кубе. Люди смеялись. И задумывались. Темы художников: мир и война, разобщенность людей в нашем многоликом мире, ответственность каждого за судьбу всех… Когда смотришь рисунки, понимаешь: Галина и Валентин не просто милые и добрые люди, они художники с большим чувством гражданской ответственности, умеющие глубоко осмыслить проблемы нашего беспокойного времени и чутко отреагировать на них, рисуя и философски лирично и сатирически остро. Помню, как однажды Валентин сказал мне, что истинный художник подобен птице канарейке, которую шахтеры брали в шахту, когда еще не было приборов для обнаружения взрывоопасных газов. По поведению канарейки шахтеры судили об опасности. Поёт канарейка — все в порядке. Молчит — тревога. Нередко птица погибала, тем самым спасая жизнь людям…
Мы с Валентином Караваевым уже были немного знакомы, когда случай свел нас в Доме творчества. Как-то вечером он зашёл ко мне выпить чаю. Он рассказывал про свое, я — про своё. Потом мы заговорили вместе, перебивая друг друга. А это уже сигнал. Это — искра. Возник душевный контакт. Результат — несколько мультфильмов. Ведь Валентин Караваев еще и режиссёр мультипликационного кино. Говоря «Валентин Караваев», я, естественно, говорю и «Галина Караваева». Всё, что делается одним, делается двумя. Даже если имя и не стоит в титре.
Я рад, что познакомился с таинственными «Г» и «В» Караваевыми. И мне радостно, что такую возможность получат читатели этого альбома. Считаю, что нам всем повезло)
Александр Курляндский (1 июля 1938 ТигрРак)
http://cartoonia.ru/ru/entsiklopediya-k ... karavaevy/