Культурология и искусствоведение

Книги по темам форума в магазине «Лабиринт»
Ответить
Аватара пользователя
Книжник

Культурология и искусствоведение

Сообщение Книжник » 09 май 2017, 22:59

Книги и учебники по культурологии и искусствоведению: книги, учебники

Аватара пользователя
Книжник

Культурология и искусствоведение

Сообщение Книжник » 13 май 2017, 10:50

Набор открыток "Русский революционный плакат", , русский РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЛАКАТ
...

387486-covermid.jpg
387486-covermid.jpg (19.74 КБ) 300 просмотров
[/color][/size]
Набор открыток "Русский революционный плакат"

Автор:


Анонс:
русский РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЛАКАТ
А.АПСИТ (1880-1944). Год пролетарской диктатуры. М., 1918.
А.АПСИТ (1880-1944)- Год Красной Армии. 1918-1919- М-, 1919-
А.МОПР (1883-1946)- Смерть мировому империализму. М-, 1919.
Н.КОЧЕРГИН (1897-1974)- Враг у ворот!!! Все на защиту Петрограда. М, 1919-
А.АПСИТ (1880-1944). Граждане! Сдавайте оружие. М, 1919.
Д.МООР (1883-1946)- Петрограда не отдадим. М-, 1919-
А.АПСИТ (1880-1944). 1 мая. Рабочим нечего терять, кроме своих цепей, а приобретут они целый мир. М, 1919.
А.МООР (1883-1946). Советская Россия осажденный лагерь. Все на оборону! М, 1919.
В.ДЕНИ (1893-1946)- Лига наций. Капиталисты всех стран, соединяйтесь! М., 1919-
А.АПСИТ (1880-1944). На коня, пролетарий! М., 1920.
НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК. Десять заповедей пролетария. М., 1920.
В.ДЕНИ (1893-1946). Капитал. /И., 1920.
В.ФИДМЙН (1884-1949)- Да здравствует Красная Армия! М., 1920.
Д.МООР (1883-1946). Красный подарок белому пану. М., 1920.
В.ДЕНИ (1893-1946). Тов. Ленин очищает землю от нечисти. Казань, 1920.
Д.МООР (1883-1946). 1-ое мая праздник труда. Да здравствует международное единение пролетариата. М, 1920.
Д.МООР (1883-1946). Привет, товарищи!
Да здравствует 111-й Интернационал! М, 1920.
Д.МООР (1883-1946). Торжественное обещание. М, 1920.
В.ДЕНИ (1893-1946). Антанта под маской мира. М, 1920.
В.ДЕНИ (1893-1946). На могиле контрреволюции. М., 1920.
Д.МООР (1883-1946). Ты записался добровольцем? М, 1920.
Д.МООР (1883-1946). Врангель ещё жив. Добей его без пощады. М., 1920.


Номер:
387486

Аватара пользователя
Книжник

Культурология и искусствоведение

Сообщение Книжник » 13 май 2017, 10:50

Набор открыток "Поехали!" (к 50-летию полёта в космос Ю.А. Гагарина), , Набор открыток к 50-летию ...

387485-covermid.jpg
387485-covermid.jpg (19.3 КБ) 300 просмотров
[/color][/size]
Набор открыток "Поехали!" (к 50-летию полёта в космос Ю.А. Гагарина)

Автор:


Анонс:
Набор открыток к 50-летию полета в космос Ю.А. Гагарина.
22 открытки.


Номер:
387485

Аватара пользователя
Книжник

Культурология и искусствоведение

Сообщение Книжник » 13 май 2017, 10:50

Советский рекламный плакат. 1923 - 1941, Снопков Александр Ефимович, Иллюстрированный очерк ...

387479-covermid.jpg
387479-covermid.jpg (22.99 КБ) 300 просмотров
[/color][/size]
Советский рекламный плакат. 1923 - 1941

Автор:
Снопков Александр Ефимович

Анонс:
Иллюстрированный очерк истории развития советского рекламного плаката. Включает 198 избранных работ, созданных за период с 1923 по 1941 год. Текст на русском и английском языке.
Адресован широкому кругу читателей и специалистам в области истории искусства, культуры, музейного дела, рекламы, маркетинга, социологии, торговли, художникам, дизайнерам, работникам издательств, преподавателям и студентам высших и средних специальных учебных заведений, специализирующимся в области рекламы, графических искусств и дизайна. Для любителей искусства и коллекционеров.


Номер:
387479

Аватара пользователя
Книжник

Культурология и искусствоведение

Сообщение Книжник » 13 май 2017, 10:51

Смерть мировому капитализму! Плакаты из коллекции Серго Григоряна, , Россия не является родиной ...

387476-covermid.jpg
387476-covermid.jpg (20.4 КБ) 300 просмотров
[/color][/size]
Смерть мировому капитализму! Плакаты из коллекции Серго Григоряна

Автор:


Анонс:
Россия не является родиной плаката, однако именно в России плакатное искусство стало лидером в мировом масштабе.
Антикапиталистический плакат здесь стал одним из основных орудий государственной идеологии, претендовавшей на мировое господство. Плакат активно помогал внедрить идею борьбы с капиталом в сознание народа. Великий коммунистический эксперимент казалось, получил реальные шансы на успех не только в нашей стране, но и во всем мире. В любом случае, коммунизм - как привлекательная идея - смог сплотить огромные массы людей. Противопоставление нового прогрессивного строя старомуизжившему себя капитализму было лейтмотивом пропаганды коммунистической идеологии, что привлекало, будоражило, побуждало к действию.
Антикапиталистический плакат был одним из основных жанров в советский период вплоть до последних лет существования СССР, когда поражение "великого коммунистического эксперимента" стало неминуемо и очевидно.
Ушел ли окончательно в историю антикапиталистический плакат? Да нет, конечно. Пои­ски более совершенного строя будут продолжаться. А раз так, то и борьба с капитализмом с помощью плаката может обрести новую жизнь. В любом случае, мы не агитируем за борьбу с мировым капиталом. Мы лишь предлагаем вниманию одну из содержательных групп плакатов, которая, на наш взгляд, сможет и сегодня найти активный спрос, в первую очередь благодаря таланту великих художников и литераторов, создавших шедевры плакатного искусства.
Серго Григорян, Максим Москалев


Номер:
387476

Аватара пользователя
Книжник

Культурология и искусствоведение

Сообщение Книжник » 13 май 2017, 10:51

Советский антиамериканский плакат. Из коллекции Серго Григоряна. Второе издание, , "Предлагаемая ...

387473-covermid.jpg
387473-covermid.jpg (20.08 КБ) 300 просмотров
[/color][/size]
Советский антиамериканский плакат. Из коллекции Серго Григоряна. Второе издание

Автор:


Анонс:
"Предлагаемая подборка плакатов целиком посвящена одной из актуальнейших тем нашей политической и общественной жизни - антиамериканизму.
Холодная война, противостояние систем, империалистическая политика, гонка вооружений - весь этот набор слов, казалось, был неразрывно связан с классовым противостоянием, с борьбой двух идеологий. Ушел в историю Советский Союз, КПСС, Варшавский договор, и можно забыть старые лозунги, недоверие и враждебное отношение к США?! США должны стать теперь нашим другом, партнером, наставником и, в общем, не разлей вода. Мы ведь в одной лодке теперь. И у нас теперь капитализм с открытым забралом, и мы живем в мире чистогана, где человек человеку волк. Но нет, что-то не складывается. Оказывается, США - это по-прежнему плохо, воинственно и безнравственно. США - злой, коварный враг России. Классовая борьба, КПСС, Варшавский договор - здесь ни при чем! Копать глубже надо!
Я специально подобрал плакаты из советского прошлого, которые можно запросто использовать как агитационно-пропагандистский материал сегодня. В них нет идеологических штампов, упоминания о Советском Союзе, советском миролюбии, программе партии и т.д. Еще раз подчеркиваю: все произведения -"made in USSR". А ведь иной даже не поймет, что это антиквариат середины прошлого века, созданный в другой общественно-экономической формации. Такие плакаты сегодня можно использовать на съездах большинства наших политических партий, на митингах. Эти плакаты будут очень актуальны в служебных кабинетах, в местах общественного пользования, дома на видном месте, наконец. Антиамериканские плакаты хорошо бы развесить в школах и детских садах, так сказать, в воспитательных целях. Молодое поколение россиян должно правильно оценивать врага, как это делали бабушки и дедушки, папы и мамы, в общем, в духе сегодняшней политики партии и правительства. Каждый плакат будет весьма кстати. Ведь США продолжают оставаться для нашего народа зловредным образованием. Гонку вооружений продолжают, ракеты свои все норовят у наших границ поставить и на нас нацелить, наших врагов всячески поддерживают - деньгами, снаряжением, инструкторами. Шпильки против нас отпускают, по поводу и без. Мы для них - варвары, татарва с Востока. Они для нас - коварные стервятники, не оставляющие попыток нас захватить и землю нашу необъятную прибрать к рукам.... Неужели это когда-то закончится? Неужели мы сможем искренне дружить, не держа камень за пазухой? Очень хотелось бы, но пока... любуйтесь и пользуйтесь плакатами!".


Номер:
387473

Аватара пользователя
Книжник

Культурология и искусствоведение

Сообщение Книжник » 13 май 2017, 10:51

Советское - значит отличное! Советский рекламный плакат 1930 - 1960-х годов. Золотая коллекция, , " ...

387472-covermid.jpg
387472-covermid.jpg (20.01 КБ) 300 просмотров
[/color][/size]
Советское - значит отличное! Советский рекламный плакат 1930 - 1960-х годов. Золотая коллекция

Автор:


Анонс:
"Советское - значит отличное!" - этот лозунг помнят в нашей стране многие. В середине 1930-х годов период нормированного распределения продуктов и товаров через Отделы рабочего снабжения (ОРС) и коммерческой продажи в Торгсинах сменился временем промышленного роста и расширения потребительского рынка. Была отменена карточная система, Торгсины переделали в магазины "Гастроном" и, наряду с рекламой экс­портной продукции, получила право на жизнь реклама для внутренней торговли.
Огромную роль в ее формировании сыграл Израиль Боград. Будучи признанным мастером рисованного киноплаката, он внес в торговый плакат композиционные приемы построения кинокадра, использование ракурса и перспективы, как, например, в рекламе папирос "Дерби". Боград первым создал плакатный постановочный натюрморт, каждый из предметов которого мог ожить подобно герою кукольного мультфильма ("Пельмени"). Шрифты в плакатах художника были не менее значимы, чем сюжетный рисунок, как в рекламе популярной зубной пасты "Санит" с изображением молодой летчицы на фоне неба, по которому белым следом изящно начертано название пасты.
Виртуозное владение приемами плакатного рисунка отличает работы патриарха советской рекламы Александра Зеленского, расцвет творчества которого пришелся на 1920-1930-е годы, и молодого рекламиста Александра Побединского. Художники параллельно работали над рекламой мороженого, мясных и молочных продуктов, консервов, фруктовых соков, кондитерских изделий и крепких спиртных напитков. Необходимо заметить, что все однопрофильные предприятия-производители в стране выпускали строго определенный ассортимент товаров, соответствующих утвержденным стандартам. Фабричные продукты, произведенные в Москве, Ленинграде, Саратове, Ростове-на-Дону и Иркутске, имели одинаковый вид, поэтому столичные художники автоматически создавали рекламу для всей страны. В первую очередь это касалось консервов, а также табачных и ликеро-водочных изделий, активно рекламируемых в конце 1930-х годов (плакат А. Побединского "Горькие настойки"). Посредством рекламы покупатели знакомились и со многими новыми товарами и продуктами (плакат А. Зеленского "Горячие "Московские" котлеты с булочкой").
Постоянным персонажем плакатов А. Зеленского являлся мальчик, прототипом которого был сын художника - Борис. Именно ему была предоставлена честь демонстрировать в рекламе самое популярное советское лакомство - мороженое. Сам Борис Зеленский тоже стал к тому времени известным автором и вовсю работал над рекламой многих популярных продуктов ("Требуйте всюду сосиски").
Во второй половине 1930-х годов особую роль стала играть торговая реклама дорогих товаров: крабовых и лососевых консервов, осетровой икры, парфюмерных наборов, изделий из меха. "Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы!" - убеждает нас молодая женщина с плаката работы А. Миллера. Героиня другого плаката этого художника предлагает всем отведать лимонад.
Непревзойденным мастером рекламы был Сергей Сахаров. Свои первые рекламные плакаты художник исполнил еще для Торгового синдиката - Торгсина, где за драгоценные металлы и иностранную валюту продавались промышленные изделия и продукты. Приверженец творчества старых мастеров-живописцев, в 1939 году в плакате "Курите "Капитан­ские" сигары" он создал один из самых романтических рекламных образов. В 1940-1950-е годы Сахаров стал признанным лидером советского рекламного плаката. Реклама цитрусового сока - нектара субтропических даров черноморского побережья - до сих пор не утратила своей прелести и привлекательности. Одной из находок художника стал символ советского мороженого - пингвин, который полюбился и детям, и взрослым. Знаменатель­но, что реклама сельди, созданная С. Сахаровым в 1959 году, перекочевала в 1960-е годы в многочисленные плакаты, рекламирующие дары моря: океанических рыб с экзотически­ми названиями, вроде бельдюги, нототении, макруруса и путассу, за которыми охотились суда советских рыболовецких флотилий.
Среди мастеров 1950-х годов следует выделить выдающегося автора рекламы напит­ков Николая Мартынова, создателя рекламы рыбных продуктов, парфюмерии и лекарств Александра Андреади и Виктора Трухачева, творчество которого коснулось множества "товаров широкого потребления" - художник работал в сети Центрального универмага в Москве и именно благодаря ему сотни тысяч жителей столицы знакомились с готовым платьем, головными уборами, электропылесосами, телевизорами и другими промышленными новинками.
Конец 1950-х годов со своим "большим целинным хлебом", обилием консервов и всех видов икры и рыбы на прилавках магазинов стал последним коротким этапом продуктового социалистического изобилия. Реклама 1960-х годов обратилась к продукции "большой химии": рубашкам из лавсана, вискозному женскому белью и носкам из эластика. Стройные женские ножки в капроновых чулках на расклеенном на стенах промтоварных магазинов и сельпо плакате С. Лапаева символизировали успехи страны на пути построения коммунистического будущего.
Между тем страна вступала в пору тотального дефицита и лимитированного распре­деления продуктов и промышленных товаров. Закончился и период рекламного плаката - красочных оптимистичных картин, украшавших интерьеры магазинов, определявших систему потребительских ценностей и приоритетов, символизировавших счастье и достаток, к которому, казалось, был так близок советский человек.
Александр Шклярук.


Номер:
387472

Аватара пользователя
Книжник

Культурология и искусствоведение

Сообщение Книжник » 13 май 2017, 10:51

Слава честному труду! Золотая коллекция, , Убедить человека в необходимости честного, ...

387471-covermid.jpg
387471-covermid.jpg (23.56 КБ) 300 просмотров
[/color][/size]
Слава честному труду! Золотая коллекция

Автор:


Анонс:
Убедить человека в необходимости честного, добросовестного труда на благо общества всегда было одной из основных задач советского плаката. Впервые эту задачу поставили перед художниками в годы восстановления страны после разрухи Гражданской войны. Тогда же художники обратились и к высмеиванию в плакатах лодырей и прогульщиков (В. Костяницын "Паразиты и лодыри, не работая сами, мешают работе других", 1920). Однако особый упор на "мобилизацию народа на трудовой подвиг" сделало плакатное искусство первой пятилетки (1928/29-1932/33). Пропаганда труда являлась его важнейшей политической задачей: миллионы людей должны были каждодневно повторять мобилизующие лозунги плакатов, наглядно убеждаться в необходимости своего труда, видеть высокую оценку его результатов и выбирать образцы для подражания (Г. Шегаль, П. Покаржевский "Ни минуты простоя. Ни на копейку брака!", 1930). А извечные враги добросовестной работы гневно клеймились (Неизвестный художник "На черную доску прогульщиков...", 1930).
Работники и работницы, выполнявшие личные пятилетки за четыре года, провозглашались "ударниками", славились в газетах и получали заслуженные награды: патефоны, швейные машины, велосипеды и мотоциклы. Взятый в конце 1930-х годов курс на ускоренное вооружение страны потребовал не только роста производительности труда, но и увеличения продолжительности рабочего дня (В. Корецкий "Работать 8 часов. Крепить мощь нашей родины!", 1940).
С первых дней Отечественной войны на передовом рубеже "трудового фронта" встали женщины. После освобождения советскими войсками городов и сел от захватчиков именно они обратились с плаката с призывом к соотечественницам: "А ну-ка, взяли!" (И. Серебряный, 1944). Годы послевоенного восстановления требовали подъема авторитета мирного труда. Произошла смена рабочих поколений. После отмены в 1947 году карточек на продовольственные и промышленные товары социальную значимость приобрели профессии сферы обслуживания и торговли. Девушек-официанток ждали столовые (Г. Шубина "Обслужим культурно каждого посетителя!", 1948). "Культурно торговать - почетный труд!" - призывал мужчин встать за прилавок плакат В. Говоркова. Его творчество в те годы было особенно востребованным. Листы художника привнесли в жизнь крылатые трудовые лозунги: "Строить прочно, сдавать досрочно!", "Полевые работы не ждут!" Плакаты великолепного мастера фотомонтажа В. Корецкого "Борись за честь фабричной марки!", "Мoe счастье зависит от ваших успехов!" подкупали индивидуальной портретностью героев и убедительно доказывали справедливость поэтических строк М. Исаковского: Нынче всякий труд почетен,// Где какой ни есть.// Человеку по работе// Воздается честь.
Плакаты середины 1950-х годов агитировали за состязательность в работе, все­мерно подчеркивали значение моральных стимулов к труду: "Заслужите похвалу!" В. Говоркова, "Ваши лучшие показатели - довольные покупатели!" В. Иванова и О. Буровой, "Догонишь!" В. Иванова. Знаменательно, что героинями многих плакатов, продемонстрировавших яркие примеры подъема молодежного энтузиазма, были девушки-комсомолки: "Мы выполнили норму... А вы?" О. Савостюка, "Полевые работы не ждут!" В. Говоркова. К молодежи обратилась со словами "Партия сказала: надо, комсомол ответил: есть!" девушка с плаката И. Большаковой и В. Смирнова ("На поля, на стройки!", 1963).
Начавшаяся в 1960-е годы перестройка народного хозяйства и борьба за "построение материальной базы коммунизма" требовали создания плакатов, в которых, наряду с моральными, пропагандировались бы и материальные стимулы к производительному труду, как на листе В. Иванова с лозунгом В. Маяковского "И жизнь хороша, и жить хорошо!" Художники воплощали в работах новые для советского человека понятия: эффективный производительный труд, социалистическое хозяйствование, честный заработок, прибыль. Реформы символизировало и изображение на плакатах денег нового образца. Это бур­ное время было ознаменовано созданием бесспорных шедевров: "Вот наша прибыль!" В. Корецкого, "Хозяйствуй умело!" и "Как работал - так и заработал" В. Говоркова. Однако жизненные реалии оказались значительно сложнее условных социально-экономических схем. Бесконечные "перекуры" на производстве "съедали" бесценное рабочее время, производительность труда никак не хотела расти, приближая "коммунистическое завтра". Перед плакатом была поставлена задача повлиять на традиционный рабочий менталитет. Из художественного арсенала извлекли лозунг начала 1930-х годов: "Не теряй рабочих минут!", который успешно проиллюстрировал в плакате А. Рудкович. Этап социального оптимизма продолжался недолго. По мере того как общество утрачивало веру в близость коммунистического будущего, мобилизующее воздействие советского плаката постепен­но ослабевало. Яркие образные графические решения сменились изысканными декоративными плакатами 1970-х годов, которые обращались в первую очередь к эмоциональным ощущениям и призывали советских граждан к честному труду на благо общества "развитого социализма".
Сегодня, спустя десятилетия, уже не вызывает сомнения абсолютно универсальная ценность работ советских художников. Образы героев прошлых лет притягивают своей человечностью. Лозунги плакатов стали популярными афоризмами, приобрели современный смысл и наполнились новым содержанием.


Номер:
387471

Аватара пользователя
Книжник

Культурология и искусствоведение

Сообщение Книжник » 13 май 2017, 10:51

Русский рекламный плакат. Золотая коллекция, , Торговый рекламный плакат - сравнительно ...

387470-covermid.jpg
387470-covermid.jpg (22.68 КБ) 300 просмотров
[/color][/size]
Русский рекламный плакат. Золотая коллекция

Автор:


Анонс:
Торговый рекламный плакат - сравнительно малоизвестное, но яркое и самобытное явление в художественной культуре России. Его рождение на рубеже XIX и XX веков приходится на время промышленного и культурного расцвета страны. В это время Россия - организатор крупных национальных ярмарок, участник всех без исключения всемирных выставок и международных смотров технических и научных достижений.


Номер:
387470

Аватара пользователя
Книжник

Культурология и искусствоведение

Сообщение Книжник » 13 май 2017, 10:52

Порок - за порог! Золотая коллекция, , После Октября 1917 года руководители молодого советского ...

387468-covermid.jpg
387468-covermid.jpg (20.76 КБ) 300 просмотров
[/color][/size]
Порок - за порог! Золотая коллекция

Автор:


Анонс:
После Октября 1917 года руководители молодого советского государства ощутили острейшую необходимость формирования у рядовых граждан определенных нравственных ориентиров. Человеческие пороки и вредные привычки, постоянно проявляющиеся в повседневной жизни, влияющие на нравственную и социальную атмосферу в обществе и мешающие строить социализм, были признаны "врагами культурной революции" и объяв­лены вне закона. Главным оружием партии большевиков в этой бескомпромиссной борьбе стал плакат. Конец 1920-х годов явился периодом острейшего противостояния государственной задачи выполнения первого пятилетнего плана (1929-1932) и традиционной "русской беды" - всеобщего пьянства, лодырничества, воровства, бескультурья и половой распущенности. Миллионные малограмотные массы, привлеченные на стройки пятилетки, требовали не только обучения рабочим профессиям, но и нравственного перевоспитания. За создание плакатов на эти темы взялись ведущие карикатуристы и сатирики (В. Дени, К. Ротов, М. Че-ремных, Кукрыниксы), рекламисты и дизайнеры-конструктивисты (Д. Буланов, А. Левин,
A. Черномордик, И. Янг, художники ИЗОРАМа), живописцы, работающие в реалистической манере (П. Соколов-Скаля). Рабочий заказ на стихи к этим плакатам выполнял В. Маяковский. В последние годы жизни он написал десятки лозунгов, среди них выдающиеся: "Из рабочей гущи выгоним пьющих!" и "Курить бросим - яд в папиросе!" Самыми жесткими в антиалкогольной кампании 1929-1930 годов были фотомонтажный плакат ленинградца Д. Буланова "Папа, не пей!" и работа художников ИЗОРАМа "Помни...", убеждающие силой своих кратких слоганов и впечатляющих образов. Однако они очерняли облик страны, строящей социализм. Широко принятыми народом стали плакат B. Дени "Долбанем!" со стихами Д. Бедного и сатирические работы, выполненные И. Янгом и А. Черномордиком на тексты В. Маяковского, чьи строки "Долой безобразников по женской линии...", разъясняющие способ искоренения "полового хулиганства", легли и в основу листа К. Ротова. Портрет проститутки из стихотворения Д. Бедного "Ночная панель" продемонстрировал народу плакат "Стой!" - единственный на эту тему в нашей истории. В 1930-е годы в стране "жить стало лучше, жить стало веселей", и героями плакатов становятся передовики производства с безупречным нравственным здоровьем. Борьба с пьянством легла на плечи медицинских учреждений, а бытовые проблемы скрылись за дверями комнат в коммуналках. Партия большевиков не будет плакатно говорить о пороках в течение последующих двадцати лет.
Новое обращение в плакате к теме нравственности вызвали социальные процессы, происходившие в стране в середине 1950-х годов. Сотни тысяч молодых людей, направившихся на освоение целинных земель и природных богатств страны, встретились с сотнями тысяч заключенных, которые полтора десятилетия валили лес и добывали для страны уголь, уран и золото. Нравственные устои пошатнулись, а потребление доступного алкоголя ограничивал только невысокий уровень доходов населения. В эти годы блестяще проявился талант В. Говоркова - одного из выдающихся мастеров, по-настоящему оцененному нами только сегодня. Бесспорным его шедевром стал плакат "Нет!" (1954), герой которого выбрал трезвый образ жизни. Однако плакаты на стенах чайных и столовых, где свободно продавалось спиртное, не могли служить нравственным тормозом. Одновременно с ограничением продажи водки началась кампания по борьбе с пьянством, хулиганством и зарождавшейся наркоманией. Плакаты противопоставляли присущие коллективу передовые идеалы порокам - "пережиткам прошлого", заблуждениям, ставшим результатом неправильного воспитания в семье. Художникам, по выражению В. Маяковского, заказывался "портрет хулиганий". Молодежь, рожденная в социалистическом обществе, уже не могла быть публично объявлена его "врагом". Спекулянты, самогонщики, пьяницы, хулиганы, тунеядцы и расхитители стали объектом трудового перевоспитания - "плесенью". В 1961 году была принята Программа КПСС с "Моральным кодексом строителя коммунизма", где перечислялись "пережитки прошлого", с которыми надо бороться. "Искореним это зло!", "Позор!", "Вон!", "Порок - за порог!" - вот лозунги плакатов тех лет. Порогом, за который отправлялись "носители пороков", была стокилометровая зона вокруг столицы. Создатели плакатов обладали достаточным здравым смыслом и чувством юмора, чтобы умело сохранить художественную ткань своих работ даже в условиях жестких идеологических рамок. В стране установился хрупкий баланс интересов личности и государства: продажа спиртного после "часа волка" (11 часов утра) давала поступления в местные бюджеты, самогон варили из всего, что растет, повсюду рас­пивали "на троих", а провинившимся в одночасье обеспечивалось судом административное наказание в виде "пятнадцати суток" общественных работ. Начало 1980-х годов с выселением тунеядцев, борьбой с нетрудовыми доходами и созданием "Общества трезвости" стало последним этапом борьбы за нравственное очищение советского общества. Обличительные плакаты украсили стены медвытрезвителей, диспансеров и пресловутых ЛТП (лечебно-трудовых профилакториев), но они уступали по остроте листам прошлых лет. Попытки же бороться средствами плаката с половой распущенностью и наркоманией в условиях общества, пронизанного ханжеством и лицемерием, изначально были обречены.
В последнее десятилетие XX века плакат лишился четкого социального заказа. За высокие нравственные устои российское общество стало бороться средствами журналистики. Что касается работ выдающихся мастеров прошлых лет, то мы ценим в них не только ясность мысли, но и умение их авторов не переступить грань, за которой искусство перестает быть таковым, чтобы сохранить оптимизм и веру в человека, ставшего героем вечной "порочной" темы.


Номер:
387468

Аватара пользователя
Книжник

Культурология и искусствоведение

Сообщение Книжник » 13 май 2017, 10:52

Космос будет наш! Золотая коллекция, , Первый шаг в освоении космического пространства, ...

387467-covermid.jpg
387467-covermid.jpg (21.75 КБ) 300 просмотров
[/color][/size]
Космос будет наш! Золотая коллекция

Автор:


Анонс:
Первый шаг в освоении космического пространства, сделанный 4 октября 1957 года, когда Советским


Номер:
387467

Ответить

Вернуться в «Книготорг»