Культурология и искусствоведение
Культурология и искусствоведение
Книги и учебники по культурологии и искусствоведению: книги, учебники
Культурология и искусствоведение
Статьи об Илье Кабакове, Гройс Борис, В книге собраны статьи Бориса Гройса о творчестве Ильи ...
[/color][/size]
Статьи об Илье Кабакове
Автор:
Гройс Борис
Анонс:
В книге собраны статьи Бориса Гройса о творчестве Ильи Кабакова, написанные в период с 1980 по 2008 год. За это время Кабаков перешел от альбомов и других ранних концептуалистских работ к созданию тотальных инсталляций и далее - к новой интерпретации мировой истории живописи. В своих статьях Гройс описывает и анализирует эволюцию творчества художника на всех этапах. Тем самым его эссе создают портрет одного из самых влиятельных художников в мировом искусстве последних десятилетий.
[/color][/size]
Статьи об Илье Кабакове
Автор:
Гройс Борис
Анонс:
В книге собраны статьи Бориса Гройса о творчестве Ильи Кабакова, написанные в период с 1980 по 2008 год. За это время Кабаков перешел от альбомов и других ранних концептуалистских работ к созданию тотальных инсталляций и далее - к новой интерпретации мировой истории живописи. В своих статьях Гройс описывает и анализирует эволюцию творчества художника на всех этапах. Тем самым его эссе создают портрет одного из самых влиятельных художников в мировом искусстве последних десятилетий.
Номер:
569274
Культурология и искусствоведение
Плоскость и пространство, или жизнь квадратом, Лапин Александр Иосифович, Книга представляет ...
[/color][/size]
Плоскость и пространство, или жизнь квадратом
Автор:
Лапин Александр Иосифович
Анонс:
Книга представляет оригинальные исследования автора в области психологии зрительного восприятия плоского изображения, в частности картины, рисунка или фотографии. Это как воображаемое пространство за картиной, так и иллюзорное пространство перед ней. Книга может быть рекомендована тем, кто изучает психологию зрительного восприятия, а также дизайнерам, художникам и искусствоведам. Она будет интересна всем, кто стремится глубже понять изобразительное искусство.
2-е издание, переработанное и дополненное.
[/color][/size]
Плоскость и пространство, или жизнь квадратом
Автор:
Лапин Александр Иосифович
Анонс:
Книга представляет оригинальные исследования автора в области психологии зрительного восприятия плоского изображения, в частности картины, рисунка или фотографии. Это как воображаемое пространство за картиной, так и иллюзорное пространство перед ней. Книга может быть рекомендована тем, кто изучает психологию зрительного восприятия, а также дизайнерам, художникам и искусствоведам. Она будет интересна всем, кто стремится глубже понять изобразительное искусство.
2-е издание, переработанное и дополненное.
Номер:
568215
Культурология и искусствоведение
Анатомия архитектуры. Семь книг о логике, форме и смысле, Кавтарадзе Сергей, Цель книги ...
[/color][/size]
Анатомия архитектуры. Семь книг о логике, форме и смысле
Автор:
Кавтарадзе Сергей
Анонс:
Цель книги искусствоведа Сергея Кавтарадзе - максимально простым и понятным языком объяснить читателю, что такое архитектура как вид искусства. Автор показывает, как работают механизмы восприятия архитектурного сооружения, почему зритель получает от него эстетическое удовольствие. Книга учит самостоятельно видеть и анализировать пластические достоинства формы и бесконечные слои смыслового наполнения архитектурных памятников, популярно излагая историю европейских стилей и логику их развития.
Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся архитектурой и историей искусства.
3-е издание.
[/color][/size]
Анатомия архитектуры. Семь книг о логике, форме и смысле
Автор:
Кавтарадзе Сергей
Анонс:
Цель книги искусствоведа Сергея Кавтарадзе - максимально простым и понятным языком объяснить читателю, что такое архитектура как вид искусства. Автор показывает, как работают механизмы восприятия архитектурного сооружения, почему зритель получает от него эстетическое удовольствие. Книга учит самостоятельно видеть и анализировать пластические достоинства формы и бесконечные слои смыслового наполнения архитектурных памятников, популярно излагая историю европейских стилей и логику их развития.
Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся архитектурой и историей искусства.
3-е издание.
Номер:
567657
Культурология и искусствоведение
Город Серебряного века, Володина Т. И., Пространство города в русском изобразительном искусстве и ...
[/color][/size]
Город Серебряного века
Автор:
Володина Т. И.
Анонс:
Пространство города в русском изобразительном искусстве и литературе Серебряного века.
Книга является первым в современной отечественной науке междисциплинарным исследованием темы пространства города первых десятилетий XX века в русском изобразительном искусстве и литературе этого времени. Комплексный подход к теме, в основу которого положен структурный анализ городского пространства, позволил автору выстроить новую иконографию городских пространственных образов в произведениях русской литературы и искусства, воссоздать мыслимую модель города, каким его видели писатели и художники начала прошлого столетия.
Книга богато иллюстрирована, написана ясным, доходчивым языком с привлечением большого числа высказываний художников, писателей и поэтов, помогающих понять рассуждения и выводы автора.
Книга будет интересна не только специалистам - искусствоведам, филологам и культурологам, но и широкому кругу читателей, ценителей искусства и литературы Серебряного века.
Во все времена Город, являющийся средоточием творческого потенциала эпохи, стремится осмыслить самое себя. Ситуация конца XIX - первых десятилетий XX века эту истину подтверждает. Город как аккумулятор основных идей и явлений промышленной цивилизации не мог не стать одним из центральных, если не главным, мотивом творчества художников и писателей первой трети XX столетия.
В настоящей работе предпринимается попытка приблизиться к пониманию темы города в русском искусстве и литературе этого времени, выявить круг идей, мотивов и приёмов внутри данной темы, иными словами, показать некий срез новой городской иконографии. Для России этот круг проблем соотносится с двумя городамимиллионниками - Петербургом и Москвой. Внимание автора исследования концентрируется на проблемах организации пространства огромного города первой четверти XX века с точки зрения восприятия этого пространства современниками - писателями и художниками.
На анализе конкретных произведений рассматриваются видоизменения и особенности основных модулей городского и архитектурного пространства, таких как улица, дом, окно, двери, ворота, арки. Существенным для понимания сути пространства нового города является его рекламная составляющая - городские вывески, призванные по своему назначению быть путеводителями по городу, но в действительности часто искажающие до неузнаваемости его улицы. К этим компонентам городского пространства необходимо добавить такой немаловажный его элемент, как толпа, ибо мегаполис начала XX столетия не существует и не может быть понят вне связи с феноменом "человекамассы".
Всем этим структурообразующим составляющим (частям) городского пространства посвящены отдельные главы настоящей работы. На основе анализа большого числа произведений литературы и искусства автор стремится построить некие смысловые ряды, которые в совокупности позволяют понять, каким видели городской космос создатели этих произведений. И если в первой вводной главе, посвященной пространству города в целом, автор говорит о некоем общем для творческого сознания эпохи ощущении города как тюрьмы, то в последующих главах с их более прицельным подходом, в рамках более узких тем речь идёт о вариативных трактовках внутри этих конкретных тем. Последняя, заключительная глава работы отдана рассмотрению целостных индивидуальных образов города, принадлежащих крупнейшим мастерам пера и кисти первой четверти XX столетия, чье творчество тесно связано с темой города. Анализ многих произведений позволяет говорить об определенном концептуальном единстве в решении вопроса о судьбах современного города художниками и писателями тех лет.
Предпочтения автора при выборе персоналий отданы в данной работе таким признанным урбанистам, как Андрей Белый и Мстислав Добужинский, а также тем писателям и художникам, кому удалось создать убедительные образы города начала XX века. Однако список привлекаемых автором имён писателей и художников и названий произведений весьма обширен.
За скобки настоящей работы сознательно вынесены вопросы влияний европейской литературы и искусства конца XIX - начала XX столетия на творчество русских писателей и художников. Это объёмная задача для специального исследования. Но, разумеется, автор помнит о том, что европейский культурный контекст весьма значим для своего российского аналога.
Русская литература и русское искусство почти синхронно с европейскими обратились к теме современного большого города, но шли собственными путями в её осмыслении, а отдельные их представители становились первооткрывателями на этих путях.
[/color][/size]
Город Серебряного века
Автор:
Володина Т. И.
Анонс:
Пространство города в русском изобразительном искусстве и литературе Серебряного века.
Книга является первым в современной отечественной науке междисциплинарным исследованием темы пространства города первых десятилетий XX века в русском изобразительном искусстве и литературе этого времени. Комплексный подход к теме, в основу которого положен структурный анализ городского пространства, позволил автору выстроить новую иконографию городских пространственных образов в произведениях русской литературы и искусства, воссоздать мыслимую модель города, каким его видели писатели и художники начала прошлого столетия.
Книга богато иллюстрирована, написана ясным, доходчивым языком с привлечением большого числа высказываний художников, писателей и поэтов, помогающих понять рассуждения и выводы автора.
Книга будет интересна не только специалистам - искусствоведам, филологам и культурологам, но и широкому кругу читателей, ценителей искусства и литературы Серебряного века.
Во все времена Город, являющийся средоточием творческого потенциала эпохи, стремится осмыслить самое себя. Ситуация конца XIX - первых десятилетий XX века эту истину подтверждает. Город как аккумулятор основных идей и явлений промышленной цивилизации не мог не стать одним из центральных, если не главным, мотивом творчества художников и писателей первой трети XX столетия.
В настоящей работе предпринимается попытка приблизиться к пониманию темы города в русском искусстве и литературе этого времени, выявить круг идей, мотивов и приёмов внутри данной темы, иными словами, показать некий срез новой городской иконографии. Для России этот круг проблем соотносится с двумя городамимиллионниками - Петербургом и Москвой. Внимание автора исследования концентрируется на проблемах организации пространства огромного города первой четверти XX века с точки зрения восприятия этого пространства современниками - писателями и художниками.
На анализе конкретных произведений рассматриваются видоизменения и особенности основных модулей городского и архитектурного пространства, таких как улица, дом, окно, двери, ворота, арки. Существенным для понимания сути пространства нового города является его рекламная составляющая - городские вывески, призванные по своему назначению быть путеводителями по городу, но в действительности часто искажающие до неузнаваемости его улицы. К этим компонентам городского пространства необходимо добавить такой немаловажный его элемент, как толпа, ибо мегаполис начала XX столетия не существует и не может быть понят вне связи с феноменом "человекамассы".
Всем этим структурообразующим составляющим (частям) городского пространства посвящены отдельные главы настоящей работы. На основе анализа большого числа произведений литературы и искусства автор стремится построить некие смысловые ряды, которые в совокупности позволяют понять, каким видели городской космос создатели этих произведений. И если в первой вводной главе, посвященной пространству города в целом, автор говорит о некоем общем для творческого сознания эпохи ощущении города как тюрьмы, то в последующих главах с их более прицельным подходом, в рамках более узких тем речь идёт о вариативных трактовках внутри этих конкретных тем. Последняя, заключительная глава работы отдана рассмотрению целостных индивидуальных образов города, принадлежащих крупнейшим мастерам пера и кисти первой четверти XX столетия, чье творчество тесно связано с темой города. Анализ многих произведений позволяет говорить об определенном концептуальном единстве в решении вопроса о судьбах современного города художниками и писателями тех лет.
Предпочтения автора при выборе персоналий отданы в данной работе таким признанным урбанистам, как Андрей Белый и Мстислав Добужинский, а также тем писателям и художникам, кому удалось создать убедительные образы города начала XX века. Однако список привлекаемых автором имён писателей и художников и названий произведений весьма обширен.
За скобки настоящей работы сознательно вынесены вопросы влияний европейской литературы и искусства конца XIX - начала XX столетия на творчество русских писателей и художников. Это объёмная задача для специального исследования. Но, разумеется, автор помнит о том, что европейский культурный контекст весьма значим для своего российского аналога.
Русская литература и русское искусство почти синхронно с европейскими обратились к теме современного большого города, но шли собственными путями в её осмыслении, а отдельные их представители становились первооткрывателями на этих путях.
Номер:
567607
Культурология и искусствоведение
Ломоносов - художник. Мозаики. Идеи живописных картин из русской истории, Антипин Л. Н., М.В. ...
[/color][/size]
Ломоносов - художник. Мозаики. Идеи живописных картин из русской истории
Автор:
Антипин Л. Н.
Анонс:
М.В. Ломоносов, как великий ученый-энциклопедист, прекрасно понимал, какую роль в развитии русской культуры играет изобразительное искусство. Из всех его видов и жанров на первый план он выдвигал монументальное искусство мозаики. В мозаике его привлекала возможность передать кубиками из смальты тончайшие оттенки цветов.
До сих пор не оценена должным образом роль Ломоносова в зарождении русской исторической картины. Он впервые дал ряд замечательных сюжетов и описаний композиций из истории своей родины, значительных по своему содержанию, охарактеризовал их цветовое решение. В книге рассказывается об особенностях художественного творчества М.В. Ломоносова и о его роли в пропаганде средствами рисунка важнейших событий отечественной истории.
Для специалистов и широкого круга читателей.
[/color][/size]
Ломоносов - художник. Мозаики. Идеи живописных картин из русской истории
Автор:
Антипин Л. Н.
Анонс:
М.В. Ломоносов, как великий ученый-энциклопедист, прекрасно понимал, какую роль в развитии русской культуры играет изобразительное искусство. Из всех его видов и жанров на первый план он выдвигал монументальное искусство мозаики. В мозаике его привлекала возможность передать кубиками из смальты тончайшие оттенки цветов.
До сих пор не оценена должным образом роль Ломоносова в зарождении русской исторической картины. Он впервые дал ряд замечательных сюжетов и описаний композиций из истории своей родины, значительных по своему содержанию, охарактеризовал их цветовое решение. В книге рассказывается об особенностях художественного творчества М.В. Ломоносова и о его роли в пропаганде средствами рисунка важнейших событий отечественной истории.
Для специалистов и широкого круга читателей.
Номер:
567381
Культурология и искусствоведение
Талашкино. Деревянные изделия мастерских кн. М. Кл. Тенишевой. В 2-х томах, Джеско Озер, Книга ...
[/color][/size]
Талашкино. Деревянные изделия мастерских кн. М. Кл. Тенишевой. В 2-х томах
Автор:
Джеско Озер
Анонс:
Книга посвящена истории и изделиям столярной и резной мастерских, открытых кн. М. Тенишевой (1858-1928) в ее смоленском имении Талашкино. Здесь с 1900 по 1905 годы, по рисункам М. Тенишевой и приглашенных ею художников создавалось разнообразие высокохудожественных предметов мебели, домашней и церковной утвари. Вся представленная в настоящем издании информация основана на документальных источниках и дополняется богатейшим иллюстративным материалом: эскизами и фотографиями начала XX века, современными снимками.
Книга предназначена для широкого круга читателей: искусствоведов и музейных специалистов, любителей и коллекционеров предметов "русского стиля" и для всех, кто интересуется историей России и русского искусства.
[/color][/size]
Талашкино. Деревянные изделия мастерских кн. М. Кл. Тенишевой. В 2-х томах
Автор:
Джеско Озер
Анонс:
Книга посвящена истории и изделиям столярной и резной мастерских, открытых кн. М. Тенишевой (1858-1928) в ее смоленском имении Талашкино. Здесь с 1900 по 1905 годы, по рисункам М. Тенишевой и приглашенных ею художников создавалось разнообразие высокохудожественных предметов мебели, домашней и церковной утвари. Вся представленная в настоящем издании информация основана на документальных источниках и дополняется богатейшим иллюстративным материалом: эскизами и фотографиями начала XX века, современными снимками.
Книга предназначена для широкого круга читателей: искусствоведов и музейных специалистов, любителей и коллекционеров предметов "русского стиля" и для всех, кто интересуется историей России и русского искусства.
Номер:
567267
Культурология и искусствоведение
Частный заказ в русском искусстве XVIII - начала XIX века и князья Куракины, Быкова Юлия Игоревна, ...
[/color][/size]
Частный заказ в русском искусстве XVIII - начала XIX века и князья Куракины
Автор:
Быкова Юлия Игоревна
Анонс:
Книга Юлии Игоревны Быковой посвящена исследованию роли частного заказа в развитии отечественной художественной культуры XVIII - начала XIX века на примере деятельности представителей одного из самых древних и знатных родов в России - князей Куракиных, члены которого достигли значительных успехов на военном и дипломатическом поприще в XVIII веке. В книге впервые рассматриваются принадлежавшие роду Куракиных произведения искусства (живописные полотна, графический материал, архитектурные комплексы и постройки, садово-парковые ландшафты, скульптура и т.д.) как примеры реализации заказа в ходе взаимодействия с мастером. Автором собран и проанализирован огромный иллюстративный материал: портреты Куракиных, изображения их усадеб, полотна из коллекций западноевропейской живописи, принадлежавших членам этой семьи и т.п., ныне хранящиеся в различных музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Орла, Саратова и других российских и зарубежных городов. Издание представляет особую ценность как для специалистов - историков искусства, музейных работников, коллекционеров, так и для широкого круга читателей.
[/color][/size]
Частный заказ в русском искусстве XVIII - начала XIX века и князья Куракины
Автор:
Быкова Юлия Игоревна
Анонс:
Книга Юлии Игоревны Быковой посвящена исследованию роли частного заказа в развитии отечественной художественной культуры XVIII - начала XIX века на примере деятельности представителей одного из самых древних и знатных родов в России - князей Куракиных, члены которого достигли значительных успехов на военном и дипломатическом поприще в XVIII веке. В книге впервые рассматриваются принадлежавшие роду Куракиных произведения искусства (живописные полотна, графический материал, архитектурные комплексы и постройки, садово-парковые ландшафты, скульптура и т.д.) как примеры реализации заказа в ходе взаимодействия с мастером. Автором собран и проанализирован огромный иллюстративный материал: портреты Куракиных, изображения их усадеб, полотна из коллекций западноевропейской живописи, принадлежавших членам этой семьи и т.п., ныне хранящиеся в различных музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Орла, Саратова и других российских и зарубежных городов. Издание представляет особую ценность как для специалистов - историков искусства, музейных работников, коллекционеров, так и для широкого круга читателей.
Номер:
567227
Культурология и искусствоведение
Чарльз Макинтош: модерн по-шотландски, Хаирова Валентина, Тема настоящей книги - возникновение и ...
[/color][/size]
Чарльз Макинтош: модерн по-шотландски
Автор:
Хаирова Валентина
Анонс:
Тема настоящей книги - возникновение и эволюция стиля модерн в Глазго, всё, что сделало его столь популярным в художественных кругах Европы на рубеже XIX-XX веков. В этом городе сложилась уникальная обстановка, характеризующаяся обилием разнообразных творческих группировок, что позволило модерну именно здесь найти свой собственный путь и свои стилистические особенности, ярким выразителем которых стал Ч.Р. Макинтош (1868-1928). В обширном наследии шотландского мастера присутствуют работы, которые впервые стали предметом публикации и исследования в отечественном искусствознании. Благодаря привлечению целого ряда англоязычных источников в научный оборот введены новые исторические сведения и факты. Издание, написанное в увлекательной и доступной форме, будет интересно не только специалистам, но и широкому кругу читателей.
[/color][/size]
Чарльз Макинтош: модерн по-шотландски
Автор:
Хаирова Валентина
Анонс:
Тема настоящей книги - возникновение и эволюция стиля модерн в Глазго, всё, что сделало его столь популярным в художественных кругах Европы на рубеже XIX-XX веков. В этом городе сложилась уникальная обстановка, характеризующаяся обилием разнообразных творческих группировок, что позволило модерну именно здесь найти свой собственный путь и свои стилистические особенности, ярким выразителем которых стал Ч.Р. Макинтош (1868-1928). В обширном наследии шотландского мастера присутствуют работы, которые впервые стали предметом публикации и исследования в отечественном искусствознании. Благодаря привлечению целого ряда англоязычных источников в научный оборот введены новые исторические сведения и факты. Издание, написанное в увлекательной и доступной форме, будет интересно не только специалистам, но и широкому кругу читателей.
Номер:
567226
Культурология и искусствоведение
Стэнли Спенсер. Модернизм по-английски: быть или не быть, Токарева Мария Сергеевна, Данная книга - ...
[/color][/size]
Стэнли Спенсер. Модернизм по-английски: быть или не быть
Автор:
Токарева Мария Сергеевна
Анонс:
Данная книга - первая попытка исследования английского искусства конца XIX - первой половины XX века в контексте европейского модернизма. Сосредоточившись на творчестве известного английского художника Стэнли Спенсера, сформировавшего уникальную мировоззренческую и художественную концепцию, автор анализирует все сложности и противоречия, поиски и компромиссы, связанные с проникновением модернизма на английскую почву, как в творческой судьбе самого Стэнли Спенсера, так и в исканиях других английских художников - Р. Фрая, У. Льюиса, М. Гертлера, Я. Эпштейна, Л. Лаури, Э. Гилла, Э. Бурры, Г. Сазерленда, Ф. Бэкона, Л. Фрейда и многих других. Читателю предлагается совершить путешествие в мир искусства первой половины XX столетия, узнать о культурологических, философских, религиозных, социальных диспутах в английском обществе и почувствовать это время через жизнь художника с его болью, любовью, радостью, разочарованием и надеждами.
Книга богато иллюстрирована и адресована всем интересующимся английским искусством, его идеями и проблематикой.
[/color][/size]
Стэнли Спенсер. Модернизм по-английски: быть или не быть
Автор:
Токарева Мария Сергеевна
Анонс:
Данная книга - первая попытка исследования английского искусства конца XIX - первой половины XX века в контексте европейского модернизма. Сосредоточившись на творчестве известного английского художника Стэнли Спенсера, сформировавшего уникальную мировоззренческую и художественную концепцию, автор анализирует все сложности и противоречия, поиски и компромиссы, связанные с проникновением модернизма на английскую почву, как в творческой судьбе самого Стэнли Спенсера, так и в исканиях других английских художников - Р. Фрая, У. Льюиса, М. Гертлера, Я. Эпштейна, Л. Лаури, Э. Гилла, Э. Бурры, Г. Сазерленда, Ф. Бэкона, Л. Фрейда и многих других. Читателю предлагается совершить путешествие в мир искусства первой половины XX столетия, узнать о культурологических, философских, религиозных, социальных диспутах в английском обществе и почувствовать это время через жизнь художника с его болью, любовью, радостью, разочарованием и надеждами.
Книга богато иллюстрирована и адресована всем интересующимся английским искусством, его идеями и проблематикой.
Номер:
567225
Культурология и искусствоведение
Императорская Академия художеств в культуре Нового времени. Достижения. Образование. Личности, ...
[/color][/size]
Императорская Академия художеств в культуре Нового времени. Достижения. Образование. Личности
Автор:
Тюхменева Е. А.
Анонс:
В монографии, подготовленной в Отделе русского искусства НИИ при РАХ с привлечением широкого круга отечественных специалистов и автора из Великобритании, исследуется роль Императорской Академии художеств в русской культуре второй половины XVIII - начала XX века. Особое внимание уделяется актуальным и наименее разработанным вопросам, изучение которых во многом стало возможным только в последние годы. Анализируется участие Академии художеств в проектах общероссийского и регионального значения, ее вклад в развитие художественного образования в России. История Академии художеств также показана через творческие судьбы связанных с ней людей. В Приложении публикуется новейший музейный и уникальный архивный материал. Книга дополнена редким иллюстративным материалом.
На русском и английском языках.
[/color][/size]
Императорская Академия художеств в культуре Нового времени. Достижения. Образование. Личности
Автор:
Тюхменева Е. А.
Анонс:
В монографии, подготовленной в Отделе русского искусства НИИ при РАХ с привлечением широкого круга отечественных специалистов и автора из Великобритании, исследуется роль Императорской Академии художеств в русской культуре второй половины XVIII - начала XX века. Особое внимание уделяется актуальным и наименее разработанным вопросам, изучение которых во многом стало возможным только в последние годы. Анализируется участие Академии художеств в проектах общероссийского и регионального значения, ее вклад в развитие художественного образования в России. История Академии художеств также показана через творческие судьбы связанных с ней людей. В Приложении публикуется новейший музейный и уникальный архивный материал. Книга дополнена редким иллюстративным материалом.
На русском и английском языках.
Номер:
567224