Канадский философ Герберт Маршалл Маклюэн (1911-1980) сейчас признан фактически классиком в изучении роли коммуникации в культуре. Именно он начал использовать термин «media» для обозначения средств массовой информации. Анализируя новые медиа, он особое внимание уделял значению клише и стереотипов, которые распространяются СМИ. Свои книги «Понимание Медиа: внешние расширения человека» он опубликовал в 1964 году, «Медиа — это сообщение: Перечень последствий» - в 1967 году, но с тех пор они не потеряли своей актуальности.
Такие вещи, как газеты, радио, ТВ и другие СМИ Маклюэн называл артефактами (то есть культурными явлениями, такими же, как письменность вообще или, скажем, книга) и рассматривал их как продолжения органов чувств человека, своего рода их расширение, выход вовне. Ключевыми артефактами, которые стали двигателем человечества, в разные эпохи выступали: иероглифическая письменность, алфавит, книгопечатание, радио, телевидение. Развивая мысль Маклюэна, можно сказать, что сейчас к этому списку прибавился еще интернет.
Все медиа мыслитель делил на "горячие" и "холодные". Первые доводят какое-то одно чувство до высокой степени определенности и не предполагают активного соучастия аудитории. Вторые, наоборот, предполагают неопределенность и поэтому активное участие аудитории в достраивании информации. Кроме того, на "горячие" и "холодные" он делил страны, считая горячими развитые страны, а холодными - отсталые, и предупреждал, что несоответствие медиа и культуры в данной стране может привести к большим проблемам.
Речь или телефон — это холодные средства коммуникации. Кино и радио — горячие ", писал он, говоря о примерах подобных медиа. Чем горячее средство коммуникации, тем сильнее оно воздействует на сознание. Это давление может стать невыносимым, поэтому психика человека защищается, включая своего рода охлаждение. Например, человек сидит перед телевизором и, спасаясь от того, чем забивают его мозги с экрана, тупо переключает каналы в поисках чего-то более прохладного, то есть неопределенного. В целом телевидение можно отнести к "холодным" СМИ, поскольку телевизионная информация оставляет простор для додумывания.
Но иногда оно вещает в качестве рупора истины, то есть становится "горячим", давая зрителю полную и законченную информацию, которой можно верить. Подобный феномен произошел у нас в период перестройки, когда все СМИ, и телевидение в том числе, стали буквально раскаленными. Информация лилась широким потоком, как будто все шлюзы открылись. Ее содержательность и новизна зашкаливали, и именно информация тогда изменила общество, уничтожила СССР и повернула Россию на новый путь развития. Но недолго музыка играла...
ссылка
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Смотрю в прошлое, вижу будущее, так понимаю настоящее.