Битва как раз была самопожертвованием Арджуны.Возможно,нам сейчас это нелегко понять,так как мы не знаем качеств чистого кшатрия(сейчас варны перемешаны и не исполняют своих истинных обязанностей),предавшегося Богу.димон писал(а):А Арджуна выходит не дорос до проявлений милосердия и самопожертвования? Да и что это за цель великая -возвращение трона? Остался бы он за Кауравами, ну и пусть. А так 10 000 000 человек погибли, Кауравы погибли, ветвь Пандавов пресеклась. Короче даже заявленная цель битвы (воцарение Пандавов) не достигнута. Зато началась Кали-Юга. В чём смысл ?Ash писал(а):Гуны(энергии мат.природы) определяют качества людей и 4ре варны. Для каждой-свой свод предписанных обязанностей, и пока человек не выйдет из под материального влияния,развив беспримесную любовь,лучше действовать согласно своей природе
Курукшетра-,действительно,один из самых драматичных моментов истории.
Чтобы понять произошедшее,нужно углубиться в ту эпоху с ее нравами.Дело было в конце Двапара-Юги,когда цари стали злоупотреблять властью,когда слова брахманов стали терять на них влияние.(Вся Махабхарата-иллюстрация этого). Сам Кришна,беседуя с Арджуной перед битвой говорит:
«Всякий раз, когда религия приходит в упадок и воцаряется безбожие, Я Сам нисхожу в этот мир, о потомок Бхараты. Чтобы освободить праведников и уничтожить злодеев, а также восстановить устои религии, Я прихожу сюда из века в век».
«Бхагавад-гита» (4.7 -

Значит,такое количество воинственных людей уже мешало относительно мирному течению дел на земле.
(Полегли,главным образом, кшатрии и подчиненные им воины.)
Вот еще два взгляда,помогающих это понять:
Махабхарата прямо указывает на подоплеку битвы на Курукшетре - в ней сошлись земные воплощения суров (богов) и асуров (таких же богов, но вечных противников суров) - в эпической традиции. В пуранической, соответственно, это противостояние божеств под предводительством аватары Кришны и Его противников - демонов. И те, и другие достигали слияния с объектами своей боевой медитации, уподоблялись им и достигали этим своей цели.
Смерть - не самая большая цена за чувство, что ты отдал себя Богу и эта жертва угодна Ему.
Относительно медитации сейчас широко распространено не совсем верное представление, что она достигается только в покое и безмолвии. Таковы многие практики. Но и в наши дни наряду с медитациями покоя продолжают существовать подлинные боевые искусства. Их адептам в обстановке стресса и напряжении физических сил удается достичь того же, к чему другие направления приходят в многолетнем отказе от действия и в полной статичности. Им удается выйти из обыденного сознания и соприкоснуться с Высшей Реальностью, как бы она ни называлась и не описывалась. Это просто другой путь - и он вполне мог существовать в Двапару-Югу. Неважно средство, лишь бы способ достигал цели. Тогда Курукшетра являлась еще местом проведения массовой медитации, правда, в совершенно непривычном для нас виде.
Другой вопрос - зачем Кришне нужно было добиваться своих целей таким путем? Единственный, кто знал точный и полный ответ на этот вопрос - Арджуна, но он никак не стал комментировать Бхагават-Гиту и то, что осталось за рамками официальной версии, озвученной в Махабхарате и пуранах.
Скорее всего, действия Кришны заключались в устранении прежних религиозных норм и в проявлении новых. Двапара-Юга заканчивалась, начиналась Кали-Юга, что означало радикальную перестройку нравственного состояния человечества. То, что было приемлемо или хотя бы терпимо для уходящего века, совершенно не годилось для слабеющих нравственных устоев нового поколения. Кришна дал новую трактовку вечной веры в Бога, которая остается актуальной до появления следующей аватары. Но носители прежней дхармы продолжали жить и их вера могла служить соблазном для тех, кто мог воспринять только внешнюю форму прежнего поклонения, но уже не мог проникнуть ослабевшим разумом в его сокровенную суть.
Единственно достойным финалом благочестивой жизни кшатриев Двапара-юги могла стать Курукшетра.
Если они знали или хотя бы догадывались о замысле Кришне - тогда они предоставили человечеству образец высочайшего самопожертвования.
Константин. Форум на Индустан.ру.
-------------------------------------------------------------
Отождествляться значит гордиться – я такой, я такой, я такой. Что это значит – атма-никшепа, или атма-ниведана, как по-вашему? Нет, не забыть себя. Это значит, что я понимаю, что мои желания не являются независимыми, что я сознательно подчиняю свои желания воле Кришны. Атма-никшепа значит, что я отказываюсь добровольно от своей воли, которую мне Кришна дал. Кришна нас всех сделал свободными, он дал нам свободу воли, так? И это единственное, что у нас есть. И Кришна этого не может отобрать.
Есть одна история в „Махабхарате”, которая иллюстрирует это. После огромной битвы на Курукшетре, когда полегли все воины, кровь лилась рекой. После того, как все было закончено, Кришна немного успокоил всех, немного утешил Махараджу Йудиштхиру, оставался там, Он знал, что Он не может бросить своих бхакт так, но в конце концов Он отправился из Хастинапура обратно в Двараку. И когда Он выехал и проехал какое-то расстояние, Ему навстречу выбежал из леса мудрец Уттанга. И мудрец этот, будучи настоящим мудрецом, ничего не знал, что происходит в мире. Газет он не читал, радио не слушал, он не знал, что произошла война, он не знал, что половина Бхараты полегло, что люди убиты. Он знал, что война должна быть, он когда-то слышал об этом, когда он там приходил куда-то там в какой-то дворец, но с тех пор он ничего не знал. И он спросил: “О, Кришна, как дела, какие новости, расскажи мне, что случилось? Я надеюсь, Ты помирил этих Пандавов и Кауравов?” Это было первое его слово, потому что он знал, что они враждуют, знал, что война, но он знал, что Кришна – Бог и Он одинаково относится ко всем и он сказал: „Я надеюсь, что все окончилось миром, все окончилось благополучно?”
Кришна сказал: „Нет”.
Уттанга сказал: „Кто победил?”
Он сказал: „Пандавы победили”.
„Что случилось с Кауравами?”
„Все убиты. Все до одного”.
„Как!?”
И Он стал перечислять разных Кауравов. – „Все, никого нет”.
А он: „Кришна, Кришна, я поклонялся Тебе как Богу, я знаю, Ты – Бог, я знаю – Ты Параматма в сердце каждого живого существа. Как Ты мог это сделать? Почему Ты их не помирил? Почему произошла эта война? Кришна, я Тебя сейчас прокляну!”
Он не просто так сказал, он не шутил с Ним, он был серьезно сердит на Кришну. Потому, что он говорит: „Я Тебе поклонялся, как я могу Тебе поклонятся, почему Ты защитил одних и не защитил других? Ты же Бог?!”
Кришна не знал, что ответить в течение какого-то времени. Потом Он стал говорить: „Ты знаешь, Я – Бог, да, и Я одинаково отношусь ко всем живым существам, и я старался.Я пошел к Кауравам, я стал им объяснять: „Не сражайтесь!” Я сделал все, что можно, Я посылал Видуру туда, я посылал брахмана из Хастинапура, я обьяснял, какие аргументы нужно приводить! Сам Я, в конце концов, пришел и показал Свою вселенскую форму и сказал: „Лучше не сражайтесь, Я – Бог!” Но на этом – все, больше я ничего не мог сделать, потому что у них все равно оставалась свободная воля. Дальше Я не мог вмешаться, Я все, что мог – сказал, все, что мог – сделал, дальше они поступали как знают. И Кауравы полегли, потому что у них была свободная воля, Пандавы предались мне и Я их защитил, потому что у них была свободная воля”.
Уттанга сказал: „Хорошо, что Я Тебя не проклял! (смех) Теперь я все понял”.
И атма-никшепа значит, что единственное, что у меня есть и всегда есть, что даже Кришна не может у меня отнять – я Ему добровольно отдаю и говорю: „Все, отныне у меня нет свободной воли. Отныне я буду делать не то, что я хочу, а то, что Ты хочешь!” И принять прибежище у Кришны значит понять, что все то, что у нас есть дал мне кто? Он. Что принимать прибежище нужно у Него, а не в этих вещах. Что если Он захочет, Он отберет это в любой момент. Что, в конце концов, именно Кришна дает мне все то, что Он мне дал. Ни от кого другого я не получаю это.
Из лекции Бхакти-Вигьяны госвами.