Наконец я увидела эту бессмертную классику кино, которая постоянно витает в воздухе , этот фильм .
До этого как-то не приходилось посмотреть.
Теперь поняла , в чём тут соль.
Фильм
" Москва слезам не верит"


Режиссер: Меньшов Владимир
Сценаристы: Черных Валентин
Композитор: Никитин Сергей
В главных ролях: Алентова Вера Валентиновна, Баталов Алексей Владимирович, Муравьева Ирина Вадимовна, Рязанова Раиса, Фатюшин Александр, Сморчков Борис, Васильев Юрий, Вавилова Наталья, Табаков Олег, Ханаева Евгения
Москва пятидесятых годов. В общежитии живут три подруги. Их судьбы складываются именно так, как предполагает характер каждой из девушек. Антонина вышла замуж, растит детей, любит мужа, часто ездит на дачу. Людмиле Москва представляется лотереей, в которой она должна выиграть свое особенное счастье. Катерина же одна растила дочь, закончила институт, работала, и стала директором химического комбината. Но пришла любовь к такому же сильному человеку, как она сама. И, оказалось, что спасти любовь от собственных ошибок трудно и почти невозможно...
- Гос. премия СССР Меняльщикову С.Д., Алентовой В.В., Баталову А.В., Муравьевой И.В., Меньшову В.В., Слабневичу И.М., Рязановой Р.И. (1981);
- Главная премия "Золотая гроздь" на X МКФ в Сантарене (Португалия) (1980);
- Диплом III степени на V Всесоюзном конкурсе на лучшее использование отечественных негативных цветных кинопленок при съемке художественных кинофильмов (1980);
- Гран при "Сен-Мишель" Алентовой В.В. на VIII МКФ в Брюсселе (Бельгия) (1981);
- Вторая премия ассоциации иностранной прессы "Экиноксю" на IV МКФ в Кито (Эквадор) (1981);
- Премия компании "ТОЭЙ" (Япония) за лучший иностранный фильм на (1981);
- Главный диплом по разряду художественных фильмов (пяти картинам поровну) на Всесоюзная неделе-смотре работ молодых кинематографистов в Киеве (1979);
- Диплом участия на I МКФ в Севилье (Испания) (1980);
- Диплом участия на VIII МКФ в Уагадугу (Верхняя Вольта) (1983);
- Диплом участия на XXI МКФ в Аделаиде (Австралия) (1980);
- Диплом участия на XXX МКФ в Зап. Берлине (1980);
- Приз гильдии прокатчиков США, за лучший иностранный фильм года (1981);
- Премия "Оскар" Американской академией киноискусств в Лос-Анжелесе (США) за лучший иностранный фильм вручена Никитину С.Я., Черных В.К., Меньшовой В.В. (1981);
- Премия за лучший иностранный фильм на XIV КФ американских фильмов в Хьюстоне (США) (1981)
•
Антонина Буянова — самая скромная из компании. Первая вышла замуж, счастлива в браке с любимым мужем Николаем. Работает вместе с ним на стройке. Милая, симпатичная девушка в юности, сразу понравилась будущим свёкру и свекрови. В зрелые годы — мать троих сыновей, поддержка и опора мужа.
•
Людмила Свиридова — яркая и заводная. В столицу приехала за хорошей жизнью, очень амбициозна и жизнерадостна, одевается по последней моде. После развода с мужем-пьяницей — одинокая женщина, работающая в химчистке, однако по-прежнему ищет счастье и не сдаётся.
•
Катерина Тихомирова — провинциалка, приехавшая в Москву поступать в институт, но, недобрав два балла на экзаменах, вынуждена пойти работать на завод, где, обладая хорошим инженерным мышлением, быстро осваивается и начинает выполнять обязанности наладчика оборудования. Благодаря силе воли и технической смекалке сама пробивает дорогу в жизни.
•
Александра Тихомирова — дочь Катерины. Воспитанная и умная, однако немного избалованная хорошей жизнью своенравная студентка.
•
Николай — муж Антонины. Москвич, но при этом прост, скромен и даже слегка неотесан. Любит жену, тепло относится к её подругам.
•
Георгий Иванович — возлюбленный Катерины. Познакомились в электричке. Человек, привыкший всегда быть лучшим. Умен, интересен, хотя он всего лишь слесарь.
•
Сергей Гурин — хоккеист. В молодости — отличный спортсмен, талантливый игрок, ведущий здоровый образ жизни, добродушный, веселый молодой человек. Женился на красавице Людмиле, но из-за своего мягкого характера спился.
•
Родион «Рудольф» Рачков — телеоператор. На приеме в профессорской квартире знакомится с Катериной. Влюбляется в неё, но потом бросает. Мягкотелый псевдоинтеллигент, идущий на поводу у матери и собственных амбиций.
В ролях:
• •
Вера Алентова —
Катерина Александровна Тихомирова (Катерина, Катя) Лошадь-Рыбы / СВ (-)
• •
Ирина Муравьёва —
Людмила Свиридова (Люда) Бык-Водолей / ОВ (+)
• •
Раиса Рязанова —
Антонина Буянова (Тося, Тоня) Обезьяна-Скорпион / Оборотень (+) в Змею
• •
Алексей Баталов —
Георгий Иванович (Гоша, Гога), слесарь из НИИ, возлюбленный Катерины Дракон-Скорпион / Апостол/ Аристократ
• •
Наталья Вавилова —
Александра Александровна Тихомирова (Сашка), дочь Катерины Кабан-Водолей /Алхимик (-)
• •
Борис Сморчков —
Николай Михайлович, рабочий на стройке, муж Антонины Обезьяна-Дева / СВ (-)
• •
Юрий Васильев —
Рудольф-Родион Петрович Рачков, телеоператор из Останкино, отец Александры Кот-Весы / Хранитель (+)
• • Александр Фатюшин —
Сергей Гурин, известный хоккеист, муж Людмилы Кот-Овен / Алхимик (+)
• •
Евгения Ханаева —
мать Рачкова Обезьяна-Козерог / Апостол
• •
Олег Табаков —
Володя, женатый любовник Катерины Кабан-Лев / СВ (-)
• •
Валентина Ушакова —
Анна Никитична, мать Николая и свекровь Антонины Бык-Рыбы / Эльф (+)
• •
Виктор Уральский —
Михаил Иванович, отец Николая и свёкор Антонины Бык-Лев / Алхимик (+)
• •
Зоя Фёдорова —
тётя Паша, вахтёрша в общежитии Кабан-Стрелец/ Хранитель (+)
• •
Михаил Зимин —
профессор Алексей Тихомиров (дядя Лёша), московский дядя Катерины Лошадь-Лев / Оборотень (-)
• • Иветта Киселёва —
Маргарита (тётя Рита), жена профессора Тихомирова
• • Владимир Басов —
Антон Круглов, замначальника Главка
• • Виктор Незнанов —
поэт
• • Юрий Перов —
Перов, кандидат технических наук
• • Эдуард Озерянский —
Эдуард Озерянский, инженер-испытатель
• • Александр Жильцов —
Никита, друг Александры
1.

2.

3.

4.

5.
6.

7.

8.
9.


10.
11.

12.

13.

14.

15.
Итак , в этом феноменальном фильме режиссёр Меньшов
Кот-Дева / Апостол на жизни трёх подруг-провинциалок и их дальнейшних судьбах выразил всю житейскую суть , которая до сих пор аукается в сердцах многих людей , хотя прошло больше полвека. И многие трактуют и относятся к героиням и их судьбам по-разному. Но Апостол-режиссёр затронул эту извечную тему о счастье и любви , как каждый понимает , что это такое и каков вкус счастья в жизни и вкус семейного счастья.
И вот три подруги в фильме - два Вектора ОВ (+) и СВ (-), Людмила и Катерина, и Оборотень (+), Антонина.
И мы видим , что именно Антонина оказалась самой непритязательной к своей судьбе , она сумела оценить простое , можно сказать, пастушечье счастье патриархальных отношений , и она из скромной, милой девушки , которая любит своего мужа, превратилась в мать троих детей и опору мужа . И в конце фильма , она высказывает сакраментальную фразу Людмиле , что мужа нужно создавать своими руками , а не искать готовенького. В этом сказалась её жизненная мудрость , мудрость Оборотня , которой в структуре судьбы , как в своей тарелке.Это её сценарий жизни, который она приняла.
А вот Людмила , наш заводной открытый Вектор , не понимает такого мещанского счастья.
Что всё уже заранее предопределено, все цели как на ладони - телевизор, дача, машина, огород....
Ей нужно подхватить свою лихую удачу за хвост и она в этом непробиваема оптимистична.
Ей нужно всё сразу , она уверена , что Москва - такой город , где столько артистов, поэтов, композиторов, музыкантов и просто прозябать не имеет смысла , нужно рваться к самому лучшему .
А вот Катерина , конечно , и рада бы , но её Вектор направлен вовнутрь, она осознаёт , а мы им -то зачем нужны ?
она осознает , что лучше чем есть не притворишься , ей эти игрища не по душе. И всё же именно по просьбе Людмилы поучаствовать в этих игрищах, авантюре , именно её жизнь разворачивается на 180 гр.
Хотя её Людмила учила , что счастье - это поймать кого-то за хвост , забеременеть от него, а там уж он и сам прощения будет просить, найдётся за что. И вот этот сценарий случился не с ней, а с Катериной. И по злому стечению обстоятельств или как по провидению она беременеет от телеоператора, который был у них в гостях на этой профессорской квартире, когда они притворились, что они профессорские дочки.
А с Людмилой всё случилось иначе. Хоккеист предложил ей выйти за него замуж. И , наоборот, у него не было серьёзных отношений .
Но более всего меня поразило, что Катерина не стала никого обвинять, ни Людмилу, что та втянула её в эту игру напоказ , ни самого Рудольфа , что он ничем ей не помог и не захотел жениться, и начинать семью с обмана она не хотела. Она приняла , что она это заслужила растить ребёнка одна и что она сама будет отвечать за всё. Она прекрасно понимала, что этот телеоператор , узнав, что она работает на заводе , расстанется с нею. И так и вышло.
Но судьба распорядилась так , что у телеоператора Рудольфа, Хранителя (+), то есть куратора социальной структуры , жизнь вышла ни рыба, ни мясо, он дважды был женат, детей не было и спустя 20 лет , когда Катерина стала директором завода и матерью Александры и они встретились случайно, он так и признался, что жизнь его уже наказала.
Открытый Хранитель, отказавшись сохранить то, что было , ничего нового создать не смог, в отличие от скрытого Вектора Катерины , которая благодаря этому испытанию только возродилась и во второй половине жизни нашла того человека, которого искала всю жизнь. Человека-Апостола, который не придерживается стандартных правил жизни, а выбирает то, что ему по душе и любит это, и работу,и друзей. Он не гонится за статусом.
А Людмила как была в вечном поиске , так и осталась. Её хоккеист спился , и чуть ли не в дурдоме восстанавливался , и выпрашивал постоянно у Людмилы денег, хоть они 7 лет как расстались.
И , конечно, сравнивать, у кого судьба лучше и кто более счастлив не имеет смысла.
Каждый получает то, что заслужил

Антонина - тихое семейное патриархальное счастье ,
Людмила - вечную рулетку , "счастье по рублю в лотерее",
а Катерина - жизненные испытания и своё оборотневое , судьбоносное счастье во второй половине жизни , которого она ждала всю жизнь, с Гошей

)
