Путешествие в уикенд

Ответить
Служебный 1
Сообщения: 708
Зарегистрирован: 07 янв 1970, 13:56
СГ: Не определился
П о л: ( ж )
Поблагодарили: 1 раз

Путешествие в уикенд

Сообщение Служебный 1 » 30 окт 2009, 14:32

Татьяна К. (Петух-Водолей) "Экскурсия в Кронштадт." 2008 г.

Кронштадт – главная морская база Балтийского флота России на протяжении большей части истории города, форпост Санкт-Петербурга в нескольких войнах: в годы Северной войны 1701-1721гг, Крымской войны 1853-56гг, 1-ой мировой 1814-1818гг, Гражданской 1918-1922гг, Великой Отечественной 1941-45гг. Кронштадт – родина многих русских морских экспедиций и научных открытий.

Мы ездили на автобусную экскурсию в Кронштадт. От Гостиного двора поехали по Невскому проспекту на Васильевский остров, затем на Петроградский. Экскурсовод рассказывал обо всём, что проезжали. Первым был - крейсер «Аврора», построенный на заводе «Новое Адмиралтейство» в 1900 году и прошедший боевое крещение в Цусимской битве в 1905 году. В советские времена «Аврору» называли кораблем №1 флота страны, ветераном 4 войн и 3-х революций.

Изображение

Напротив крейсера в 1996 году стоит новый памятник «Богиня моря», он посвящён всем морякам, жившим и сражавшимся на Балтике.
Ещё один новый памятник – «Чёрное дерево» создано возле бывшего дома семьи Нобелей, которые построили неподалеку завод, изготовлявший мины, торпеды и паровые двигатели для кораблей.

Служебный 1
Сообщения: 708
Зарегистрирован: 07 янв 1970, 13:56
СГ: Не определился
П о л: ( ж )
Поблагодарили: 1 раз

Путешествие в уикенд

Сообщение Служебный 1 » 30 окт 2009, 14:35

Ехали вдоль реки Большая Невка по Приморскому проспекту. На противоположном берегу располагался Аптекарский остров, куда при Петре I туда был переведен Аптекарский указ из Москвы для выращивания лекарственных растений. На острове возник Аптекарский Сад, ныне Ботанический, в нём произрастают более 300 видов растений.

Рядом стоит Телебашня Санкт-Петербурга, она имеет высоту 316 метров, для сравнения колокольня Петропавловского собора – 122,5 метров высотой.

Проехали здание в стиле сталинского ампира Военно-морской академии, она была основана в 1717 году, являлась первым высшим военно-морским высшим учебным заведением России. Её выпускники назывались гардемаринами, в переводе с французского «стражами моря», многие из них несли службу в Кронштадте.

Проехали Каменные острова, где ледником было оставлено много больших и маленьких валунов. Впоследствии многие были взяты на строительство зданий, ныне валунов почти не осталось. Здесь же был найден «Гром-камень» - пьедестал к «Медному всаднику».

Въехали на земли исторического района «Старая деревня», проехали Богоявленскую церковь и Буддистский храм, последний был построен на рубеже 19-20 вв. архитектором Барановским, а сбор денег организовал художник И. Рерих.

Служебный 1
Сообщения: 708
Зарегистрирован: 07 янв 1970, 13:56
СГ: Не определился
П о л: ( ж )
Поблагодарили: 1 раз

Путешествие в уикенд

Сообщение Служебный 1 » 02 ноя 2009, 11:10

Выехали на Приморское шоссе в район Лахта, название произошло от финского слова «лахти» - бухта. Читается, что бухтой называли финны озеро, расположенное в 1,5 км отсюда, которое в те времена соединялось в Невской губой. Несколько веков назад очертания Невской губы были совсем иные, она была гораздо больше. В середине её был остров напоминающий форму котла, поэтому ещё в древней Руси новгородскими славянами, невская губа называлась котлиным озером, а остров в центре – Котлин. У финнов остров назывался Рету-Саари, т.е. Лисий остров. Остров Котлин захвачен русскими войсками в 1703 году спустя несколько месяцев после основания Санкт-Петербурга. При осмотре острова русскими солдатами был обнаружен брошенный шведский военный лагерь, и среди него много котлов, с тех времён котёл – один из символов Кронштадта и одна из версий происхождения названия.

Путь до Кронштадта был долог во времена Петра и занимал около суток, поэтому по северному И южному берегам Невской губы по приказу Петра были построены 4 усадьбы для остановок и отдыха императора По пути в Кронштадт и обратно. 2 усадьбы на Южном берегу дошли до наших дней. Это Петергоф и Стрельня.2 усадьбы на Северном берегу: Ближнее и Дальние Дубки не сохранились. 30 раз Петр бывал в Кронштадте Верхние Дубки располагались в районе нынешнего города Сестрорецк на берегу Реки Сестра (по-фински «сестро-юки» - смородиновая речка). Нижние Дубки располагались в районе Лахта. В 1724 году 5 ноября, проезжая здесь по дороге в Кронштадт, Пётр I увидел баркас, терпящий кораблекрушение на огромных волнах, бросился в ледяную воду и спасал моряков. Однако сам простудился, получил воспаление лёгких и умер 28 января 1725 года. Памятник Петру I, спасающему моряков, стоял в районе Лахта на берегу Невской губы, однако большевиками был переплавлен, как не имеющий исторической и культурной ценности.

Служебный 1
Сообщения: 708
Зарегистрирован: 07 янв 1970, 13:56
СГ: Не определился
П о л: ( ж )
Поблагодарили: 1 раз

Путешествие в уикенд

Сообщение Служебный 1 » 02 ноя 2009, 11:12

Наш автобус въехал на Кронштадтскую дамбу. Она имеет протяжённость 25,5 км. Она представляет собой земляную насыпь 3-5 метров высотой, в ширину равной 4-5 полосам автомобильного движения, а вокруг в обоих сторон море, серое бледное, такого же цвета, как и небо в пасмурный хмурый день.

Одно из назначений дамбы – соединить Кронштадт с Лахтой и Ломоносовым. Но главное - защита города от наводнений. На протяжении всей истории Петербурга, Нева выходила из берегов более 300 раз. Последнее ощутимое наводнение случилось в 2006 году, вода поднялась на 2,5 метра выше ординара.

Самым сильным было наводнение 7 ноября 1824 года. Уровень воды в Финском заливе поднялся на 4 метра 20 см. Весь Кронштадт был затоплен и весь жилой Петербург. Скорость ветра достигала 55 м/сек. Были снесены сотни деревянных зданий. Наводнение называли «Невский потоп», погибло более 1500 человек. Александр I направил в Кронштадт 500 строителей восстанавливать город после наводнения. Была создана проектная комиссия по защите города от наводнений. Одним из участников её был шотландский архитектор Август Бетанкур, впервые правильно установивший причины невских наводнений. Ранее считалось, она кроется в недостаточной глубине Невы - 6-7 метров, из-за чего воде трудно стекать в море при встречном ветре, поэтому было построено много искусственных каналов: Грибоедов, Обводной, Крюков, Лебяжья канавка, а также каналы в Кронштадте. Осенью 1877 года случилось второе самое страшное наводнение Петербурга, после него появилась гипотеза о «нагонной (или длинной) волне», которая в море она незаметна, а в Невской губе достигает высоты 3-3,5 метра. Не повышение уровня воды в Неве приводит к наводнению, а попадание в реку вод Финского залива. От них город может защитить лишь дамба. Её построить предлагал ещё Август Бетанкур, но строительство было начато только в 1979 году, это была всесоюзная стройка, которая так и завершилась. Строительство было заморожено на 17-18 лет и возобновилось в 2004-2005 гг. Планируется достроить дамбу в 2010 году. Через 2 года она станет частью кольцевой автомобильной дороги вокруг Питера, общая длина которой составит 180 км.

Служебный 1
Сообщения: 708
Зарегистрирован: 07 янв 1970, 13:56
СГ: Не определился
П о л: ( ж )
Поблагодарили: 1 раз

Путешествие в уикенд

Сообщение Служебный 1 » 02 ноя 2009, 11:13

По обеих сторон от дамбы на разном расстоянии из моря выступали небольшие острова. На каждом виднелись заброшенные строения. Это нумерные или цифровые форты. Ныне они находятся в бесхозном состоянии и никак не используются. Наиболее крупные форты находятся в акватории южного фарватера, мы проезжали по готовому участку дамбы через северный фарватер. В южной части Невской губы форты были созданы ещё во времена правления Петра I. Северная часть фарватера была наиболее мелководна, печально славилась песчаными отмелями и считалось, что ни один корабль не решится попробовать пройти по нему к Санкт-Петербургу, но в разгар Крымской войны, во время обороны Севастополя, к Кронштадту подошла англо-французская эскадра в составе 150 кораблей, из них 60 были паровыми. И хотя, посмотрев на форты южного фарватера и сотни орудий на них расположенных, всё же не решилась атаковать Кронштадт, Николай II всё же приказал в целях укрепления безопасности возвести форты и на северном фарватере. В Великую Отечественную Войну в Кронштадте велись бои, орудия, стоявшие на фортах, защищали город в блокаду.

Изображение

Служебный 1
Сообщения: 708
Зарегистрирован: 07 янв 1970, 13:56
СГ: Не определился
П о л: ( ж )
Поблагодарили: 1 раз

Путешествие в уикенд

Сообщение Служебный 1 » 02 ноя 2009, 14:35

В дымке за туманом виднеется город, и в центре его – большой купол Морского собора, высотой 60 метров. По Кронштадскому шоссе автобус въехал в современные жилые районы, построенные в 1970-80-х гг. для строителей дамбы.

Затем подъехали к красным кирпичным зданиям кольцевой Кронштадтской крепости. Она была создана в 1825-45 гг. на месте Петровской крепости, заложенной осенью 1723 года. Долгое время в Кронштадте были гавани для военных кораблей, система судоремонтных доков, а крепости не было. Её создавали в конце правления Петра из бревенчатых коробов 2,5 метра высотой, внутри заполненных булыжником, эти короба называли ряжами. Рядом прокапывали ров с водой, ряжи засыпали землёй, сверху ставили орудия. Крепость была освящена и получила название Кронштадт, т.е. главный коронный город, ранее никакого названия не было. Остатки дерево-земляных валов сохранились по сей день. Но наводнение 1824 года очень сильно разрушило их, все орудия были смыты. Тогда началось строительство кирпичных стен. Александр I лично участвовал в закладке фундамента сторожевой башни. Крепость закончили через 20 лет во время правления Николая I. Она включала цейхгаузы, казармы, которые сохранилась и по сей день.

Автобус вёз нас вдоль стен крепости по Северному бульвару, затем по улице Восстания. Она названа в честь Восстания 1905 года, в котором участвовало много моряков Кронштадта, здесь проводились стачки, забастовки, многие участники стачек были арестованы, посажены в тюрьмы и отправлены на каторгу в Сибирь, в память о них в 1925 году появилась улица Восстания.

Изображение
Выехали на проспект Ленина, ранее называвшийся Николаевским, главную улицу Кронштадта, первоначально названный в честь Николая I, при котором Кронштадт из деревянного превратился в каменный, проспект был переименован в 1920 году. Ранее на нём стояло 3 главных храма города: Владимирская церковь, собор Андрея Первозванного и Морской Собор. Ныне из них осталось 2, собор Андрея Первозванного был взорван в 1935 году, а также уничтожено ещё 20 церквей Кронштадта.

Служебный 1
Сообщения: 708
Зарегистрирован: 07 янв 1970, 13:56
СГ: Не определился
П о л: ( ж )
Поблагодарили: 1 раз

Путешествие в уикенд

Сообщение Служебный 1 » 02 ноя 2009, 14:37

Изображение
Владимирская церковь – одна из самых старых в Кронштадте была построена при Елизавете I, но была деревянной и сгорела в пожаре 1876 года. Спустя 6 лет отстроена в камне в псевдорусском стиле, церковь была богато украшена мозаикой, особенно снаружи, ныне сохранились иконы в нишах церкви, наиболее ценные из которых нарисованы учениками школы Ушакова. В 2004 году Владимирская церковь была заново открыта после реставрации.

Въехали на Соборную площадь, ныне она представляет собой сквер. В начале 20 века на ней был стоял собор Святого Андрея Первозванного, покровителя русских моряков. В соборе служил Иоанн Кронштадский, один из самых известных русских религиозных деятелей начала 20 века. Он происходил родом из деревенской семьи в Архангельской области, носил имя Иван Ильич Сергеев, учился в духовной семинарии в Александро-Невской Лавре, хотел стать паломником, но увидел видение – себя в Соборе Андрея Первозванного в Кронштадте, приехал на остров Котлин и, служа в соборе, прославился на всю Россию. Организовывал сбор средств и строительство многочисленных ночлежек, домов для неимущих, бесплатных школ, больниц во многих городах страны. В конце 19 – начале 20 века его имя знали во всех уголках России, а на похоронах Иоанна Кронштадтского в 1908 году присутствовало 160 тысяч человек. В 2008 году начато воссоздание часовни Тихвинской Богоматери, ранее стоявшей рядом с собором, возможно следующим в очереди после неё будет сам собор. Ныне там, где он стоял, лежит большой камень с надписью о разрушенном соборе и его знаменитом служителе.

Служебный 1
Сообщения: 708
Зарегистрирован: 07 янв 1970, 13:56
СГ: Не определился
П о л: ( ж )
Поблагодарили: 1 раз

Путешествие в уикенд

Сообщение Служебный 1 » 02 ноя 2009, 16:52

На противоположной стороне дороги – в сквере бьёт светомузыкальный фонтан, 1 из 5 фонтанов Кронштадта, за ним стоит здание Гостиного двора, очень похожее на Гостиный двор на Невском, здание построено в конце 19 века после пожара, но в стиле зданий конца 18 века.
Изображение

В этом же сквере находится ещё один памятник – сделанная из разных сортов и цветов карельского гранита карта острова Котлин. Из тёмно-бардового гранита - историческая часть острова, 5 его знаменитых гаваней, созданных ещё при Петре: Каботажная, Средняя, Купеческая, Зерновая и Итальянский (или Меньшиковский) пруд. Из светло-розового гранита – городская застройка 18-19 веков, из серого – новые жилые районы 1970-1990 гг.
Изображение

Неподалёку от карты проходит обводной канал, построенный для улучшения дренажа в 18 веке. Возле него – памятник современной эпохи – дерево желаний, сделанное из металла, наверху – птичье гнёздышко, куда туристы закидывают монетки. Обводной канал ограждён металлическим забором, на другом его берегу – в зелени клёнов и дубов расположены краснокирпичные здания постройки времён правления Екатерины II, все они имеют общее название «Адмиралтейство». Оно было построено на месте старого адмиралтейства в 1783 году, которое сгорело, т.к. загорелся сухой лес, приготовленный для строительства кораблей. В конце 18 века в Кронштадт намеревались перевести Адмиралтейскую верфь из Санкт-Петербурга, но денег на окончание строительства не хватило, для судостроения новое адмиралтейство так и не использовалось. Там находились лесные, угольные склады, хранились смоляные доски, канаты, эллинги для кораблей. Комплекс зданий использовался и используется поныне для целей судоремонта.
Изображение

Служебный 1
Сообщения: 708
Зарегистрирован: 07 янв 1970, 13:56
СГ: Не определился
П о л: ( ж )
Поблагодарили: 1 раз

Путешествие в уикенд

Сообщение Служебный 1 » 03 ноя 2009, 10:00

Возле ограды обводного канала стоит памятник Фадею Беллинсгаузену, генерал-губернатору Кронштадта в 1919-21гг. возглавившему экспедицию, открывшую берега нового континента Антарктиды.

Кронштадт – родина многих морских научно-исследовательских экспедиций. В частности первая в России экспедиция была сформирована в Кронштадте в 1724 году, возглавил её датский мореплаватель Витус Беринг, она продолжалась 12 лет, в результате были открыты Берингов пролив и северо-восточные рубежи нашей страны. Первой русской кругосветной экспедицией, также вышедшей из Кронштадта, руководил Крузенштерн.

И вот гавани Кронштадта! Мы вышли из автобуса на мостовую у Меньшиковского или Итальянского пруда. Он имеет прямоугольную форму, берега обделаны гранитом, с одного края стоит старинная чёрная лебёдка, которая использовались в начале 18 века для погрузки и разгрузки кораблей. С другого берега выставлены пушки времён Крымской войны, ранее их было больше 1000, среди пруда бьёт фонтан, и устраиваются салюты в честь открытия навигации. За прудом на узкой насыпи, отделяющей его от гаваней, стоит одноэтажное красное здание под название Голландская кухня.

Изображение
Она была построена при Петре I для приготовления пищи для моряков, приплывших из разных стран, чтобы они не готовили пищу на камбузе. Это часто приводило к пожарам, а пожар в гавани, где стоят деревянные корабли, мог уничтожить много судов.

Изображение

Служебный 1
Сообщения: 708
Зарегистрирован: 07 янв 1970, 13:56
СГ: Не определился
П о л: ( ж )
Поблагодарили: 1 раз

Путешествие в уикенд

Сообщение Служебный 1 » 03 ноя 2009, 10:02

На противоположной стороне пруда расположено старейшее здание Кронштадта – Меньшиковский или Итальянский дворец. Как известно, Меньшиков был первым губернатором Санкт-Петербурга и Кронштадта. В 1720 году по его приказу вырыли Меньшиковский пруд и построили дворец, сперва деревянный, в 1724 году – каменный. Здание было создано архитектором Брауншвейгом в классическом стиле, в те годы редко встречающимся, только пришедшем из Италии, поэтому второе название дворца Итальянский. Однако как дворец оно никогда не использовалось. Меньшиков никогда в нём не жил и даже не останавливался. Сразу после его ссылки дворец отдали навигационной школе, потом штурмановскому училищу. Ныне оно пустует, хотя ничуть не разрушено. Вдоль дворца проходит старейшая улица Кроштадта - Береговая. Её создали на месте соснового бора и заболоченных песчаных отмелей с камышами, насыпав огромное количество земли из котлована Меньшиковского пруда.

Ещё один памятник Кронштадта стоит у Меншиковского дворца, учёному, картографу, первооткрывателю Новой Земли Пахтусову, уроженцу Кронштадта и выпускнику Штурмановского училища. На памятнике высечены герб Кроштадта и девиз Пахтусова «труд, польза, отвага».
Изображение
Вдалеке за Голландской кухней видны другие гавани, корабли в них стоящие и белоснежные современные лайнеры, сухогрузы, баржи медленно проплывающие по узкому фарватеру между укреплениями Котлина и одним из фортов, везущие в порт Санкт-Петербургавсевозможные грузы. До 20 века гавани Кронштадта былибогаты, в них вынуждены были разгружаться все крупные корабли, т.к. Невская губа была слишком мелководна и непригодна для прохода их по ней морских судов, в Кронштадте располагалась таможня, и взимались пошлины за ввоз в Россию иностранных товаров. Тогда город рос и процветал. Позже перегрузка товаров на небольшие суда была признана невыгодной, дно Невской губы углублено, создан канал к Васильевскому острову, с тех пор морские суда проплывают мимо Кронштадта.

Рядом с Меньшиковским прудом в Финский залив выходит обводной канал. В самом конце его стоит маяк, а не пересечении с Береговой улицей находится мост и под ним – Кронштадтский футшток. Он представляет собой металлическую чёрную рейку со шкалой, по которой можно посмотреть уровень воды в канале. Вниз к рейке ведёт лестница.
Изображение
Изображение
Когда мы были в Кронштадте, уровень воды находился на отметке чуть более 1 метра над уровнем мирового океана. На мосту надпись «3 метра 64 см», дата 07.11.1824 и отметка, до которой максимально поднимались воды Финского залива во время наводнения. Надпись на табличке гласит: «Федеральная служба геодезии и картографии России. У устья моста находится исходный пункт нивелирной сети России (ноль Кронштадтского футштока). Установлен в 1840 году». В результате многолетних наблюдений колебания уровня воды в Финском заливе был выявлен нулевой уровень Мирового океана, который в нашей стране используется для определения высот и глубин всех объектов. Рядом с футштоком находится небольшая башенка, внутри которого колодец глубиной 7 метров, соединённый с рейкой (футштоком) и прибор-самописец, фиксирующий все колебания уровня воды.

Ответить

Вернуться в «Дневники участников»