


Атрибуты шута
Изображения шутов появляются на рубеже XIII-XIV вв., когда возникает мода держать дураков при коронованных лицах и вельможах.
Особое развитие институт придворных шутов получил в XV-XVI вв.

В инициалах «D» к псалму 52 («Сказал безумец в сердце своем: нет бога») библейский безумец, спорящий с царем Давидом, представлен в образе шута, характерном для конца XIII-XIV в. На остроконечном капюшоне весело звенели колокольчики и бубенцы (капюшон мог иметь два или три конца). Погремушка представляла собой надутый свиной пузырь с сушеным горохом, привязанный к короткой палочке. Дураки брили голову и бороду, вокруг макушки оставляли венчик волос, носили короткие рубахи с рукавами до локтей, ходили босиком. Иногда безумец потрясает дубинкой, но уже в ходу типично шутовской аксессуар-марот. Это жезл (длина 30-40 см) с резным навершием - кукольной головкой смеющегося шута.

Print made by Franz Isaac Brun
Date 1555-1610

Print made by Franz Isaac Brun
Date 1555-1610

A fool facing left; bust-length figure, resting his chin on his right hand; wearing a chain with a large medallion; a fly on his fool's cap. 1568
Print made by Hans Hanberg
Date 1568

Stultorum Chorea-The dance of fools; a group of fools join hands and dance in a ring around a fool playing a trumpet
Print made by Franz Hogenberg
Date 1550-1600
Schools /Styles Netherlandish
Головной убор
Существенной составной частью костюма шута были башлык, колпак или чепец. Эти головные уборы носили в средневековой Европе все — и простые крестьяне, и знать, и короли. Но в конце XIII века колпак уже вышел из моды и был скорее насмешкой, признаком, по которому шута отличали от прочих граждан.
Три длинных конца колпака (может быть и другое количество) символизируют ослиные уши и хвост — атрибуты карнавальных костюмов во время римских Сатурналий и «ослиных процессий» раннего Средневековья. На гравюрах выше так и сомнений не остается, что колпак украшают ослиные уши

Шутовская шапка с ослиными ушами - символ мировой глупости.
Шут знает, что признание в невежестве есть наивысшее знание - необходимое условие всякого обучения. Вспомним Шута Таро перед пропастью: то, что издали может казаться пропастью, на самом деле, возможно, всего лишь небольшая лощина, если подойти к этому с позиции Шута.
В XVI в. на дурацких капюшонах иногда виден «петушиный» гребешок. Своим происхождением он обязан религиозным представлениям солнцепоклонников, у которых петух был священной птицей, так как он первый возвещает заход луны и восход солнца.
Есть версия, что первончально на шутовском колпаке были рога луны, а затем уже они преобразились в ослиные уши.
Еще варианты:
Шутовской колпак - это вывернутая наизнанку королевская корона.
Колпак шута первоначально был задуман как сатира на монашеский капюшон.
Жезл или скипетр шута, марот

Олицетворяет "второе Я" шута (как правило, жезл изображают в виде погремушки, являющейся копией головы шута в шапке с бубенцами).
Скипетр с фигуркой шута на вершине - намек на самодовольство. Жезл или скипетр шута — некое подобие королевского скипетра. Шут показывал высоту своего положения, особые отношения, которые связывают его с господином.
В некоторых колодах Таро Шут, с серьезным выражением лица, держит в руке зеркало, отражение в котором ухмыляется или показывает язык.
Небольшое лирическое отступление

Во французском языке скипетр шута обозначается словом «marotte», что буквально означает «каприз», «причуда».
В середине XIX века во Франции появляются необычные куклы - вместо ног у такой куклы была деревянная, либо из слоновой кости палочка с маленькой коробочкой вместо туловища, и изящной головкой. Пелерина, закрывающая музыкальную «укладку», была богато декорирована шёлком, кружевами, золотой тесьмой. На краях часто пришивали крохотные колокольчики или бубенчики, которые при любом движении издавали мелодичный звук. Называли эти безделушки на французский манер «Marotte», что значит - «болванка для шляпы», «шутовской жезл с гротескной фигуркой». Встречаются так же названия «Poupee folie» (сумасшедшая кукла), «Folly Head» (Безрассудная голова) «Whirling Musical Doll» (Вращающаяся музыкальная кукла), а в Германии – «Schwenker» (флюгер). Вот примеры подобных игрушек:


Charles Gates Sheldon
Одежда шута
Про пеструю одежду шута (цитата):
"Шут во многих колодах карт одет в одежду из пёстрых ромбов. Эта пестрота никак не давала мне покоя, а объяснения, что ромбы - стилизованные заплатки, призванные подчеркнуть бедность - меня почему-то не устраивали. Казалось, что здесь гораздо более глубокий символизм. И вот, наконец-то!!! -набрел на замечательное исследование Мишеля Пастуро "Дьявольская одежда: история полосок и полосатой ткани".
Пастуро пишет, что, начиная с XII - XIII столетия, сохранилась обильная документация, свидетельствующая о том, что полосатая одежда в средневековой Европе считалась позорной, унизительной и дьявольской. Проститутки, жонглёры, шуты и палачи, были обязаны носить полосатое платье как отличительный символ позорного ремесла.
Добропорядочным же гражданам церковь запрещала носить одежду в полоску и в яркую клетку, особенно если чередовались красный, зеленый и жёлтый цвета, вызывающие ощущение пестроты и разнообразия.
Здесь мы наблюдаем огромный разрыв между восприятием современного человека, для которого разнообразие является скорее положительным качеством, связанным с молодостью и любознательностью, и человека средневековья, для которого честный человек и добрый христианин не может быть VARIUS (лат. пёстрый, разнообразный). Пестрота вызывает у него ассоциации с грехом и преисподней. Например, Вольфрам фон Эшенбах в поэме XIII века "Парсифаль" пишет:
Иные люди, как сороки: равно белы и чернобоки.
И в душах этих божьих чад перемешались рай и ад.
А не утративший надежды - рядится в белые одежды.
В рыцарских романах того времени герою на белом коне противостоит предатель, незаконорожденный или чужеземец, у которого лошадь de deus colours - двух цветов - в яблоках, полосатая, пегая.
В средневековой культуре varius (пестрота) обозначает что-то нечистое, агрессивное, аморальное и лживое. Человек, которого характеризуют как varius (непостоянный, переменчивый), непременно покажет себя хитрецом, лгуном, жестоким человеком. Кроме того, существительное varietas обозначало обман, злобу и проказу. Проститутка в красно-жёлтом платье в полоску, шут в камзоле из разноцветных ромбов, являют одну и ту же идею: идею смятения, беспорядка, шума и нечистоты. Их костюмы символизируют различные степени одного и того же состояния - отклонения от нормы.
Подобные символические коды в одежде позволяли вписать человека в соответствующую группу, а группу - в отведённое ей место в рамках средневекового общества.
Нынешняя ортодоксальность во всех религиях не просто унифицирует человеческую индивидуальность, а по сути демонстрирует (кодами предписываемых ограничений одежды) запрет на творческое самовыражение личности . Самоограничение, в пределе самоотречение, вот этический идеал поведения предлагаемый религией, с игнорированием эстетических и творческих аспектов жизни. В итоге человек на практике оказывается не образом и подобием Творца , а в практических реалиях жизни бездейственной тенью. "
Автор - Pajzo
Отсюда
Автор ссылается на французского историка-медиевиста Мишеля Пастуро (17 июня 1947, Кабан-Близнецы, Аристократ).
Пастуро закончил Национальную школу хартий, защищал диплом по символике животных. Специалист по геральдике, сфрагистике и нумизматике. С 1983 руководит кафедрой истории западной символики в Практической школе высших исследований в Париже. Мировую известность получили его книги по исторической семантике цвета (синий, красный, черный и др.), переведенные на многие языки.
Добавлю. Как правило, шилась из зеленых и желтых тканей. Эти цвета символизировали слабоумие, сумасшествие.
Иногда костюм шута кричащего красного цвета; он ассоциировался у ригористов с адским пламенем, уготованным паяцу.
Бубенчики
Колпак шута, а иногда и скипетр, да и весь костюм обязательно украшались бубенчиками.
Это, с одной стороны, символ дисгармонии окружающего мира. Цитата из Библии (к сожалению, не знаю, откуда точно. Надо будет уточнить): «Если бы я разговаривал языком человеческим и ангельским и не был исполнен любви, то я был бы звонкой медью или гремучим бубенцом». К примеру, больные проказой в средневековой Европе, когда находились в общественных местах, должны были звонить в колокольчик (чтобы предупредить других о своей болезни), т.е. звон ассоциировался с опасностью.
Дугин пишет, что "звон колокольчиков шута обращает внимание на "остаточное сакральное", на мир духов, подобно тому, как колокольный благовест зовёт людей к светлой стороне сакрального". Колокольчики и бубенцы на костюме шамана и шута подчёркивают это "слияние противоположностей", как и сам он объединяет миры посюсторонние с мирами потусторонними. Шут и сам есть "сочетание противоположностей".
Еще один атрибут шутовского костюма — трещотка. В стародавние времена с помощью таких трещоток население оповещали о надвигающихся болезнях, эпидемиях. Придворные, увидев трещотку, тоже должны были насторожиться.
Отсюда:
1. Даркевич В.П. Народная культура средневековья: светская праздничная жизнь в искусстве IX - XVI вв. - М.: Наука, - 1988. - с. 152 - 161.
2. Детлеф Блюм. Современный криптороман «Тайна придворного шута» (о любимом придворном шуте курфюрста Саксонии)
3. Масленица у народов Европы
4. ШУТ в Таро и в нас самих (из книги Салли Николс "Юнг и Таро: архетипическое путешествие". Перевод с английского Татьяны Тарасовой, журнал "Урания" )
5. А.Дугин. Философия Политики
6. http://marinni.livejournal.com/391700.html (иллюстрации шутов)
7. Куклы «Marotte» - погремушки для избранных
8. Георг Гоян. 2000 лет армянского театра.
9. Википедия