Хех... Маха

Ответить
Аватара пользователя
Маха
Сообщения: 12062
Зарегистрирован: 08 янв 1970, 12:17
СГ: Дракон-Дева / Шут
П о л: ( ж )
Благодарил (а): 1537 раз
Поблагодарили: 1590 раз

Хех... Маха

Сообщение Маха » 05 мар 2012, 19:04

Тогда давайте начнем, доктор МОМ)) Надеюсь, ругаться мы с Вами не будем :)

Изображение



Атрибуты шута

Изображения шутов появляются на рубеже XIII-XIV вв., когда возникает мода держать дураков при коронованных лицах и вельможах.
Особое развитие институт придворных шутов получил в XV-XVI вв.

Изображение
В инициалах «D» к псалму 52 («Сказал безумец в сердце своем: нет бога») библейский безумец, спорящий с царем Давидом, представлен в образе шута, характерном для конца XIII-XIV в. На остроконечном капюшоне весело звенели колокольчики и бубенцы (капюшон мог иметь два или три конца). Погремушка представляла собой надутый свиной пузырь с сушеным горохом, привязанный к короткой палочке. Дураки брили голову и бороду, вокруг макушки оставляли венчик волос, носили короткие рубахи с рукавами до локтей, ходили босиком. Иногда безумец потрясает дубинкой, но уже в ходу типично шутовской аксессуар-марот. Это жезл (длина 30-40 см) с резным навершием - кукольной головкой смеющегося шута.

Изображение
Print made by Franz Isaac Brun
Date 1555-1610

Изображение
Print made by Franz Isaac Brun
Date 1555-1610

Изображение
A fool facing left; bust-length figure, resting his chin on his right hand; wearing a chain with a large medallion; a fly on his fool's cap. 1568
Print made by Hans Hanberg
Date 1568

Изображение
Stultorum Chorea-The dance of fools; a group of fools join hands and dance in a ring around a fool playing a trumpet
Print made by Franz Hogenberg
Date 1550-1600
Schools /Styles Netherlandish


Головной убор

Существенной составной частью костюма шута были башлык, колпак или чепец. Эти головные уборы носили в средневековой Европе все — и простые крестьяне, и знать, и короли. Но в конце XIII века колпак уже вышел из моды и был скорее насмешкой, признаком, по которому шута отличали от прочих граждан.
Три длинных конца колпака (может быть и другое количество) символизируют ослиные уши и хвост — атрибуты карнавальных костюмов во время римских Сатурналий и «ослиных процессий» раннего Средневековья. На гравюрах выше так и сомнений не остается, что колпак украшают ослиные уши :)
Шутовская шапка с ослиными ушами - символ мировой глупости.
Шут знает, что признание в невежестве есть наивысшее знание - необходимое условие всякого обучения. Вспомним Шута Таро перед пропастью: то, что издали может казаться пропастью, на самом деле, возможно, всего лишь небольшая лощина, если подойти к этому с позиции Шута.
В XVI в. на дурацких капюшонах иногда виден «петушиный» гребешок. Своим происхождением он обязан религиозным представлениям солнцепоклонников, у которых петух был священной птицей, так как он первый возвещает заход луны и восход солнца.
Есть версия, что первончально на шутовском колпаке были рога луны, а затем уже они преобразились в ослиные уши.
Еще варианты:
Шутовской колпак - это вывернутая наизнанку королевская корона.
Колпак шута первоначально был задуман как сатира на монашеский капюшон.


Жезл или скипетр шута, марот

Изображение

Олицетворяет "второе Я" шута (как правило, жезл изображают в виде погремушки, являющейся копией головы шута в шапке с бубенцами).
Скипетр с фигуркой шута на вершине - намек на самодовольство. Жезл или скипетр шута — некое подобие королевского скипетра. Шут показывал высоту своего положения, особые отношения, которые связывают его с господином.
В некоторых колодах Таро Шут, с серьезным выражением лица, держит в руке зеркало, отражение в котором ухмыляется или показывает язык.

Небольшое лирическое отступление :)
Во французском языке скипетр шута обозначается словом «marotte», что буквально означает «каприз», «причуда».
В середине XIX века во Франции появляются необычные куклы - вместо ног у такой куклы была деревянная, либо из слоновой кости палочка с маленькой коробочкой вместо туловища, и изящной головкой. Пелерина, закрывающая музыкальную «укладку», была богато декорирована шёлком, кружевами, золотой тесьмой. На краях часто пришивали крохотные колокольчики или бубенчики, которые при любом движении издавали мелодичный звук. Называли эти безделушки на французский манер «Marotte», что значит - «болванка для шляпы», «шутовской жезл с гротескной фигуркой». Встречаются так же названия «Poupee folie» (сумасшедшая кукла), «Folly Head» (Безрассудная голова) «Whirling Musical Doll» (Вращающаяся музыкальная кукла), а в Германии – «Schwenker» (флюгер). Вот примеры подобных игрушек:

Изображение Изображение
Charles Gates Sheldon


Одежда шута

Про пеструю одежду шута (цитата):

"Шут во многих колодах карт одет в одежду из пёстрых ромбов. Эта пестрота никак не давала мне покоя, а объяснения, что ромбы - стилизованные заплатки, призванные подчеркнуть бедность - меня почему-то не устраивали. Казалось, что здесь гораздо более глубокий символизм. И вот, наконец-то!!! -набрел на замечательное исследование Мишеля Пастуро "Дьявольская одежда: история полосок и полосатой ткани".

Пастуро пишет, что, начиная с XII - XIII столетия, сохранилась обильная документация, свидетельствующая о том, что полосатая одежда в средневековой Европе считалась позорной, унизительной и дьявольской. Проститутки, жонглёры, шуты и палачи, были обязаны носить полосатое платье как отличительный символ позорного ремесла.

Добропорядочным же гражданам церковь запрещала носить одежду в полоску и в яркую клетку, особенно если чередовались красный, зеленый и жёлтый цвета, вызывающие ощущение пестроты и разнообразия.

Здесь мы наблюдаем огромный разрыв между восприятием современного человека, для которого разнообразие является скорее положительным качеством, связанным с молодостью и любознательностью, и человека средневековья, для которого честный человек и добрый христианин не может быть VARIUS (лат. пёстрый, разнообразный). Пестрота вызывает у него ассоциации с грехом и преисподней. Например, Вольфрам фон Эшенбах в поэме XIII века "Парсифаль" пишет:

Иные люди, как сороки: равно белы и чернобоки.
И в душах этих божьих чад перемешались рай и ад.
А не утративший надежды - рядится в белые одежды.

В рыцарских романах того времени герою на белом коне противостоит предатель, незаконорожденный или чужеземец, у которого лошадь de deus colours - двух цветов - в яблоках, полосатая, пегая.

В средневековой культуре varius (пестрота) обозначает что-то нечистое, агрессивное, аморальное и лживое. Человек, которого характеризуют как varius (непостоянный, переменчивый), непременно покажет себя хитрецом, лгуном, жестоким человеком. Кроме того, существительное varietas обозначало обман, злобу и проказу. Проститутка в красно-жёлтом платье в полоску, шут в камзоле из разноцветных ромбов, являют одну и ту же идею: идею смятения, беспорядка, шума и нечистоты. Их костюмы символизируют различные степени одного и того же состояния - отклонения от нормы.

Подобные символические коды в одежде позволяли вписать человека в соответствующую группу, а группу - в отведённое ей место в рамках средневекового общества.

Нынешняя ортодоксальность во всех религиях не просто унифицирует человеческую индивидуальность, а по сути демонстрирует (кодами предписываемых ограничений одежды) запрет на творческое самовыражение личности . Самоограничение, в пределе самоотречение, вот этический идеал поведения предлагаемый религией, с игнорированием эстетических и творческих аспектов жизни. В итоге человек на практике оказывается не образом и подобием Творца , а в практических реалиях жизни бездейственной тенью. "

Автор - Pajzo
Отсюда

Автор ссылается на французского историка-медиевиста Мишеля Пастуро (17 июня 1947, Кабан-Близнецы, Аристократ).
Пастуро закончил Национальную школу хартий, защищал диплом по символике животных. Специалист по геральдике, сфрагистике и нумизматике. С 1983 руководит кафедрой истории западной символики в Практической школе высших исследований в Париже. Мировую известность получили его книги по исторической семантике цвета (синий, красный, черный и др.), переведенные на многие языки.


Добавлю. Как правило, шилась из зеленых и желтых тканей. Эти цвета символизировали слабоумие, сумасшествие.
Иногда костюм шута кричащего красного цвета; он ассоциировался у ригористов с адским пламенем, уготованным паяцу.

Бубенчики

Колпак шута, а иногда и скипетр, да и весь костюм обязательно украшались бубенчиками.
Это, с одной стороны, символ дисгармонии окружающего мира. Цитата из Библии (к сожалению, не знаю, откуда точно. Надо будет уточнить): «Если бы я разговаривал языком человеческим и ангельским и не был исполнен любви, то я был бы звонкой медью или гремучим бубенцом». К примеру, больные проказой в средневековой Европе, когда находились в общественных местах, должны были звонить в колокольчик (чтобы предупредить других о своей болезни), т.е. звон ассоциировался с опасностью.

Дугин пишет, что "звон колокольчиков шута обращает внимание на "остаточное сакральное", на мир духов, подобно тому, как колокольный благовест зовёт людей к светлой стороне сакрального". Колокольчики и бубенцы на костюме шамана и шута подчёркивают это "слияние противоположностей", как и сам он объединяет миры посюсторонние с мирами потусторонними. Шут и сам есть "сочетание противоположностей".

Еще один атрибут шутовского костюма — трещотка. В стародавние времена с помощью таких трещоток население оповещали о надвигающихся болезнях, эпидемиях. Придворные, увидев трещотку, тоже должны были насторожиться.



Отсюда:

1. Даркевич В.П. Народная культура средневековья: светская праздничная жизнь в искусстве IX - XVI вв. - М.: Наука, - 1988. - с. 152 - 161.
2. Детлеф Блюм. Современный криптороман «Тайна придворного шута» (о любимом придворном шуте курфюрста Саксонии)
3. Масленица у народов Европы
4. ШУТ в Таро и в нас самих (из книги Салли Николс "Юнг и Таро: архетипическое путешествие". Перевод с английского Татьяны Тарасовой, журнал "Урания" )
5. А.Дугин. Философия Политики
6. http://marinni.livejournal.com/391700.html (иллюстрации шутов)
7. Куклы «Marotte» - погремушки для избранных
8. Георг Гоян. 2000 лет армянского театра.
9. Википедия
Пролетая над гнездом кукушки, атлант расправил плечи)

Аватара пользователя
Маха
Сообщения: 12062
Зарегистрирован: 08 янв 1970, 12:17
СГ: Дракон-Дева / Шут
П о л: ( ж )
Благодарил (а): 1537 раз
Поблагодарили: 1590 раз

Хех... Маха

Сообщение Маха » 06 мар 2012, 14:02

Искала информацию про шутовскую атрибутику, а нашла еще и про различия шутов и юродивых.
Шутовство и юродство обычно сравнивают между собой как две формы осмеяния людских пороков. Нередко приходится слышать, что юродство - это то же самое, что и шутовство, но как бы с поправкой на национальный менталитет. Однако отличия между ними намного глубже.

Как шуты, так и юродивые во все времена пользовались неприкосновенностью со стороны властей. В уплату за эту привилегию шут по старинному городскому праву приравнивался к палачу, и ему запрещалось селиться среди добропорядочных граждан. Юродивый же, как душевно не вполне здоровый человек, был скорее неприкасаемым, чем неприкосновенным. Он одевался в лохмотья, а не в клоунский наряд, как шут, мог ночевать в собачьей конуре и питаться собачьей похлебкой - словом, он сам ставил себя в положение отверженного. По лохмотьям его и узнавали, тогда как шута отличали по колпаку с ослиными ушами и бубенчиками.

Шут - особа почти коронованная. Шутовской колпак - та же корона, но как бы вывернутая наизнанку. Он тоже своего рода монарх - король среди дураков. Вместе с тем шут - это тень власти, ее зеркальное отражение и по совместительству ее тайный наставник. В "Короле Лире" шут учит монарха: "Если ты не умеешь держать нос по ветру, ты живо схватишь простуду". Он предлагает Лиру попросить шутовской колпак у своих дочек, которые его околпачивают. Свое нравоучение он начинает со слов: "Примечай, дяденька..." или "Вот послушай, приятель!" Король сам просит шута: "Ну, милейший, вразуми меня". Выслушав же всю правду-матку, Лир восклицает: "Горький шут!"

По всем этим репликам видно, что истоки шутовской мудрости светские, а не религиозные, а сам шут - куда больший прагматик, чем вельможи, которые внимают его сентенциям. Общество всегда нуждалось в шутах как ветреная красотка нуждается в зеркале. Кто-то один должен был иметь право в обход этикета говорить правду без обиняков. Но существовало одно условие: правда должна была звучать остроумно. Придворный шут, утративший способность шутить остроумно и ставший скучным для короля и придворных, мог быть разжалован.

Если шут умнее короля и способен научить его жизни и уму-разуму, то юродивый презирает и ум, и остроумие. Он религиозен и следует библейскому тезису: "Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их" (1 Кор. 3, 19). Юродивый критикует не за недостаток ума, как шут, а напротив - за его избыток. Ум отвергается им в пользу праведности и необходимости жить по Закону Божьему.

А вот как, согласно английским источникам, поучал короля Генриха I его шут. Ему приписывают такие сентенции: "Правда - вроде дворняги. Ее гонят в конуру и бьют арапником, а любимая сука греется у костра и портит воздух"; "Дырявая добродетель залатана грехом, а исправленный грех залатан добродетелью". Очевидно, что все эти реплики принадлежат философу, а не богослову.

Вообще рядом с юродивым шут выглядел бы прожженным циником и прагматиком, а юродивый рядом с шутом - безудержным резонером. Здесь сказывается прежде всего различие в их мировоззрении.

Шут - это, в сущности, либеральный просветитель вроде Вольтера или Свифта, но только выступающий в обличье дурака. Он критикует сильных мира сего и вместе с тем наставляет их и учит житейской мудрости. Юродивого же его нравственный радикализм позволяет в отличие от шута-либерала причислить к лагерю консерваторов. Не случайно в XVII веке - в период реформ Никона на Руси - все юродивые оказались в стане старообрядцев.


ОТСЮДА


Изображение
Пролетая над гнездом кукушки, атлант расправил плечи)

Аватара пользователя
Маха
Сообщения: 12062
Зарегистрирован: 08 янв 1970, 12:17
СГ: Дракон-Дева / Шут
П о л: ( ж )
Благодарил (а): 1537 раз
Поблагодарили: 1590 раз

Хех... Маха

Сообщение Маха » 07 мар 2012, 13:08

Когда я была беременная, а потом сидела в отпуске, увлеклась детской и семейной психологией.
В одной из книжек вычитала про визуалов, аудиалов и кинестетиков. Сама я скорее визуал, хотя и остальное мне не чуждо.
Поэтому, наверное, так люблю картины. Из найденных на просторах сети видно будет, что Шуты (по имиджу) мало рисуют шутов. А вот Короли и Вектора любят это дело. С Королями понятно - первое, что они осваивают, - это имидж Шута. А Вектора, наверное, из-за того, что по теории ВО они - Векторные Шуты :)
Начнем с художников Королей, которые изображали шутов.

Жорж Барбье (George Barbier; 10 октября 1882, Нант — 16 марта 1932, Париж)
Лш-Вс, Король

— французский художник, иллюстратор и модельер.

Барбье изучал живопись в Высшей национальной школе изобразительного искусства в Париже. Первая выставка Барбье состоялась в Салоне юмористов в 1910 году. Следующая, в галерее Буте де Монвиль, принесла художнику известность. С 1912 года и до своей смерти Барбье выставляет свои работы в Салоне художников-декораторов. Прославился своими эскизами сценических костюмов для Русского балета Дягилева. Работал также для кино и для крупных французских журналов мод, где не только публиковал свои художественные работы, но и критические заметки. Иллюстрировал каталоги и многие литературные произведения, в том числе сочинения Ш. Бодлера и П. Верлена. Был автором моделей для изготовления ювелирных украшений.

Ж.Барбье своим творчеством оказал влияние на развитие такого художественного направления в искусстве ХХ столетия, как арт-деко.

Изображение
Пролетая над гнездом кукушки, атлант расправил плечи)

Аватара пользователя
Маха
Сообщения: 12062
Зарегистрирован: 08 янв 1970, 12:17
СГ: Дракон-Дева / Шут
П о л: ( ж )
Благодарил (а): 1537 раз
Поблагодарили: 1590 раз

Хех... Маха

Сообщение Маха » 08 мар 2012, 21:34

James C. Christensen (September 26, 1942)
Лш-Вс, Король

Американский художник.

Изображение

Борис Индриков (9 ноября 1967)
Кз-Скрп, Король

Изображение
"Повелитель трав"

Король (Коза-Скорпион)

Козельский Анатолий Геннадиевич (31.10.67)

Изображение
Кукловод

Изображение
Вечный спор

Изображение
Затмение

А.В. Мещанов (6 июля 1963)
Кот-Рак, Король

«Сам Мещанов не дает точного определения своего стиля, не объясняет временной период и географическое положение сюжетов. Сказочное, фантастическое и реальное переплелись между собой в единую композицию…

Как признался Андрей, в основе композиций лежит личная жизнь и тема вечного поиска своего предназначения. А идет он по ней, словно шут, который все реже смеется. Ибо человек-шут и ему подобные ищут огрехи мира в себе и тем отличаются от других, вынюхивающих огрехи у остальных».


Л.Авдеев «Откровения грустного шута»
«Коломенская правда» 1 марта 2000 года


Изображение
Перекур

Изображение
При скупом короле

Изображение
Наследник

Изображение
Пролог

Здесь очень много других его работ с шутами: *http://www.msh.ru/gallery.php?did=8

:)
А вот работа "Монарх" А.Мещанова:
Изображение
Пролетая над гнездом кукушки, атлант расправил плечи)

Аватара пользователя
Маха
Сообщения: 12062
Зарегистрирован: 08 янв 1970, 12:17
СГ: Дракон-Дева / Шут
П о л: ( ж )
Благодарил (а): 1537 раз
Поблагодарили: 1590 раз

Хех... Маха

Сообщение Маха » 09 мар 2012, 07:57

Плутенко Станислав Владимирович (1 мая или 1 марта 1961)
Король или Рыцарь :)

Изображение
Любопытство. 1994

Изображение
Солдат любви. 1996

Изображение
Ужасная муха. 1997

Сайт художника: *http://plutenko.ru/paints/2011/index.php

Григорий Лосев (20 апреля 1960) Крыса-Овен, Король

Изображение
"Провоз козы мимо"

Изображение
"Мужики и зебры"

Изображение
"Шутовской наряд"

Изображение
"Жеребенок"

Claude Verlinde (24 июня 1927, Париж) Кот-Рак, Король
Изображение

Изображение
Пролетая над гнездом кукушки, атлант расправил плечи)

Аватара пользователя
Маха
Сообщения: 12062
Зарегистрирован: 08 янв 1970, 12:17
СГ: Дракон-Дева / Шут
П о л: ( ж )
Благодарил (а): 1537 раз
Поблагодарили: 1590 раз

Хех... Маха

Сообщение Маха » 09 мар 2012, 13:06

Виктор Низовцев (р. 29 августа 1965) Зм-Дв, Король

Изображение
"Turquoise Harlequin"

Изображение
"Rain of Gold"

Изображение

Изображение


Елеонора Сабова-Дышко (20.09.1953)
Зм-Дв, Королева

Изображение
Невеста для клоуна

Изображение

Отсюда: *http://www.art.lutsk.ua/art/sabova/index_e.shtml
Пролетая над гнездом кукушки, атлант расправил плечи)

Аватара пользователя
_доктор МОМ
Сообщения: 191
Зарегистрирован: 10 янв 1970, 06:27
СГ: Крыса-Телец / Шут
П о л: Левый
Поблагодарили: 3 раза

Хех... Маха

Сообщение _доктор МОМ » 09 мар 2012, 15:21

Все работы хороши.
особенно интересен взгляд
Claude Verlinde (24 июня 1927, Париж) Кот-Рак, Король последняя работа

Рисунок/images/smil-ti/ok.gif


Спасибо за отличную подборку

Рисунок/images/smil-ti/fl347.gif

красивый, молодой, хозяйственный

Аватара пользователя
Маха
Сообщения: 12062
Зарегистрирован: 08 янв 1970, 12:17
СГ: Дракон-Дева / Шут
П о л: ( ж )
Благодарил (а): 1537 раз
Поблагодарили: 1590 раз

Хех... Маха

Сообщение Маха » 09 мар 2012, 17:49

Я рада, что Вам понравилось, доктор МОМ :)

Короли все, теперь Вектора.

Гожев Владимир (18 апреля 1954)
Лш-Ов, Вектор

Изображение
Флейта

Изображение
Шут

Изображение
Вдвоем веселее

Биография художника и много его работ с шутами:
*http://www.graphic.org.ru/gozhev.html


Александр Антонюк (25 сентября 1971)
Кб-Вс, Вектор

Изображение


Tomasz Setowski
(14 июня 1961) Бк-Бл, Вектор

Изображение

Изображение

Изображение
Пролетая над гнездом кукушки, атлант расправил плечи)

Аватара пользователя
Маха
Сообщения: 12062
Зарегистрирован: 08 янв 1970, 12:17
СГ: Дракон-Дева / Шут
П о л: ( ж )
Благодарил (а): 1537 раз
Поблагодарили: 1590 раз

Хех... Маха

Сообщение Маха » 13 мар 2012, 08:24

Ilene Meyer (30 декабря 1939)
Кот-Козерог, СВ

Ilene Meyer родилась в Сиэтле, штат Вашингтон.
После самостоятельного изучения живописи она начала с иллюстраций к научной фантастике, а в середине 80'х стала экспериментировать в области фэнтези и сюрреализма, разработав свой собственный уникальный стиль, который назвала "Meyerworld".

Изображение

Изображение


Уолтер Хоуэлл Деверелл (1 октября 1827, Шарлоттсвилль, Виргиния — 2 февраля 1854, Лондон)
Кабан-Весы, ОВ

Английский художник-прерафаэлит.

Изображение

«Двенадцатая ночь, акт II, сц.4». В центре в образе мечтательного герцога Орсино художник изобразил себя. Сидящему справа шуту Фесту придал черты своего друга Россетти (12 мая 1828, Крыса-Телец, Шут). Переодетая Цезарио Виола — Лиззи Сиддал (25 июля 1829, Бык-Лев, Аристократ).


Владимир Подлевский (11 октября 1960)
Кр-Вс, СВ

Изображение
Паяцы

Изображение
Прелюдия

Изображение
Чародеи


Лиоли Юрий Константинович (17 ноября 1953)
Зм-Скр, ОВ

Изображение
Искушение

Изображение

Изображение


Жан Антуан Ватто, более известный как Антуан Ватто (10 октября 1684, Валансьен — 18 июля 1721, Ножан-сюр-Марн)
Крыса-Весы, СВ

Французский живописец и рисовальщик, основоположник и крупнейший мастер стиля рококо.

Изображение
А.Ватто. Анджело Константини (Меццетино). Между 1717 и 1719

Изображение
А.Ватто. Жиль. Между 1717 и 1719


Николай Васильевич Неврев (3 (16) мая 1830, Москва — 3 (16) мая 1904, Могилёвская губерния)
Тигр-Телец, ОВ

Русский исторический и жанровый живописец, один из ярких представителей Товарищества передвижных художественных выставок.

Изображение
Н.Неврев. Шут (Опальный боярин). 1891
Пролетая над гнездом кукушки, атлант расправил плечи)

TanyTA
Сообщения: 4941
Зарегистрирован: 09 янв 1970, 00:04
СГ: Кабан-Весы / Вектор
.: пацифист с лопаткой
П о л: ( ж )
Поблагодарили: 37 раз

Хех... Маха

Сообщение TanyTA » 13 мар 2012, 09:56

Книга от Кота-Близнеца Шута - Дракону-Деве Шуту
Юрий Павлович Вяземский "Шут"
*http://www.lib.ru/PROZA/WYAZEMSKIJ/shut.txt
Вот так всегда... на самом интересном месте!

Ответить

Вернуться в «Дневники участников»