русские поэты-песенники

Ответить
Аватара пользователя
Azazello
Сообщения: 7648
Зарегистрирован: 01 янв 1970, 06:33
СГ: Крыса-Овен / Король
П о л: ( м )
Откуда: Москва
Поблагодарили: 28 раз

русские поэты-песенники

Сообщение Azazello » 24 ноя 2009, 00:25

Изображение

Здесь самые популярные поэты-песенники, основной критерий - их массовость. Барды в список не заносятся.
Тема навеяна по мотивам работы leo7 "Бросить Пушкина?":
*./viewtopic.php?p=96858
Алхимик писал(а):
димон писал(а):Козы - классные поэты-песенники. Когда кто-то пробует положить стихи Есенина на музыку - сразу хит. Харисон написал меньше всех из битлов (все его песни собраны в "Чёрном альбоме"), но каждая песня - в десятку!
Не в курсе Харрисона, но по Есенину с Пушкиным - товар совершенно штучный. Массовости - ноль. Сколько стихов Есенина положено на музыку? По пальцам пересчитать. Пушкин? "Пророк" (Хуреми, не напрягайся) на музыку, кажется, Глинки, да в исполнении Шаляпина - супершедевр. Но больше ничего на ум не приходит.
Спасибо leo7, Алхимик, за идею.
____________


Изображение

Серге́й Алы́мов (24 марта (5 апреля) 1892) Дракон-Овен / Профессор
Михаи́л Андре́ев (6 января 1954) Лошадь-Козерог / Аристократ
Константин Арсенев (17 января 1967) Коза-Козерог / Рыцарь
Я́ков Бели́нский (1 мая 1909) Петух-Телец / Профессор
Леони́д Дербенёв (12 апреля 1931) Коза-Овен / Вождь
Алексе́й Диду́ров (17 февраля 1948) Крыса-Водолей / Рыцарь
Никола́й Добронра́вов (22 ноября 1928) Дракон-Стрелец / Профессор
Евге́ний Долматовский (22 апреля (5 мая) 1915) Кот-Телец / Рыцарь
Юрий Дружков (21 сентября 1958) Собака-Дева / Вождь
Александр Елин (1958) Собака
Михаил Загот (11 января 1946) Собака-Козерог / Вектор
Михаи́л Исако́вский (19 января 1900) Крыса-Козерог / Аристократ
Римма Казакова (27 января 1932) Обезьяна-Водолей / Рыцарь
Илья́ Корми́льцев (26 сентября 1959) Кабан-Весы / Вектор
Наум Лабковский (22 апреля 1908) Обезьяна-Телец / Вождь
Борис Ласкин (22 июля (4 августа) 1914) Тигр-Лев / Рыцарь
Васи́лий Ле́бедев-Кума́ч (24 июля (5 августа) 1898) Собака-Лев / Аристократ
Марк Лися́нский (13 января 1913) Бык-Козерог / Профессор
Михаи́л Матусо́вский (23 июля 1915) Кот-Лев / Вектор
Наум Олев (22 февраля 1939) Кот-Рыбы / Профессор
Лев Оша́нин (17 (30) мая 1912) Бык-Телец / Король
Михаи́л Пляцко́вский (2 ноября 1935) Кабан-Скорпион / Профессор
Маргарита Пушкина (23 января 1952) Дракон-Водолей / Аристократ
Илья́ Ре́зник (4 апреля 1938) Тигр-Овен / Рыцарь
Лариса Рубальская (24 сентября 1945) Петух-Весы / Аристократ
Анато́лий Софро́нов (19 января 1911) Кабан-Козерог / Рыцарь
Михаи́л Та́нич / Танхиле́вич (15 сентября 1923) Кабан-Дева / Аристократ
Алексе́й Фатья́нов (5 марта 1919) Коза-Рыбы / Профессор
Илья́ Фре́нкель (9 октября 1903) Кот-Весы / Аристократ
Владимир Харитонов (24 июня 1920) Обезьяна-Рак / Вождь
более чем тысячи песен, самая знаменитая из которых - «День Победы».
Игорь Шаферан (13 февраля 1932) Обезьяна-Водолей / Рыцарь
Ю́рий Э́нтин (21 августа 1935) Кабан-Лев / Вектор

*http://ru.wikipedia.org/wiki/Русские_поэты-песенники
-


СТАТИСТИКА:

Рыцарь – 8
Профессор – 7
Аристократ – 7
Вождь – 4
Вектор – 4
Король – 1
Шут – 0
________________

Кабан - 5
Кот – 4
Обезьяна – 4
Собака – 4
Коза – 3
Дракон – 3
Крыса – 2
Бык – 2
Петух – 2
Тигр – 2
Лошадь – 1
Змея – 0
_________________

Козерог - 6
Водолей – 4
Телец – 4
Лев – 4
Овен – 3
Весы – 3
Рыба – 2
Дева – 2
Скорпион – 1
Стрелец – 1
Рак – 1
Близнецы – 0
_____________

Меланхолики/скептики – 12
Оптимисты – 8
Флегматики – 7
Драматизаторы – 5
_____________

Ортодоксы – 12
Закрытые - 11
Открытые - 9
_____________

гурманы - 10
мазохисты - 9
повара - 8
садисты - 7
_____________

приземленный - 10
безжалостный - 9
взлетный - 9
жалостливый - 4


ИТОГИ:

Отметим полный и абсолютный провал Шута, что оказалось большим сюрпризом. Также и вторая аномалия - лидерство Рыцаря с Профессором. Так что детей-инвалидов (*./viewtopic.php?t=3213) ориентируйте на песенную поэзию.

Лидерство Кабана в стране Лошади легко списывается на векторные взаимоотношения. Теперь понятно, на ком воду возят. Не забудем также, что в векторном браке, в особенности с векторным хозяином, - певцы лучше всего поют. Здесь тот же самый случай Кабана в Лошади. Как по-хозяйски прижало, - душа запела. Подтягивается и Кот - Россией этот балалаечник весьма любим и популярен в разных жанрах.

Ортодоксы-бюрократы в профессии педантичного рифмования - предсказуемый фактор. К тому же лучше быть приземленным скептиком и педантом, без сумбура в голове - и стихи потекут рекой. Профессорские очки довершат ваш образ. Идеальный портрет песенника на цепи встретим у ортодоксального Пушкина:

"И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит."


Изображение

Аватара пользователя
Azazello
Сообщения: 7648
Зарегистрирован: 01 янв 1970, 06:33
СГ: Крыса-Овен / Король
П о л: ( м )
Откуда: Москва
Поблагодарили: 28 раз

русские поэты-песенники

Сообщение Azazello » 24 ноя 2009, 00:35

Хвостик писал(а):Почему-то сразу вспоминается детский поэт-песенник Юрий Энтин (Петух-Лев, Вождь)
Тут смотря что понимать под знаменитостью.
спасибо.
где-то есть их какой-нить готовый рейтинг?
Маха писал(а):А мне Олег Митяев вспоминается. Обезьяна-Водолей, Рыцарь.
бард. нет.

Аватара пользователя
Л. Росток
Администратор
Сообщения: 20286
Зарегистрирован: 01 янв 1970, 10:01
СГ: Змея-Дева / Король
.: Робеспьер вроде
П о л: ( м )
Откуда: Челябинск, Россия
Благодарил (а): 5129 раз
Поблагодарили: 296 раз
Контактная информация:

русские поэты-песенники

Сообщение Л. Росток » 24 ноя 2009, 12:40

постараюсь найти сюда цитату. где Пушкин жалуется, что хорошие стихи почти не имеют шансов стать песней.

"Боже царя храни" писался по заказу и на официальной конкурсной основе.

По тексту Пушкин проиграл конкурс Жуковскому.
По музыке Глинка проиграл Алексею Федоровичу Львову.
Все люди равны, но все — разные. И вы — тоже.

Аватара пользователя
Azazello
Сообщения: 7648
Зарегистрирован: 01 янв 1970, 06:33
СГ: Крыса-Овен / Король
П о л: ( м )
Откуда: Москва
Поблагодарили: 28 раз

русские поэты-песенники

Сообщение Azazello » 24 ноя 2009, 13:07

leo7 писал(а):постараюсь найти сюда цитату. где Пушкин жалуется, что хорошие стихи почти не имеют шансов стать песней.

"Боже царя храни" писался по заказу и на официальной конкурсной основе.

По тексту Пушкин проиграл конкурс Жуковскому.
По музыке Глинка проиграл Алексею Федоровичу Львову.
хорошие примеры. можете написать поподробнее? сделаю вступлением, чтобы раскрыть особенность поэтов-песнников.
двойное авторство для меня не проблема.

если есть какой-то израильский рейтинг - можно сделать вторую часть.. имен должно быть не меньше 30.. и вообще, если есть хорошие рейтинги + биографии с датами - тащите.

Аватара пользователя
Хвостик
Сообщения: 769
Зарегистрирован: 08 янв 1970, 13:49
СГ: Дракон-Рак / Вектор
.: Гексли Паскаль
П о л: ( ж )
Откуда: Воронеж
Поблагодарили: 6 раз

русские поэты-песенники

Сообщение Хвостик » 24 ноя 2009, 18:01

А где Владимир Семёнович?
Тоже, кстати, Профессор...
Или он не котируется википедией как поэт-песенник?
Я вернулся ломать ваши чертовы стереотипы.

Аватара пользователя
Л. Росток
Администратор
Сообщения: 20286
Зарегистрирован: 01 янв 1970, 10:01
СГ: Змея-Дева / Король
.: Робеспьер вроде
П о л: ( м )
Откуда: Челябинск, Россия
Благодарил (а): 5129 раз
Поблагодарили: 296 раз
Контактная информация:

русские поэты-песенники

Сообщение Л. Росток » 25 ноя 2009, 02:37

а мне про учённого кота было не очень смешно

Рисунок/images/smil-ti/icon_sad.gif



потому что я уже тут это прочёл, и реалии давно пер###ли юмор ситуации. Сразу ищешь какой-нибудь выход: как бы обойтись в общении с НЕрусско-язычными без упоминания литературных сюжетов или героев.

В среднем один человек из 100 ... или ещё реже, способен вспомнить, кто такой Пушкин, Шекспир, Гёте .... я последние время вообще не понимаю: они в принципе ничего не читают?

... поколение, родившееся здесь у русско-язычных очень быстро становится таким же

Рисунок/images/smil-ti/icon_sad.gif



я с младшими детьми в половине случаев вынужден общаться как с недоучками

Рисунок/images/smil-ti/icon_sad.gif


изменить ничего нельзя: они не хотят читать книги

Рисунок/images/smil-ti/icon_sad.gif



2: Азазелло: как только найду эту историю, про гимн Российской Империи, так сразу отдам. Это не мой текст, так что авторство тоже не моё.

Ни про какие израильские рейтинги певцов не слышал. не знаю где их брать. Наверное должны быть.
Вряд ли я их буду искать сам - а пока что не удаётся никого здесь привлечь к занятиям СГ.
Все люди равны, но все — разные. И вы — тоже.

Аватара пользователя
Л. Росток
Администратор
Сообщения: 20286
Зарегистрирован: 01 янв 1970, 10:01
СГ: Змея-Дева / Король
.: Робеспьер вроде
П о л: ( м )
Откуда: Челябинск, Россия
Благодарил (а): 5129 раз
Поблагодарили: 296 раз
Контактная информация:

русские поэты-песенники

Сообщение Л. Росток » 25 ноя 2009, 02:40

*http://simvolika.rsl.ru/index.php?doc=198

Соболева Н.А: Обычно историю создания официального гимна Российской империи объясняют прихотью императора Николая I, который будто бы заявил: «Скучно слушать музыку английскую, столько лет употребляемую...» Уже отмечалось, что Николай I был крайне заинтересован вопросом о российской государственной атрибутике, укреплении ее, придании веса монархическим символам. Вряд ли «от скуки» надумал он создать и «народную песнь».
Автором музыки царь выбрал близкого и преданного ему человека - А.Ф. Львова, хотя мог выбрать русского композитора номер один - М.И. Глинку. Предполагают, что был устроен некий негласный конкурс, о котором мачеха композитора Львова вспоминала: «Знали мы, что многие новую музыку сочиняют на эти (?) слова, что даже у императрицы поют и играют сочинения эти, что Царь слышит и ни слова не говорит». Современники в своих воспоминаниях называют М.Ю. Виельгорского и М.И. Глинку, будто бы писавших музыку гимна. Впрочем, последний позднее сообщал, что никто не поручал ему писать гимн.
Алексей Федорович Львов родился в Ревеле в 1798 г. в аристократической и музыкальной семье. Его отец, Ф.П. Львов, был директором Придворной певческой капеллы. Алексей Федорович получил хорошее музыкальное образование, учился игре на скрипке. Однако волею судьбы по окончании Корпуса инженеров путей сообщения в 1818 г. он попал на военную службу - в военные поселения Новгородской губернии под начальство А.А. Аракчеева. Львов продолжал заниматься музыкой, в частности, сделал новую оркестровку «Стабат Матер» Перголези, которая была исполнена в Петербурге в Филармоническом обществе. За это он получает почетное звание композитора Болонской академии.
Львов не раз пытался уйти со службы и заняться только музыкой. Однако не мог отказать шефу жандармов А.Х. Бенкендорфу и перешел на службу в Министерство внутренних дел, убедительно прося, правда, для пользы службы «не употреблять его по секретной части», для чего был неспособен. В 1826 г. он был прикомандирован к свите Николая I, сначала для «производства дел до вояжей относящихся», а затем стал управляющим делами Императорской квартиры. Он принимал участие в войне с Турцией 1828-1829 гг., участвовал в боях под Варной, получив свои первые боевые награды. В 1832 г. Львова зачисляют в почетный Кавалергардский полк, он командует царским конвоем, сопровождая царя во всех поездках.
С этого времени он становится близок не только к императору, но и к его семье, аккомпанируя на скрипке пению княжны, участвуя в домашних концертах императорского семейства.
Именно к нему обратился через Бенкендорфа Николай I с предложением попробовать написать «гимн Русский». Произошло это в 1833 г. после возвращения царя из Австрии и Пруссии. Львов вспоминал, что задача показалась ему весьма трудною, особенно когда он думал о величественном английском гимне. «Я чувствовал надобность, - писал Львов, - создать гимн величественный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для церкви, годный для войск, годный для народа - от ученого до невежды».
Хотя все эти мысли волновали и пугали молодого музыканта, в один из вечеров, возвратясь домой, он сел к столу - и в несколько минут гимн был написан. Здесь, как видим, А.Ф. Львов уподобился Руже де Лилю. Жуковский предоставил практически уже имеющиеся слова, «подогнав» их под мелодию. Так появился шедевр Жуковского - Львова. Текст состоял всего из 6 строчек: «Боже, Царя храни! Сильный, державный, Царствуй на славу нам; Царствуй на страх врагам, Царь православный! Боже, Царя храни!» - однако благодаря возвышенной, хоральной мелодии он звучал исключительно мощно.
23 ноября 1833 г. царь с семейством и со свитой специально прибыли в Певческую капеллу, где состоялось первое исполнение сочиненной Львовым музыки гимна с придворными певчими и двумя военными оркестрами. Прослушанная несколько раз мелодия понравилась царю, который отдал приказание «показать» ее широкой публике.
11 декабря 1833 г. в Большом театре в Москве оркестр и вся труппа театра участвовали в представлении «Русской народной песни» (так был назван в афише гимн «Боже, Царя храни»). На следующий день в газетах появились восторженные отзывы. Вот что сообщает об исторической премьере директор Московских Императорских театров М.П. Загоскин: «Сначала слова были пропеты одним из актеров Бантышевым, потом повторены всем хором. Не могу вам описать впечатление, которое произвела на зрителей сия национальная песнь; все мужчины и дамы слушали ее стоя; сначала «ура», а потом «форо» загремели в театре, когда ее пропели. Разумеется, она была повторена...»
25 декабря 1833 г., в день годовщины изгнания войск Наполеона из России, гимн был исполнен в залах Зимнего дворца при освящении знамен и в присутствии высоких воинских чинов. 31 декабря уходящего года командир Отдельного гвардейского корпуса великий князь Михаил Павлович отдал приказ: «Государю Императору благоугодно было изъявить свое соизволение, чтобы на парадах, смотрах, разводах и прочих случаях вместо употребляемого ныне гимна, взятого с национального английского, играть вновь сочиненную музыку».
30 августа 1834 г. на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге был открыт монумент - Александровский столп - в честь победы над Наполеоном в войне 1812 г. Торжественное открытие монумента сопровождалось парадом войск, перед которым впервые в столь официальной обстановке исполнялся гимн России «Боже, Царя храни».
В 1840 г. Львов отправляется в отпуск, причем как невоенный человек, артист. Он выступил с концертами в Германии, Англии, Франции и везде с огромным успехом; его талантом скрипача восхищались Мендельсон, Лист, Шуман. Последний в статье «Алексей Львов» писал: «Г-н Львов - скрипач настолько примечательный и редкостный, что он может быть поставлен в один ряд с первыми исполнителями вообще».
Музыка гимна «Боже, Царя храни» стала быстро известна в Европе. Музыкальная тема гимна варьируется в нескольких произведениях немецких и австрийских композиторов. В России П.И. Чайковский «цитирует» его в двух музыкальных произведениях - «Славянском марше» и увертюре «1812 год», написанной в 1880 г. и исполнявшейся по случаю освящения Храма Христа Спасителя в Москве.
Львов, обласканный государем (он получил драгоценную табакерку с бриллиантами, а позднее - девиз в герб: «Боже, Царя храни»), занимается активной музыкальной деятельностью, пишет церковную музыку, создает несколько опер, скрипичных концертов, песен. После смерти отца он «унаследовал» придворную певческую капеллу, создает прекрасный ансамбль и школу певческого мастерства, а затем - Петербургское Симфоническое общество.
По военной службе он также получает чины - флигель-адъютант царя, через два года - полковник, а в 1843 г. - генерал-майор.
Авторство в создании государственного гимна принесло, однако, А.Ф. Львову самую большую славу. Это прекрасно понимал и его соавтор. Незадолго перед смертью В.А. Жуковский написал А.Ф. Львову: «Наша совместная двойная работа переживет нас долго. Народная песня, раз раздавшись, получив право гражданства, останется навсегда живою, пока будет жив народ, который ее присвоил. Из всех моих стихов, эти смиренные пять, благодаря Вашей музыке, переживут всех братий своих. Где не слышал я этого пения? В Перми, в Тобольске, у подошвы Чатырдага, в Стокгольме, в Лондоне, в Риме!»
Музыка гимна была не по душе известному критику В.В. Стасову, она не вызывала восторга и у М.И. Глинки, но А.Ф. Львов навсегда вошел в плеяду русских композиторов, о чем свидетельствует, в частности, картина И.Е. Репина, висящая на площадке лестницы в Московской Консерватории. Картина называется «Славянские композиторы», и на ней, вместе с Глинкой, Шопеном, Римским-Корсаковым и другими, изображен в расшитом придворном мундире автор официального российского гимна А.Ф. Львов.


Соболева Н.А. Российская государственная символика: история и современность. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 208 с.: ил.
Все люди равны, но все — разные. И вы — тоже.

Аватара пользователя
Л. Росток
Администратор
Сообщения: 20286
Зарегистрирован: 01 янв 1970, 10:01
СГ: Змея-Дева / Король
.: Робеспьер вроде
П о л: ( м )
Откуда: Челябинск, Россия
Благодарил (а): 5129 раз
Поблагодарили: 296 раз
Контактная информация:

русские поэты-песенники

Сообщение Л. Росток » 25 ноя 2009, 02:58

=http://zarus1.narod.ru/ZaRus6.htm

1816 – _[_Молитва русских_]_ - первый официальный государственный гимн России (Английский «Боже, храни короля» в переводе Жуковского, 7 строк). Есть текст Пушкина, 21 строка, 19.10.1818, под эту же музыку. Он умнее, но не ясно, исполнялся ли он.
Гимн освобождается от двух пороков тщеславности. Славословье имён сменяется славословьем должности (титула) царя. И конкретный временный враг сменяется абстрактным. Впрочем, пороки живучи. Жаль, что теряется активность народа, зато появляется активизирующая цель. Пусть даже пока только для царя, пусть даже выраженная предельно робко.

Боже, Царя храни!
Славному долгие дни
Дай на земли!
Гордых смирителю,
Слабых хранителю,
Всех утешителю -
Все ниспошли!

1825-1855 – Николай I
В соответствии с законом развития, гимн совершенствуется. Его активизирующее воздействие наращивается заменой хвалы приказом. Но по-прежнему он активизирует не государство, не народ, а лишь его царя. Так что гимн в целом весьма пассивен.
1833 – _[_Боже, Царя храни/Василий Жуковский/Алексей Федорович Львов_]_. Есть информация о «закрытом конкурсе» с участием Михаила Глинки. (Из этого следует, что уже тогда, "до Ельцина" он был отвергнут.)



ещё кусочек:

*http://magazines.russ.ru/nz/2001/1/kisel.html

Любовь Киселева

"God save the King" или "Боже, царя храни"

О путях становления гимна как национального символа



И вот теперь необходимо подчеркнуть, что заказ на создание российского гимна отнюдь не случайно возник в 1833 г. 21 марта 1833 г. только что назначенный новый министр народного просвещения С.С. Уваров впервые обнародовал в своем циркуляре ставшую затем знаменитой формулу "православие, самодержавие, народность" как выражение новой официальной идеологии, которая была одобрена императором и должна была лечь в основу всей государственной политики . Впервые Россия обретала широкомасштабную, целостную идеологическую доктрину, концепцию бытия государства и нации (как ее следует оценивать, это уже вопрос другого порядка). Новый российский гимн был призван стать действенным выражением этой новой доктрины.

Первый ее компонент -- православие -- воспринимался идеологами 1830-х гг. как данность, не подлежащая особой рефлексии. Лично для Николая I идейным центром предложенной "триады" служило самодержавие. Как мы могли убедиться, в тексте Жуковского идея православия утверждается, зато идея самодержавия развивается, можно даже сказать, что гимн сосредоточен на самодержавной идее. Народность -- самая продуктивная, хотя и самая противоречивая часть "триады" -- всегда доставляла идеологам наибольшие сложности. У Жуковского она "не вместилась" в шесть строк гимна, и он нашел замечательное решение: идея народности, прямо выражена в заглавии, которое было дано гимну уже в первой публикации -- "Русская народная песня". Под "русским" подразумевается "российский", т.е. "всяк сущий" в России "язык" ; слово "народный" означает здесь не "сочиненный народом", а "выражающий народные мнения, чувства", "написанный от имени народа" (такая трактовка, кстати, давала большой простор для манипуляции идеей народности в рамках официальной идеологии).

Предложенная нами трактовка текста находит подтверждение в словах самого Жуковского, сказанных им о гимне "Боже, царя храни" в статье "О происшествиях 1848 года": "Народная песня -- <...> чудный родной голос, все вместе выражающий; в нем слышится совокупный гармонический привет от всех одноземцев, живших прежде, к живущим теперь <...>, когда зазвучит для тебя народное слово: Боже, царя храни! вся твоя Россия, с ея минувшими днями славы, с ея настоящим могуществом, с ея священным будущим, явится пред тобою в лице твоего государя" . Естественно, что Жуковский прекрасно знал и помнил, что сам был автором этого "народного слова" (как и то, что первую строку он взял из английского гимна). Но он ощущал себя голосом нации, а не автором, передающим собственный внутренний мир, поэтому категория авторства по отношению к гимну утратила для него всякое значение.

Жуковский как автор текста государственного гимна, конечно, не был просто "подтекстовщиком" чужих идей или чужой музыки (даже при условии, что создание музыки предшествовало созданию слов). Он в полной мере осознавал трудности, подстерегающие поэта, взявшегося за исполнение социально-политического заказа. По его собственным словам, "поэзия живет свободою; утратив непринужденность, <...> она теряет прелесть; всякое намерение произнести то или иное определение, постороннее действие, нравственное, поучительное или (как нынче мода) политическое, дает движениям фантазии неповоротливость и неловкость -- тогда как она должна легкокрылою ласточкою, с криками радости, летать между небом и землею". Слова гимна, чтобы они могли вызвать длительный отклик в сердцах тех, от чьего имени писались, не должны были звучать казенно, в них должна была чувствоваться лирическая нота (явственно ощущавшаяся в той же "Молитве русского народа"). Требовался искренний энтузиазм, поэтическое одушевление.

Монархизм Жуковского был неподдельным, поэтому прославление самодержавной идеи никак не входило в противоречие с его убеждениями и душевным настроем. Вместе с тем, необходимость воодушевляться идеей самодержавия, а не личностью самодержца, могла составить некоторую сложность для Жуковского, сказавшего: "Не власти, не венцу, но человеку дань". Выходом стала та перекличка с собственным текстом 1815 г. и с английским гимном, которую он подчеркнул в "Боже, Царя храни!". Вместе с этими ассоциациями оживала эпоха 1812 года и весь комплекс чувств и переживаний времени победы над Наполеоном.

О том времени сам Жуковский писал в "Императору Александру":

О дивный век, когда певец Царя -- не льстец,

Когда хвала -- восторг, глас лиры -- глас народа,

Когда все сладкое для сердца: честь, свобода,

Великость, слава, мир, отечество, алтарь --

Все, все слилось в одно святое слово: Царь.

Поэтому и в 1833 г. на помощь пришел тот, давний, но не утративший силы и свежести восторг "славы двенадцатого года".

Ситуация начала 1830-х гг. (сложная польская кампания, возмущение Европы действиями русского правительства и нависшая угроза новой европейской войны против России) весьма благоприятствовала подобным ассоциациям и параллелям. В этом ключе становится понятным, почему для первого официального -- в присутствии царя -- исполнения гимна "Боже, Царя храни!" в Зимнем дворце было выбрано 25 декабря 1833 г., день празднования годовщины изгнания наполеоновской армии из пределов России. Следующее общественно значимое исполнение гимна было также приурочено к увековечиванию памяти победы над Наполеоном -- открытию в Петербурге Александровской колонны 30 августа 1834 г. Так путем вполне целенаправленных усилий был использован важный идеологический потенциал, и для общественного сознания гимн "Боже, Царя храни!" был соединен с памятью 1812 года.

Конечно, перекличка текста Жуковского 1833 г. с его произведениями 1810-х гг. ("Молитвой русского народа", а также с "Певцом в Кремле", "Императору Александру" и др.) осуществлялась не только через посредство исторических ассоциаций. Их объединяла идея царя как средоточия национальной жизни, отца нации, живущего ради подданных-детей (ср.: "Царствуй на славу нам"). При всем различии в акцентах, по-разному расставленных в разных текстах, это смысловое ядро концепции царской власти сохраняется неизменным на протяжении всего творчества Жуковского и продолжает карамзинские идеи патерналистического самодержавия. Недаром в цитировавшейся статье "О происшествиях 1848 года" Жуковский связывает монархическое государство с семейством и домом. Он пишет о европейских народах, отвергших монархическую власть: "Я смотрел на них, как на сирот, без имени, без семейства, собранных под одною кровлею приюта, которая не есть для них отеческий дом", -- и далее размышляет "о своем великом семействе, о нашей России", где сохранилось "благоговение перед святыней власти державной".

Тень Карамзина явственно проступает сквозь строки гимна Жуковского. Однако помимо перекличек с идеями зрелого Карамзина нетрудно заметить и отчетливую связь "Русской народной песни" с карамзинистской поэтикой. Песня -- один из излюбленных жанров карамзинистов и самого Жуковского. Характерно, что Жуковский настаивает на жанровом определении "Боже, Царя храни!" как песни, как бы подчеркивая ее лирическую природу. По замыслу автора, -- это излияние чувства, которое рассчитано на со-чувствие, т.е. на чувствительную душу. Лучшее тому подтверждение -- слова Жуковского о собственном восприятии своего произведения: "В душе моей глубоко, глубоко отозвалися слова нашей народной песни Боже, царя храни!".

Чувствительность, становясь программой поведения, легко вырождается в демагогию. Жуковский, разумеется, знал об этом. "Народная песня" "Боже, царя храни!", сделавшись официальным гимном, тоже быстро превратилась в сильно действующее демагогическое средство, но автор уже не мог этому помешать.

За долгую историю своего существования гимн Львова--Жуковского вызывал весьма различные эмоции у людей разной политической ориентации, что вполне естественно для сочинения такого рода. В чем, однако, ему трудно отказать, так это в эффективности. До тех пор, пока существовала Российская империя с самодержавным царем как символом нации и православием как государственной религией, не было необходимости в перемене гимна. Он перестал существовать как гимн вместе с породившим его государством. Однако история создания "Боже, Царя храни!" ясно показывает и другое: государственный гимн мог появиться только тогда, когда у государства возникла внятная идеология, выражением которой он явился. Пока такая идеология не была сформулирована, не было и собственного гимна, несмотря на ощутимую уже с конца XVIII в. государственную и общественную потребность в нем. Что же касается текста Жуковского, то здесь мы имеем дело со счастливым сопряжением лирического настроя большого поэта, общественных ожиданий, порожденных исторической ситуацией, и интересов государственной власти. Как показывает опыт, такие удачные стечения обстоятельств редко повторяются в истории.

_[_/b_]_
Все люди равны, но все — разные. И вы — тоже.

Аватара пользователя
Azazello
Сообщения: 7648
Зарегистрирован: 01 янв 1970, 06:33
СГ: Крыса-Овен / Король
П о л: ( м )
Откуда: Москва
Поблагодарили: 28 раз

русские поэты-песенники

Сообщение Azazello » 25 ноя 2009, 15:44

leo7 писал(а):В среднем один человек из 100 ... или ещё реже, способен вспомнить, кто такой Пушкин, Шекспир, Гёте .... я последние время вообще не понимаю: они в принципе ничего не читают?

... поколение, родившееся здесь у русско-язычных очень быстро становится таким же :(

я с младшими детьми в половине случаев вынужден общаться как с недоучками :(
изменить ничего нельзя: они не хотят читать книги.
мнда......я при своей неначитанности чувствую себя чуть ли не супер-ученым...
________

Чем вы обьясняете провал Шутов в песенниках? Песенные стихи для своей популярности требуют не сушености, а некоторой непосредственности, чтобы "в сердцах отзывалось", "на языке вертелись" заветные слова. Шут здесь - самое оно.

Такой же парадокс, как и отсутствие Змей среди философов.

Аватара пользователя
Ёлка
Сообщения: 4439
Зарегистрирован: 07 янв 1970, 00:51
СГ: Не знаю
Поблагодарили: 18 раз

русские поэты-песенники

Сообщение Ёлка » 25 ноя 2009, 15:55

Большинство популярных и любимых песен все-таки о любви, а не о партии. Здесь очень уместен Рыцарь. А Профессор сочинит хоть о чем, был бы заказ( от партии, от Музы)

Ответить

Вернуться в «Проект Azazello»