Шримад Бхагаватам
глава 24
Песнь Господа Шивы
TЕКСT 18
атмарамо 'пи йас тв асйа лока-калпасйа радхасе
шактйа йукто вичарати гхорайа бхагаван бхавах
атма-арамах - самодостаточен; апи - хотя он; йах - тот, кто;
ту - но; асйа - этот; лока - материальный мир; калпасйа - когда
перешел в проявленное состояние; радхасе - чтобы поддержать его
существование; шактйа - энергии; йуктах - занятый; вичарати -
он действует; гхорайа - грозные; бхагаван - Его Mилость; бхавах -
Шива.
Господь Шива, самый могущественный из полубогов, которо-
го превосходит лишь Господь Вишну, является самодостаточным.
Ему самому в материальном мире ничего не нужно, но на благо
тех, кто живет в этом мире, он неустанно трудится здесь, и его
повсюду сопровождают его грозные энергии - богиня Кали и бо-
гиня Дурга.
КОMMЕНTАРИЙ: Господь Шива - величайший преданный Вер-
ховной Личности Бога. Его считают лучшим из вайшнавов (ваи-
шнаванам йатха шамбхух). Поэтому у Господа Шивы есть своя
сампрадая, основанная им цепь ученической преемственности, ко-
торая называется Рудра-сампрадаей и относится к числу вайшнав-
ских сампрадай. Подобно тому как Брахма-сампрадая ведет нача-
ло от Господа Брахмы, у истоков Рудра-сампрадаи стоит Господь
Шива. Господь Шива является одним из двенадцати махаджан (ве-
ликих личностей), список которых приводится в <Шримад-Бхага-
ватам> (6.3.20):
версе ин пурп свайамбхур нарадах шамбхух
кумарах капило манух
прахладо джанако бхишмо
балир ваийасакир вайам
В этом стихе перечислены двенадцать великих авторитетов, вели-
ких проповедников сознания Бога. Шамбху - это имя Господа Ши-
вы. Цепь ученической преемственности, ведущую начало от Госпо-
да Шивы, называют также сампрадаей Вишнусвами, а в наше время
сампрадая Вишнусвами известна под именем Валлабха-сампрадаи,
подобно тому как нынешняя Брахма-сампрадая называется Mад-
хва-гаудия-сампрадаей. Господь Шива воплотился на земле в облике
Шанкарачарьи, чтобы проповедовать философию майявады, одна-
ко ближе к концу своих игр в этом мире он стал проповедовать вай-
шнавскую философию: бхаджа говиндам бхаджа говиндам бхаджа
говиндам мудха-мате. В этом стихе он трижды подчеркивает необ-
ходимость поклоняться Господу Кришне, Говинде, и открыто преду-
преждает своих последователей о том, что жонглирование словами
и грамматические головоломки не помогут им обрести освобожде-
ние, мукти. Tот, кто действительно хочет получить мукти, должен
поклоняться Господу Кришне. Tаково последнее наставление Шри-
пады Шанкарачарьи.
В этом стихе говорится о том, что Господа Шиву всегда сопро-
вождает его материальная энергия (шактйа гхорайа). Mатериаль-
ная энергия - богиня Дурга, или богиня Кали - всегда находится
в подчинении у Господа Шивы. Богини Кали и Дурга служат ему,
убивая асуров, демонов. Иногда Кали приходит в такую ярость,
что начинает убивать всех асуров без разбора. На одном из самых
известных изображений богини Кали ее шею украшает гирлянда
из голов асуров, в левой руке богиня держит отрубленную голову,
а в правой - огромную кадгу, секиру, которой она убивает асуров.
Великие войны символизируют деятельность Кали, уничтожающей
асуров, и в действительности эти войны - дело ее рук.
Пытаясь умилостивить богиню Кали, или Дургу, асуры поклоня-
ются ей, совершая пышные обряды, но, когда деятельность асуров
переходит границы допустимого, терпение богини Кали иссякает
и она начинает убивать их без разбора. Не зная тайны энергии Гос-
пода Шивы, асуры предпочитают поклоняться богине Кали (Дурге)
или Господу Шиве в надежде получить от них материальные блага.
Как сказано в <Бхагавад-гите> (7.15), обладая демонической при-
родой, они не хотят предаваться Кришне:
версе ин пурп = на мам душкртино мудхах
прападйанте нарадхамах
майайапахрта-джнана
асурам бхавам ашритах
На Господе Шиве лежат обязанности, выполнение которых со-
пряжено с большим риском, поскольку ему приходится пользовать-
ся услугами энергии богини Кали (Дурги). На другом известном
изображении богиня Кали нарисована стоящей на распростертом
теле Господа Шивы. Это означает, что иногда Господу Шиве при-
ходится бросаться под ноги богине Кали, чтобы заставить ее пре-
кратить уничтожение асуров. Поскольку Господь Шива повелева-
ет могущественной материальной энергией (богиней Дургой), те,
кто поклоняется Господу Шиве, становятся обладателями огром-
ных материальных богатств. Следуя указаниям Господа Шивы, его
преданный обретает всевозможные материальные блага. В проти-
воположность этому, люди, поклоняющиеся Господу Вишну (вай-
шнавы), в материальном отношении становятся беднее, так как
Господь Вишну не хочет, чтобы Его преданные запутались в сетях
материальных привязанностей. Но при этом Господь Вишну, нахо-
дясь в сердце Своих преданных, наделяет их разумом, о чем гово-
рится в <Бхагавад-гите> (10.10)
Итак, Господь Вишну наделяет Своего преданного разумом, ко-
торый помогает ему идти по пути, ведущему домой, к Богу. И по-
скольку преданный не имеет никакой материальной собственности,
власть богини Кали, или Дурги, не распространяется на него.
Кроме того, в материальном мире Господь Шива повелевает та-
мо-гуной, гуной невежества. Говорится, что его энергия, богиня
Дурга, держит всех живых существ во тьме невежества (йа деви
сарва-бхутешу нидра-рупам самстхита). И Господь Брахма, и Гос-
подь Шива являются воплощениями Господа Вишну, но Господь
Брахма творит вселенную, а Господь Шива разрушает ее с помощью
своей материальной энергии - богини Кали, или Дурги. Поэтому
в данном стихе сказано, что Господа Шиву всегда сопровождают
его грозные энергии (шактйа гхорайа). Tаково истинное положе-
ние Господа Шивы.
философский разговор о стихиях и крестах(эволюция стихий)
Модератор: Нафаня
философский разговор о стихиях и крестах(эволюция стихий)
Спасибо.
А вот что писал Шри Свами Шивананда.
Философия символов
Господь Шива являет Собой разрушительный аспект Брахмана. Эта часть Брахмана, облеченная в тамогунапрадхана-майю - Господь Шива, всепроникающий Ишвара, который также обитает на Кайласе. Он - Бхандара, хранилище мудрости. Шива без Парвати (Кали, Дурги) - Сам Ниргуна (лишенный качеств) Брахман. Ради благочестивых преданных с помощью Майи-Парвати Он становится Сагуна-Брахманом (обладающим качествами). Преданные Рамы, прежде чем совершать поклонение Раме, должны почитать Господа Шиву в течение 3 или 6 месяцев. Рама и сам совершал поклонение Господу Шиве в знаменитом Рамешвараме. Господь Шива покровитель аскетов и йогинов, облаченный в пространсво (Дигамбара).
Тришула (трезубец) в Его правой руке символизирует три гуны - саттву, раджас и тамас. Это знак верховной власти. Посредством этих трех гун Он управляет миром. Дамару, которую он держит в Своей левой руке, представляет собой шабдабрахман. Он символизирует слог "ом", из которого состоят все языки. Из звуков дамару Господь сотворил санскрит.
Полумесяц обозначает, что Он полностью контролирует Свой ум. Течение Ганги символизирует нектар бессмертия. Слон символически представляет гордость. Одеяние из шкур слона показывает, что Он подчинил себе гордость. Тигр - похоть, подстилка из тигровой шкуры указывает на побежденное вожделение. В одной руке Господь держит лань, следовательно, Он прекратил чанчалату (порывистые движения) Своего ума, ибо лань находится в постоянном движении. Украшения из змей означают мудрость и вечность - змеи живут множество лет. Он - Трилочана, Трехокий, в середине Его лба находится третий глаз, глаз мудрости.
"Хаум" - это биджакшара Господа Шивы.
Он - Шивам (Благой), Шубхам (Благоприятный),Сундарам (Прекрасный), Кантам (Сияющий), "Шантам шивам адвайтам" ("Мандукья Упанишад").
Бесчисленное множество раз я, сложив молитвенно руки, склоняюсь к лотосным стопам Господа Шивы, недвойственного, Адхиштханы - опоры мира и любого сознания, Саччидананды, Правителя, Антарьямина, Сакши (безмолвного Свидетеля) всего сущего, Того, Кто сияет собственным светом, существует Сам в Себе и Самодостаточен (Парипурна), Кто удаляет первоначальную авидью и является Адигуру, Парама-гуру, Джагад-гуру.
В своей сущности я - Господь Шива. Шиво'хам, Шиво'хам, Шиво'хам.
Змея на теле Шивы
Змея есть джива (личная душа), которая покоится на Шиве, Парсшатмане (Высшей Душе). Пять капюшонов обозначают пять чувств или пять таттв, а именно землю, воду, огонь, воздух и эфир. Они символизируют также пять пран, которые шипя передвигаются по телу подобно змеям. Вдох и выдох похожи на шипение змеи. Сам Господь Шива сделался пятью танматрами, пятью джнянендриями, пятью кармендриями и прочими группами, состоящими из пяти. Личная душа наслаждается существующими в мире объектами посредством этих таттв. Когда джива путем контроля над чувствами и умом достигает знания, она находит свое вечное надежное прибежище в Господе Шиве, Высшей Душе. Таково эзотерическое значение змей, которых Господь носит на Своем теле.
Господь Шива не ведает страха. В Шрути сказано так: «Этот Брахман бесстрашен (абхайам), бессмертен (амритам)».Обычные люди пугаются одного только вида змей, но Господь украшает ими Свое тело. Это значит, что Господь Шива совершенно лишен страха и бессмертен.
Змеи, как правило, живут сотни лет. Змеи, обвивающие тело Господа, показывают нам, что Он — Вечный.
А вот что писал Шри Свами Шивананда.
Философия символов
Господь Шива являет Собой разрушительный аспект Брахмана. Эта часть Брахмана, облеченная в тамогунапрадхана-майю - Господь Шива, всепроникающий Ишвара, который также обитает на Кайласе. Он - Бхандара, хранилище мудрости. Шива без Парвати (Кали, Дурги) - Сам Ниргуна (лишенный качеств) Брахман. Ради благочестивых преданных с помощью Майи-Парвати Он становится Сагуна-Брахманом (обладающим качествами). Преданные Рамы, прежде чем совершать поклонение Раме, должны почитать Господа Шиву в течение 3 или 6 месяцев. Рама и сам совершал поклонение Господу Шиве в знаменитом Рамешвараме. Господь Шива покровитель аскетов и йогинов, облаченный в пространсво (Дигамбара).
Тришула (трезубец) в Его правой руке символизирует три гуны - саттву, раджас и тамас. Это знак верховной власти. Посредством этих трех гун Он управляет миром. Дамару, которую он держит в Своей левой руке, представляет собой шабдабрахман. Он символизирует слог "ом", из которого состоят все языки. Из звуков дамару Господь сотворил санскрит.
Полумесяц обозначает, что Он полностью контролирует Свой ум. Течение Ганги символизирует нектар бессмертия. Слон символически представляет гордость. Одеяние из шкур слона показывает, что Он подчинил себе гордость. Тигр - похоть, подстилка из тигровой шкуры указывает на побежденное вожделение. В одной руке Господь держит лань, следовательно, Он прекратил чанчалату (порывистые движения) Своего ума, ибо лань находится в постоянном движении. Украшения из змей означают мудрость и вечность - змеи живут множество лет. Он - Трилочана, Трехокий, в середине Его лба находится третий глаз, глаз мудрости.
"Хаум" - это биджакшара Господа Шивы.
Он - Шивам (Благой), Шубхам (Благоприятный),Сундарам (Прекрасный), Кантам (Сияющий), "Шантам шивам адвайтам" ("Мандукья Упанишад").
Бесчисленное множество раз я, сложив молитвенно руки, склоняюсь к лотосным стопам Господа Шивы, недвойственного, Адхиштханы - опоры мира и любого сознания, Саччидананды, Правителя, Антарьямина, Сакши (безмолвного Свидетеля) всего сущего, Того, Кто сияет собственным светом, существует Сам в Себе и Самодостаточен (Парипурна), Кто удаляет первоначальную авидью и является Адигуру, Парама-гуру, Джагад-гуру.
В своей сущности я - Господь Шива. Шиво'хам, Шиво'хам, Шиво'хам.
Змея на теле Шивы
Змея есть джива (личная душа), которая покоится на Шиве, Парсшатмане (Высшей Душе). Пять капюшонов обозначают пять чувств или пять таттв, а именно землю, воду, огонь, воздух и эфир. Они символизируют также пять пран, которые шипя передвигаются по телу подобно змеям. Вдох и выдох похожи на шипение змеи. Сам Господь Шива сделался пятью танматрами, пятью джнянендриями, пятью кармендриями и прочими группами, состоящими из пяти. Личная душа наслаждается существующими в мире объектами посредством этих таттв. Когда джива путем контроля над чувствами и умом достигает знания, она находит свое вечное надежное прибежище в Господе Шиве, Высшей Душе. Таково эзотерическое значение змей, которых Господь носит на Своем теле.
Господь Шива не ведает страха. В Шрути сказано так: «Этот Брахман бесстрашен (абхайам), бессмертен (амритам)».Обычные люди пугаются одного только вида змей, но Господь украшает ими Свое тело. Это значит, что Господь Шива совершенно лишен страха и бессмертен.
Змеи, как правило, живут сотни лет. Змеи, обвивающие тело Господа, показывают нам, что Он — Вечный.