Мне проще рассуждать о журналистике, потому что я не принадлежу к этой профессии. Поэтому, глядя со стороны, предполагаю, что в каком-то издании проскочила статья, которая задела внутренний мир Григория, иначе бы он не стал обвинять журналистов и журналистику во всех грехах.
Итак, для хорошего ученого деятельность СМИ внезапно стала самой коррумпированной профессией, где работают профаны и дилетанты, позорящие себя поверхностными знаниями и штампами.
При этом противник профанов и дилетантов позволил себе раздавать советы в той сфере, где он сам профан. Парадокс? Нет, это нормально, если вспомнить поговорку «Самые лучшие игроки сидят на трибунах».
Попробую помочь Григорию разобраться в принципах журналистики. В народе любят сравнивать ее с проституцией (вторая и первая древнейшая профессия, как принято говорить). В переводе на русский это означает – продажа себя, своих способностей.
На самом деле продают себя буквально все – от дворника до президента. Если на услугу есть покупатель, значит находится тот, кто окажет эту услугу. Обычно я сравниваю журналиста с таксистом: оба следуют по маршруту, который заказал плательщик.
Недалекий обыватель, интуитивно осознавая зависимость своего отношения к миру от того, как автор преподнесет информацию, требует от журналиста многостороннего «объективного» освещения события. Но любой психолог скажет, что у человека нельзя изъять эмоции, т.е. его личного отношения к событию. К тому же журналист, который вчера писал, что г-н N сделал плохо, а сегодня напишет, что этот же N – молодец, через месяц прослывет не объективным, а беспринципным. И первым плюнет на него именно обыватель, требующий беспристрастности.
Как же быть? С одной стороны людям нужна объективная информация, с другой стороны журналист, как личность, физически не может отключиться от собственного мнения. Здесь надо понимать, что объективным может быть СМИ, но никак не отдельные личности. А вот тут необходим профессионализм редактора: предоставлять слово журналистам с различными точками зрения (из разных «кланов»).
Кстати, поскольку заказчики информации будучи вне своего бизнеса – те же самые недалекие обыватели, то они либо покупают собственное СМИ, которое хватит только их, либо принимают на работу журналиста, который оказывает оплаченные информационные услуги.
Так что назвать журналистику коррупцией может либо безграмотный обыватель, либо человек, очень обиженный на СМИ, который просто захотел «плюнуть на спину». На самом деле журналистика как бизнес – это обыкновенное оказание информационных услуг.
Все остальные претензии по поводу штампов, поверхностных знаний, непрофессиональных вопросов профессионалам происходят от непонимания интересов широких слоев населения и самой сути СМИ. Григорий КВАША сетует на отсутствие как жанра беседы двух профессионалов «без посредника-надоедалы». Представим, что интервью с профессором химии берет такой же профессор химии. Два вопроса: что поймет читатель из беседы двух умников и через сколько минут зритель переключит канал?
Надо понимать, что работа журналиста заключается не в доскональном знании предмета, а в способности перевести с «птичьего» на человечий? А для этого нужно виртуозно знать нормальный язык обывателя и немного освоить «научный», причем как можно больше этих «научных» языков. То есть профессионализм журналиста заключается именно в дилетантстве.
Информация – это такой же ресурс, как финансы, недвижимость, кадры. И тому, кто зависит от информации, нужно научиться относиться к ней так же серьезно, как к управлению финансами, недвижимостью, кадрами.
Оригинал в моем ЖЖ http://mix14.livejournal.com/203672.html
Сей опус я опубликовал в соцсетях Фейсбук и Одноклассники как рекламу сайта "Структурный гороскоп". Не надо благодарности.