«Жизель» — балет для России

Русалки собираются в круг в лесу и в реке

Сейчас год Лошади. Месяц Овна. Меня все поняли? Восточный (китайский) и западный гороскопы сейчас все знают.

Векторное кольцо (или ВК Кваши) если не все знают, то скоро будут. Кваша блестящий популяризатор и сведения о ВК расходятся кругами шире и шире.

Меньше знают, что Кваша сопоставил знаки китайского гороскопа западным, по порядку: первому китайскому знаку Крыса — первый знак зодиака Овен, второй китайский знак Бык — знак зодиака Телец (хорошо совпало, оба мычат).

Как получилось, что по порядку — не знаю. Сам-то Кваша считает первым китайским знаком Петуха и от него ведёт отсчёт. Что отчасти понятно — Петух возвещает утро, а что Крыса? К тому же Кваша старается быть оригинальным, не похожим на привычные гороскопы.

Но то ли промах дал не разобравшись, то ли что — сопоставил по порядку.

Апрель. Овен. Начало западного гороскопа. В это время начинался год у и наших предков — с весеннего равноденствия. То есть, погодите, мы западные? Или восточные? Россия и то и то, центр мира, на том поладим.

Может, ещё меньше знают, что Кваша приписал китайские знаки государствам. Мне нравится, что Россия — Лошадь.

Ну правда — "Пусть Лошадь думает, у неё голова большая". "Пусть Лошадь работает". Не наши ли лозунги? Родина-мать, а мы её дети — Свиньи. Как положено по векторному кольцу. И по русскому самоощущению.

Кстати, США — Бык, и думаю, что американцы себя не Тиграми — слугами Быка считают, а Собаками — его хозяевами.

Сейчас Овен, апрель. А — первая буква алфавита.

Адольф Адан начинается с первой буквы алфавита. Но что особенно смешно: знаете, как зовут его по-французски? Adolphe Charles Adam.

Даже споры идут в блогах: "Адам, мол, это первый человек. А композитор Адан". Штука в том, что повезло ему — его фамилия по-французски звучит примерно как "Адан", конечное "м" переходит в носовое "н". (Большие носы у французов, вот и пускают в работу.) А в русском языке передали звучание, а не точное написание.

Вообще шикарно: в апреле, Адольф А-дан даже Адам — пишет балет, который сразу становится номер 1.

И начинает именно 1 апреля, "никому не верь"! Не верь, Жизель, никому.

 

У древних римлян Янус — бог дверей, перехода из прошлого в будущее — потому что новый год в январе. Может, потому же в Европе выбрали и апрельский день — перехода, непонятки: мы уже или ещё. Мы там или здесь. День обмана. Кстати, действие "Жизели" начинается сразу с обмана. В других балетах, смотрю — сначала что-то благостное, подвохи потом.

Но кругом первый Адан-Адам, а достался ему последний годовой знак — Кабан. Аккурат чтобы служить России.

Да, вы спросите: "А он в России бывал ли?" Я отвечу: "Обязательно". Французы — мастера оперы и балета — в России тогда желанные гости.

Как пишут, Адан приехал в Россию в 1839 году — в свой именной Кабаний год, аккурат в месяц Лошади. И прожил около года.

Напитался Россией и, зацепившись за славянскую идею вил — стал писать свой балет "Жизель".

Хотя как смог напитаться. Русский язык хоть слышал? Общение образованных людей тогда шло на французском. В оперно-балетной среде и подавно.

А в Петербурге мог напитаться туманом. И ещё там много немцев.

А немцы куда как туманны и мистичны.

А Петербург стоит на старых Новгородских землях. То есть, давно принадлежавших Новгороду.

Да и Берлин на славянских.

В общем, немец Гейне включил в свою книгу славянскую легенду, которая тронула француза Адана. (И умолчим, что оба евреи.)

Говорят, автор либретто Готье решил смешать страны и обычаи, придав легенде общий характер. Я смотрю: место действия — Тюрингия, старые славянские земли, да, к тому времени онемеченные. Героя Альберта (сначала его имя звучало как Альбрехт, но это то же имя) сделали герцогом Силезским (Силезия — сейчас часть Польши и отчасти Чехии, чуть-чуть Германии, тогда входила в Австрию). Отец его невесты — герцог Курляндский. (Курляндия — это часть Латвии, тогда входила в состав России).

От конкретного места Готье, может быть, ушёл, со славянами в целом остался. Что-то на меня повеяло древними поверьями. Вдруг показался потусторонним Альберт, гость из славянского прошлого. И его невеста тоже. Чужие они на крестьянском празднике. Жизель к Альберту потянулась — и где оказалась?

Где оказалась. Судьба балета "Жизель" такая: прогремел он в Париже, да и отгремел. Лет 20 шёл этот балет или больше, потом забыли. И если бы не Россия, ждала бы этот балет судьба "Девы Дуная" — тоже знаете, балет Адана и тоже гремел в своё время, на волне этого успеха и приезжал Адан в Россию в том самом Кабаньем 1839-м.

А в России всё ставили да и ставили.

А что было делать? Композитор Кабан, балетмейстеры Кабан Коралли и Лошадь Перро. Лошади Жюлю Перро поначалу со славой не повезло, вся Коралли досталась, и уехал Перро в Крысу Англию. Крыса оказалась для Перро хорошим хозяином — на другой год приехала туда его жена, первая исполнительница роли Жизели Карлотта Гризи и они вместе станцевали "Жизель". И Перро был дважды на афише — и как балетмейстер и как исполнитель роли Альберта.

Значит, дебют в роли Альберта для Перро был в Англии. Что-то мне вспоминается дебют Фадеечева в этой же роли, тоже почему-то в Лондоне.

Позже Перро и Гризи вместе работали в Париже — он ставил, она танцевала. Потом Лондон, в общем, когда в 1851 году (Кабана) Лошадь Перро поехал работать в Россию, Гризи с ним. Так что получилось, что первая исполнительница роли "Жизели" в последний раз танцевала в Петербурге. Где она и завершила балетную карьеру, сбежавши в 1853 году от мужа с польским магнатом, от которого родила дочку и вскоре рассталась.

Тут у меня вставная новелла получается.

"Сбежала". Думаю, бежала не слишком быстро. Что-то их брак сильно похож на производственные отношения. Хотя у них в своё время и дочка родилась. Но расставаться Гризи с Перро и раньше случалось. Они вроде не венчались. Может, в артистической среде это было не слишком принято. В рассуждении будущих авантюрных возможностей. В общем, никаких бракоразводных проблем и дележа имущества.

Перро себе жил дальше в Петербурге, потом женился на русской, ученице балетной школы, двое детей. Уже много позже, в 1859 году вернулся во Францию.

М-да. Итальянка от француза сбежала из России с поляком. Эти "национальные отношения". Где граница между Россией и Францией? В балете нет. Или весь балет — территория Франции. Термины везде одни и те же — французские.

Что интересно, при дрессировке собак — тоже французские термины. Надо бы разузнать про лошадей...

В музыке царит Италия, ихные аллегры с адажиями. Ларго им кантабиле! Впрочем, виваче.

А где Германия, где Англия?

Америке — той пришлось компьютер-интернет придумать, чтобы на нём со своим языком въехать.

Русские, ау, чем отобьёмся? Что, кроме слова "спутник"?

Вот такая вот состыковочка "Жизели" с Россией.

Есть ещё одна. Первый исполнитель роли Альберта Люсьен Петипа — собой красавец, техника отменная, натура сдержанная, аристократов изображать ему в самый раз, даром что свинья, то есть Кабан.

Слуга-то он России слуга, но когда его звали работать в Россию , он "свинью подложил". Не хотелось Люсьену покидать Гранд-Опера, где он признанный премьер, даже ради русских неслыханных гонораров. Честно говоря, балетные звёзды и в Париже не очень бедствовали.

Так сосватал Люсьен для России своего непутёвого младшего братца. Тот и по годовым знакам полная противоположность и по поведению — Тигр. Танцевать-то тоже умел, но вечно встревал в какие-то проказы. А в том 1847 году вообще имел проблемы с трудоустройством — дуэль что ли случилась.

И от греха подальше Люсьен этого шалопая в Россию и сплавил. А тот там и остался. Мариус Петипа — слыхали? Да у нас же "Петипа" и "балетмейстер" синонимы.

В 1884 году Мариус Петипа "Жизель" поставил заново. Но говорят, что чуток лишнего поубрал, а всё ценное, что Коралли и Перро сделали — сохранил.

А что там было — он в курсе. Сам же тогда же был у Париже, когда впервые ставили.

С тех пор так и пошло. В Париже другое модно, а в России ставят да и ставят "Жизель".

"Русские сезоны в Париже" — 1907-13 годы (остатки мира!), да, были там и совсем другие (ух какие!) балеты, н была и "Жизель".

Потом — вся русская культура в эмиграции, русских балетов за границей полно, в Совдепии разве что дрессированные медведи танцуют.

Может, так думали. Я потому что не понимаю, откуда такой прорыв. Гастроли Большого театра в Лондоне в 1956 году. Фантастический успех "Жизели" с Улановой и Фадеечевым. У которого был вообще дебют в роли Альберта (привет от Жюля Перро!).

Может, кроме того, что история "Жизели" сплошное свинство — Кабан на Кабане, в сюжете сплошь подвох — ну в точности подходит он для России, у которой каждый день — 1 апреля, вот что сработало.

Царствовал тогда в России Николай Первый Дракон-Рак/Вектор. Кому как не ему кабанье изделие по вкусу. Слушайте, чем дальше в лес, тем больше дров: первые исполнители ролей, для которых хореография и строилась — Кошка и Кабан. Ловушка для Дракона.

Я уже молчу, что тот "польский магнат", с которым сбежала Кошка Гризи — это Дракон. Это уже отдельная история.

 

Псевдоним: ВиНи

 

Статья принята (номинирована) на конкурс «Предназначение».

(Правила первого Конкурса «Предназначение»)







Конкурс «Предназначение»


Неуловимые мстители: два Тигра высекли Быка
Структурный метод снимать кино: проект методики
Как я пробовал пройти на гороскопический конкурс
Как я шёл на гороскопический конкурс
Ма Ли и Чжай Сяовэй: Рука в руке
Рука в руке
Лицо мужчины на фоне степи
Филигранные проделки судьбы
Остап Бендер - Арчил Гомиашвили, Преодоление
Остап Бендер: год преодоления
Жизель: надо спорить: первая афиша рядом с двумя мужскими портретами
Жизель: надо спорить
Покровские ворота - Маргарита и Костик
«Покровские ворота» — в прошлое или будущее?
Константин Павлович, который отрёкся, восстание декабристов и Николай Павлович, который Первый
Вы дипломаты, а мы вас разгадали
Достоевский (26 лет): Настасья (Юлия Борисова) и Мышкин (Смоктуновский) - по роману «Идиот»
Достоевский, «Идиот» и немного ВК
Консуэло и Антуан де Сент-Экзюпери
Как рождается сказка
фильм Гараж (1979), год Козы
Гаражные страсти
«Жизель», 1969, лестничий (Брюс Маркс), Виллисы, Альберт (Эрик Брун)
ВК и балет — «Цыганочка с выходом»
Винни-Пух или это «Ж-ж-ж» — неспроста!
Винни-Пух или это «Ж-ж-ж» — неспроста!
Гитара на фоне нот и поляны с ромашками
Поющие Змеи
Засни у моего сердца
Засни у моего сердца
Итоги первого синтез-гороскопического структурного конкурса «Предназначение»
Итоги первого конкурса «Предназначение»
Русалки собираются в круг в лесу и в реке
«Жизель» — балет для России
Два мужских портрета на фоне цветов
В поисках утраченного друга
Марина на конкурсе «Предназначение»
Оценки и обзор первого конкурса «Предназначение»: Марина
Обзор конкурса «Предназначение» от немо с высоты голубиного полёта
Обзор первого конкурса «Предназначение»: немо
Обзор первого конкурса «Предназначение» от судьи: Любушка
Обзор и оценки первого гороскопического конкурса «...
Обзор первого конкурса «Предназначение»: участник Иарита
Обзор первого конкурса «Предназначение»: Иарита
Мудрый Змей читает статьи Первого структурного гороскопического конкурса
Обзор первого конкурса «Предназначение» от судьи: Князь...
Страшный суд: символ Первого гороскопического конкурса «Предназначение»
Сужу да ряжу

Страницы





Наш сайт знакомств