О важности субъективизма и интуитивно познаваемого для S-гороскопа

Черноземова Елена Николаевна

Когда-то Бэкон и Декарт из-за того, что мошенники и шарлатаны пользуются в целях обогащения доверчивостью и необразованностью публики, ввели в парадигму науки требование доказательств.

Так они пытались обезопасить науку от недостоверности сведений. Это привело к независимости научно-утверждаемого от этически окрашенного субъективного, способствуя объективизации знаний. В сумме объективность доказательств должна было служить гарантией научной честности.

Т.е. ранее достоверность научных рекомендаций зависела от этических норм и нравственных качеств исследователей, от их добросовестности и честности.

Но высвобождение научно достоверного от нравственной оценочности привело к другим проблемам:

  • отсутствию ответственности ученого за плоды своего труда;
  • потери доверия к интуитивному знанию, основанного на отвергаемой субъективности.

Ф. Бэкон чувствовал опасность отделения науки от нравственности.  Так сформировалась его установка на эзотеризм — сокрытие познанного. Продиктована она была, как и в некоторых древних учениях, недоверием к моральной готовности большинства использовать знание во благо.

Р. Декарт, уже чувствовал вторую из опасностей отделения познания от нравственности и субъективизма (недоверие к интуитивно познаваемому). Он призывал к подтверждению умозрительных заключений в опыте, но под опытом понимал не только лабораторный эксперимент, но и личный, индивидуальный опыт человека.

Теперь всё больше приходим к необходимости пересмотра критериев научности. Принцип, согласно которому научным может считаться факт, не повторенный в эксперименте, но свидетелем которого были многие, оказывается необязательным, что доказывает развитие онейрологии — науки о сновидениях. Одно и то же сновидение может видеть только один человек, но в результате обработки статистических данных становится возможным изучение сновидений, их классификация. Например, на цветные и черно-белые.

Экспериментальная наука дошла до изучения объектов столь тонких и чувствительных, что их регистрация невозможна без изменения характеристик под воздействием измеряющей аппаратуры, а подчас и личности экспериментатора. Опыт, проведенный одним ученым, оказывается не воспроизводимым другим.

Особенностью современного этапа познания действительности становится не только опора на интуитивное знание, что было всегда, но требование признания и осмысления фактов, полученных неповторяемыми в эксперименте способами.

В таких условиях вновь приобретает особую важность научная и просто человеческая честность, установка на невозможность выдавать желаемое за действительность, отказ от игры и манипуляции сознанием во имя личных интересов.

Заслуги позитивистской науки невозможно переоценить. С одной стороны, стали возможными полеты в космос, внедрение компьютерных технологий. С другой – в паспорте, разработанном и принятом Высшей аттестационной комиссией, по научной специальности «Психология» (по определению, это «наука о душе), ни разу не встречается слово «душа». Ибо современный ученый-позитивист не может изучать то, существование чего невозможно зарегистрировать приборами или доказать в лабораторном опыте.

 

Использована статья:

«Личностные качества учёного и педагога, изучающего человека», Е. Н. Черноземова, Московский государственный педагогический университет, 10 июня 2010 г.

http://www.vestnik.vsu.ru/program/view/view.asp?sec=educ&year=2010&num=02&f_name=2010-02-05

 

Е. Н. Черноземова

 

Черноземова Елена Николаевна [р. 12.11.1956, Обезьяна-Скорпион, Шут] — русский литературовед, специалист по культуре и литературе шекспировской эпохи.

Доктор филологических наук (1995), профессор. Работает в Московском педагогическом государственном университете (профессор кафедры всемирной литературы). Президент Российской ассоциации изучения проблем англистики (1999). Член редколлегии, отв. редактор отдельных выпусков продолжающегося издания «Anglistica» (выходит с 1996 г.). Постоянный участник и один из организаторов Международной ежегодной научной конференции «Пуришевские чтения» (МПГУ, проводятся с 1989 г.), где вместе с И. О. Шайтановым выступает в качестве руководителя Шекспировской секции (мастерской). Ведет большую работу в Центре Рерихов.

http://www.world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/3756.html

Для циклического Конкурса «По волнам памяти»: в год Козы

Наш сайт знакомств