Незнакомка - блок поэтической взлётности (Александр Блок 2)

А. Блок, Незнакомка: девушка с крыльями дракона в полёте

О мистичности А. Блока пишут все: это общее место в описаниях его творчества. Весьма развлекательно: секта структурного Учения в мистичности Блока сомневаться не может. Потому что Дракон! :)

А вот что такое Взлётность? Искать в интернете бесполезно: кроме перепечаток книг Г. Кваши, повторяющихся на сотнях сайтов, трудно что-разумное обнаружить. Когда-то Кваша заявил, что структурных сайтов должно быть много. Вот они и возникли - все на одно лицо, с почти одинаково скопированным содержанием. Часто без капли понимания, зато с кучей ошибок и недоразумений.

Сам основатель взлётность определяет в сопоставлении с приземлённостью. Т.е. давайте горькое определять, как НЕ сладкое, а сладкое - как противоположность горького.

Итог: материализация чувственных идей. Разумеется, ничего не обосновывается, всё подаётся, как откровение свыше, сообщаемое избранным. И радуйтесь: оставлен самый вкусный кусок пирога - обоснуйте и измерьте - и на здоровье, - будет каждому по нобелевке.

Поскольку свойство ярко проявляется в поэтичности, попробую подойти к задаче аналитически. А именно: возьму произведение Дракона, и посмотрю, как он, Поэт, там живёт. Т.е. войду внутрь, в композицию. Такого стиха, конечно, чтоб было всем очевидно: тут - очень взлётно.

А. Блок, «Незнакомка» - надеюсь, подойдёт?

Это очень целомудренное произведение, хотя иллюстрации в интернете, в большинстве случаев, на грани порнографии. Что ж, раскрутка ресурса - вопрос важный, способный затмить всё, что угодно. Даже смысл и разум.

Рецензии, которых в год появляется штук по сто, - не меньше, - хором выискивают в «Незнакомке» контрасты поэтических образов. Да и пусть их, если нравится. А тут попробуем выяснить, что же действительно случилось 24 апреля 1906 в "Озерках".

Надеюсь, что изображённая мной «Незнакомка» Александра Блока окажется самой незнакомой :)

Немного о методике: исследование точек зрения-наблюдения в литературоведении известно давно. Применяется это редко, и в малых порциях: трудоёмко. Но для нашей цели сгодится: когда поймём, как там, в "Озерках", взлетали, то построим алгоритм... полёта.

Композиция любого произведения — это фрагменты текста, сопоставленные с точками наблюдения за героями и событиями. Их порядок организует взгляд читателя и на текст, и на изображённый мир. Всё в целом создаёт схему пространственно-временных координат рассказчика, который может находиться рядом с персонажами. А может и не находиться.

Кратко: откуда-то ж автор смотрит на действие, на героев? Вот эту точку в пространстве - откуда взгляд, - и будем вычислять (если удастся). Из чего, возможно, родится ответ, ключ к пониманию стиля его мышления и характера мироощущений.

Ниже привожу табличку-схему движения координат точек зрения А. Блока в пространстве «Незнакомки»: во времени, в ощущениях, в эмоциональной сфере, в душе. Итог: координаты движения "кинокамеры", снимающей происходящее.



Итоги разбора «Незнакомки» А. Блока

 

Что сказать? Да, летает. Сначала - над местом действия, над ресторанами. Потом над пылью и скукой. Чуточку приземляется в канавы, разгоняется, планирует над озером и взмывает к луне.

Резко пикирует в стакан, выныривает, осматривается, и видит, в час назначенный, Девичий стан. Снизу смотрит: только что из стакана. А девица движется взлётно и серьёзно. И туман. Осторожней надо, значит.

Обалдевает от духов, лезет (мысленно) к ней под платье...

Почему? Хотя продолжает сидеть за столиком, упругие шелка - это уже тактильность. Хоть и мысленно, но всё же это - "на ощупь". Вот ведь предупреждали, когда-то, что "всякий, на женщину с вожделением..."

Хорошо, хоть издалека... Это и поддерживается целомудренность сюжета.

Неудивительно, что тут же, поосязав, проваливается за тёмную вуаль, где берег очарованный.

А за приличное поведение следует награда: целое Солнце вручают. От такого грех не погреться.

Взлетает - по моему разумению - выше времён и пространств. Если бы вам дали на сохранение Солнце, вы б себя божеством ощутили? Вот и он тоже: сбылась мечта символиста.

Но - пора возвращаться: над всем сущим, и вне времени дышать тяжело. Поэтому приземляемся над дальним берегом. Как вернуться из астрала? Потрогать чем-нибудь - прямо в мозгу. Например, перьями.

Теперь всё на месте: есть ощущение исключительности, осмысленности бытия - причём без физического восприятия. И знание: в чём высшая истина.

 

В вине, разумеется. Почти, как от прочтения книг Г. Кваши :)

 

Схема движения координат точек зрения А. Блока в «Незнакомке»: в пространстве, во времени, в ощущениях, в эмоциональной сфере, в душе

 

 

Высота

Даль

Во времени

Физические ощущения, чувствительность

Эмоции

В душе - событие

Где камера

По вечерам над ресторанами / Горячий воздух дик и глух, / И правит окриками пьяными Весенний и тлетворный дух.

над ресторанами

здесь

по вечерам

температурная, слух

дик, весенний, тлетворный

правит

у ресторанов

Вдали, над пылью переулочной, / Над скукой загородных дач, / Чуть золотится крендель булочной, / И раздается детский плач.

над пылью

вдали

по вечерам

слух, зрение

над скукой

золотится

над поселением

И каждый вечер, за шлагбаумами, / Заламывая котелки, / Среди канав гуляют с дамами / Испытанные остряки.

над канавами

за шлагбаумами

И каждый вечер

зрение

 

ирония

над границей поселения

Над озером скрипят уключины, / И раздается женский визг, / А в небе, ко всему приученный, / Бессмысленно кривится диск.

над озером, в небе

над всем посёлком

каждый вечер

слух, зрение

женский визг; Бессмысленно кривится

ко всему приученны

в небе над всем посёлком, возле луны

И каждый вечер друг единственный / В моем стакане отражен / И влагой терпкой и таинственной, / Как я, смирён и оглушен.

вниз, в стакан

в стакане

И каждый вечер

вкус

единственный; таинственность

смирён и оглушен

над стаканом

А рядом у соседних столиков / Лакеи сонные торчат, / И пьяницы с глазами кроликов / "In vino veritas!"* кричат.

за столиком

в ресторане

вечером

зрение

сонные; пьяницы с глазами кроликов

кричат

над ресторанным столиком

И каждый вечер, в час назначенный / (Иль это только снится мне?), / Девичий стан, шелками схваченный, / В туманном движется окне.

за столиком

в ресторане

в час назначенный

зрение

снится

Девичий стан; движется

за столиком

И медленно, пройдя меж пьяными, / Всегда без спутников, одна, / Дыша духами и туманами, / Она садится у окна.

за столиком

в ресторане

чуть позже

зрение, обоняние

медленно, духами и туманами

одна

за столиком

И веют древними поверьями / Ее упругие шелка, / И шляпа с траурными перьями, / И в кольцах узкая рука.

за столиком

в ресторане

ещё чуть позже

тактильность, зрение

траурность

веет древностью

за столиком

И странной близостью закованный, / Смотрю за темную вуаль, / И вижу берег очарованный / И очарованную даль.

над тёмной вуалью

очарованная даль

сразу, сейчас

зрение

странная близость

закованный

над берегом очарованной дали

Глухие тайны мне поручены, / Мне чье-то солнце вручено, / И все души моей излучины / Пронзило терпкое вино.

над миром

вселенная

вне времени

вкус

глухие тайны

солнце вручено

вне времени и вне пространства

И перья страуса склоненные / В моем качаются мозгу, / И очи синие бездонные / Цветут на дальнем берегу.

под перьями шляпки

в голове

сейчас

чувство пространства (качаются); зрение цветное

синие бездонные

очи Цветут

над дальним берегом

В моей душе лежит сокровище, / И ключ поручен только мне! / Ты право, пьяное чудовище! / Я знаю: истина в вине.

в душе

внутри

сейчас и всегда

 -

истина

сокровище

над своей душой

 

Л.Росток в Google

в Зодиаке..:

Серия статей:
Структурно об Александре Блоке

Наш сайт знакомств