Краткое описание:
I.
Павел, он же, как известно, Савл, по латыни «маленький», «ничтожный»... И в то же время этот «маленький» так, тихо-тихо, легко и без нажима рулит всем происходящим на земле. — О будущем не говорят, будущее делают! Фантастическая получилась рокировочка: прогрессоры пиарились, но ничего не делали, весь пар у них уходил в свисток. А тут без всякого пиара идет гигантское вмешательство в нашу земную жизнь, во все ее порядки... И счастья они хотят не за счет себе подобных, а за счет облаков, за счет текучей воды... Растают и испарятся крыши... Все исчезнет, даже башенные часы... («Мокрец Стругацких»)
II.
У прогрессора Абалкина, как мы помним, глаза были глубоко спрятаны. Видимо для того, чтобы через них, боже упаси, не начал просвечивать ледяной холод космоса. Через глаза мокреца Зурзмансора идет тепло, но такое мутное и душное, что сразу же и затошнит... Не глаза, а болото! Ну, а в болоте, как известно, не поплаваешь и не поныряешь, в болоте можно только тонуть... Они у нас такие трудяги, Мокрецы, у них ведь синдром безостановочного труда. И одновременно они водолеи, в том смысле, что льют воду почем зря, в своем страстном желании размочить прогрессорский концентрат... («Водолей — сын Зурзмансора»)
III.
Мозги без дна и берегов... Общая мировая душа — это я... Во мне сознания людей слились с инстинктами животных, и я помню все, все, все... («Всего лишь название») Прогрессорский мир, в котором было столько места для острых как лезвие идей, высоких абстракций и захватывающих дух перспектив, сменился мокрецовским болотцем, кулинарным уголком, парфюмерной лавочкой. И книжки, видите ли, у них мускатным орехом пахнут и хорошие писатели — только те, кто тесно соприкасаются с жизнью, посредственные — скользят по ней, а плохие насилуют, оставляя растерзанную на съедение мухам... И ночью голым плыть по темной реке, как ежик в тумане... («Мы» Замятина и «Градус Фаренгейта»)
IV.
Чужая планета, на которую прилетают прогрессоры, переделывает их в аборигенов с золотистыми глазами... Меняются имена, язык, привычки, да и сам строй их мысли. Природа берет свое! Вот что для Мокрецов главное. («Прочая фантастика») Зоопсихологи говорили нам про человеческое лицо, что, мол, животные в нем видят нечто такое, чего им видеть нельзя... Вот и Зурзмансор все время теряет свое лицо, то в столовке, когда глаз съехал к подбородку, а то во сне, когда Зурзмансор лицо держал в руках, и оно смотрело... Тут же вспоминается совет выдавать зеркала, зеркала, ничего, кроме зеркал, чтобы человечество могло хорошенько рассмотреть в них себя («Без лица...»)
V.
Очень уж сильно Мокрецы сомневаются в своей человеческой природе, изнурительно и каждодневно подозревают в себе зверя. Вот и хочется им каждую секунду заглядывать в зеркало: точно ли я человек или все-таки зверь (как медведь в детском фильме «Морозко»). Они крутят Баха и поэзию самую лучшую вычитывают, лишь бы успокоиться: — Я не зверь, я не зверь, я — человек, у меня есть лицо! («Без лица...») А может расслабиться и дать своему зверьку погулять вволю? Тем более, что в подавляющем большинстве кентавров-Зурзмансоров звери сидят вполне себе мирные, нежные и пушистые: хомячки всякие, белочки, рыбки, черепашки... («А если, все-таки, зверь?»)
VI.
А теперь представим, что Флеминга или Гогена, а впрочем, любого другого Мокреца, назовем его, к примеру, Адам, изгоняют из обретенного им Рая. Вот интересно: обрадуется тот или нет? Вроде бы простенький вопрос, но отвечая на него человечество избирает свой путь в будущее. Бороться и искать? Найти и не сдаваться? Или так и прожить свою жизнь в собственной изначальной природе, по понедельникам или в начале месяца, а может быть в начале года, повыдавливать слегка из себя, как гной из прыщика, по капельке свое собственное природное рабство... Недоносок Баратынского не пожелал покидать свой рай и входить в мир земных страстей... Его напугали «Гром войны и крик страстей, плач недужного младенца... Слезы льются из очей: жаль земного поселенца!» («Потерянный рай»)
по Мокрецам ответов в два раза меньше, чем по архетипам из ранее созданных тем
Вопрос 450
Евгений из г.Санкт-Петербург писал(а):
Коза (Обида-Мученик) подчинённый Обезьяны (Мокреца), но архетип Обида-Мученик побеждает Мокреца. В чём тут парадигма?
Ответ Григория Кваши:
Все одиннадцать битв архетипов идут против ветра. Борьба, всегда борьба
Кваша Г. С. · 12-09-2015
Вопрос 698
Владимир из г.Москва писал(а):
грядущий архетип у Прогрессора - Мокрец, а предыдущий кто?
Ответ Григория Кваши:
Отсутствие предыдущего архетипа означает, что нет этапа становления, нет состояния инфантильности, нет преодоления. На Прогрессоров это похоже, они очень такие внезапные, работают без разгона, как говорится читают с листа. Портал - он и есть портал
Кваша Г. С. · 20-12-2015
Вопрос 1013
Николай писал(а):
Что можете сказать о Тимоти Лири? Раскрыл ли человек свой архетип? К тому же в его книгах есть о взломе т.н. программах мышления. Можно ли принять ЛСД и перестать быть Козой?
Ответ Григория Кваши:
Что хотел, сказал в главе "Мокрец"... А при чём здесь Коза?
Кваша Г. С. · 02-05-2016
Вопрос 1205
Виктор Осадчий из г.Ростов-на-Дону писал(а):
Не знаю как насчёт Прогрессоров и Мокрецов, но про Сталкера всё именно так. Вход в Зону, выход... Никогда меж двух огней, либо справа, либо слева всё должно быть чисто. И чуть что, сразу в тень. Всё именно так. Браво!
Ответ Григория Кваши:
Рад, что не стоит Ростов без Сталкера
Кваша Г. С. · 10-11-2016
Вопрос 1307
Констанитин из г.Тверь писал(а):
Вы писали о любви Мокрецов к зеркалам - "хочется им каждую секунду заглядывать в зеркало". У меня много знакомых Обезьян, которые носят тёмные очки. Певец Макс Фадеев(06.05.68)в них выступает, гитарист-виртуоз Джо Сатриани(15.07.56) всю жизнь в них на сцене. В некоторой мере очки - это тоже зеркало, только с внешней стороны. Можно в любой момент снять их и посмотреть на себя. Как Вы думаете, может ли любовь к тёмным очкам быть отголоском Архетипа? Или это, может, связано с Закрытостью знака, желанием отгородиться от внешнего мира. Закрытый Тигр Лепс, например, тоже всегда в тёмных очках на сцене.
Ответ Григория Кваши:
Тема интересная, можно посмотреть, покопать поглубже... У кого-то глаза болят, кто-то действительно прячет глаза... У Мокрецов не только зеркало - фикс-идея, еще какие-то проблемы с поиском лица, а чёрные очки - очень существенная деталь при формировании этого самого лица
Кваша Г. С. · 06-01-2017
Вопрос 1314
Вячеслав Колов из г.Москва писал(а):
Существует ли "движение" внутри архетипов? В том смысле, что если предыдущая программа (2) - Мокрец, существующая (3) - Обида-мученник, а следующая (4) - Сталкер. Можно ли пойти дальше своего архетипа к следующему? К Сталкеру, а далее, если не ошибаюсь к Умнику?
Ответ Григория Кваши:
Собственно об этом книга. Мужчина пребывает в клетке своего архетипа, презирая, побеждая и даже издеваясь над предыдущим архетипом (правильнее сказать, над идеями предыдущего архетипа). Победив "устаревшие" идеи творческая личность максимально расцветает на идеях своего архетипа. Освоение "своего" набора идей вызывает восторг, упоение, взрыв гениальности! Это сигнал - молодец! Попытка заглянуть в следующий архетип приводит творца в ужас (страх, паралич воли, уныние, безверие и т.д.) Об этом рубрика "Книги отчаяния". Это очевидный сигнал: не лезь! Перепрыгнуть через один? А смысл? Оказаться дилетантом среди профессионалов?
Кваша Г. С. · 11-01-2017
Вопрос 1506
Андрей Римский из г.Киев писал(а):
Почему Обезьяны так любят, даже будучи взрослыми мужиками, фотографироваться с какими-нибудь сладостями? Для чего им нужна эта сладость и гадость?
Ответ Григория Кваши:
Даже великий Антон Павлович Чехов отметился в теме "мармелада". И это безусловно странно. Даже пришлось написать статью в свое время "Сладкий и гадкий" (август 2003). Почитайте... Можно также заглянуть во вторую главу "Стремянки" ("Мокрец")
Кваша Г. С. · 24-03-2017
Вопрос 1784
Егор из г.Москва писал(а):
Чем дочеловеческие архетипы так сильно отличаются от человеческих? Каков критерий поставивший границу между ними?
Ответ Григория Кваши:
С критерием как раз всё ясно... Но вопрос всё равно остаётся: можно ли найти в текстах Прогрессоров и Мокрецов явные признаки того, что они не совсем люди? В тексте "Стремянки" много указаний на это. Особенно по Мокрецу. Прямо скажем, многие предпочтения этой программы выглядят диковато для человеческой морали
Кваша Г. С. · 09-07-2017
Вопрос 2882
Екатерина из г.Москва писал(а):
Вы пишете: "Поразительно, но эта легковесная вещица выжила и останется во времени". Правильно ли я понимаю, что "поразительно" - это сказано с иронией? Ведь подобное происходит на регулярной основе и Вы сами об знаете, т.к. писали, кажется, в описании Вождя, что народ концентрированных по силе мысли вещей (таких, как "Сталкер" Тарковского) не понимает.
Ответ Григория Кваши:
Не знаю, не знаю. Я у Тарковского никакой концентрации мысли не вижу. Интеллектуальная значимость Тарковского, на мой взгляд, сильно преувеличена. Он любил снимать воду (Мокрец, как никак), был большим мастером предметного кино (как и все Приземленные знаки). Возможно, что он даже заслуживает звание "советский Феллини". Но никакого особенной мысли я в его кино не заметил. Любимый мой фильм - "Солярис" - гениально! Но, совершенно очевидно, что всё интеллектуальное содержание романа С.Лема он выкинул на помойку, просто снял потрясающее кино. И это здорово! В кино надо мозги выключать. Культовую книгу Стругацких "Пикник на обочине" он не понял совершенно, искалечил, изувечил и необратимо испортил. И авторов и актёров, всех замучил. На мой взгляд, просто позорище. Впрочем, допускаю, что для тех, кто не знает "Пикник" наизусть, и это кино что-то значит
Кваша Г. С. · 16-01-2019
Вопрос 2966
Денис из г.Лангепас писал(а):
Объясните пожалуйста что значит нефиксированный взгляд у Драконов?
Ответ Григория Кваши:
Это поразительная тема, которую я попытылся затронуть в "Наставнике" ("Шутка Мецената. Наставник", "Зеркалим Мокрецов"). Глаза Дракона... Это поэма, глаза, которые ничего не выражают... Глаза небожителей! Взгляд обращенный то ли вовнутрь, то ли в никуда. Официальная наука не признаёт, что у глаз есть выражение. Обыкновенные линзы. Но что-то всё же есть. Например фокусировка. Всегда заметно, что человек смотрит на вас, фиксирует взгляд на том, с кем разговаривает. А у Дракона взгляд часто не фиксируется, будто смотрит сквозь вас, видит что-то у вас за спиной
Кваша Г. С. · 07-02-2019
Вопрос 2997
Ринат Даянов писал(а):
В копилку Мокрецов клип Ильи Лагутенко(16.10.68)- Руда. В кадре "ихтиандр" Илья и его параллельный собрат бегут цивилизации, и один таки добирается до природы.
Ответ Григория Кваши:
Киньте ссылку - посмотрю
Кваша Г. С. · 13-02-2019
Вопрос 3009
Ринат Даянов писал(а):
Кинолента "Изгой"(2000) - важное послание Мокрецам от сценариста У.Бройлеса-мл.(08.10.1944) и гл.героя Тома Хэнкса(09.07.1956). Герой фильма Чак активно трудится инспектором службы доставки. Увлеченно рассчитывая время и пространство действий(тема Прогрессора), у него не остается времени на личную жизнь. И судьба наносит удар: потерпев крушение самолета, Чак оказывается на необитаемом острове; ему предстоит прожить там четыре года и переосмыслить свою жизнь. После чудесного спасения возврата к прошлой жизни нет - у возлюбленной своя семья; оставив и работу наш герой начинает новую жизнь.
Ответ Григория Кваши:
Надо посмотреть. Если всё так - поставлю комментарий
Кваша Г. С. · 15-02-2019
Вопрос 3032
Ринат Даянов писал(а):
"Библиотека возрастной теории". Феллини(20.01.1920) прежде фильма "8 1/2"(1963) снимает картину "Сладкая жизнь"(1960). Их относят к своеобразной дилогии. Все в "Сладкой жизни" про усталость: метания между женщинами; самоубийство друга Штайнера; немолодой отец теряющий силы в задоре; мысль во время купания в фонтане: "неправильно живем, неестественной жизнью живем", высмеивание обществ. идеалов (сцена с "явлением Мадонны"), и наконец финал. часть - на берегу моря выловленная мертвая рыба-скат - символ конца(Мокрец все-таки). Думается это привязка к началу "8 1/2": теперь герой легок и воздушен словно змей летающий. Рожденные в кризисе, работы ставшие вершиной творчества Феллини.
Ответ Григория Кваши:
Постараюсь поставить в комментарий
Кваша Г. С. · 20-02-2019
Вопрос 3532
Ваник Авалов из г.Армавир писал(а):
Почему Обезьяна - это Мокрец?
Ответ Григория Кваши:
А что Вас собственно смущает? Все двенадцать архетипов получили свои названия по неким найденным братьями Стругацкими наборам (пакетам) идей. Меня устраивают все двенадцать названий. Что касается великих Мокрецов, то пересмотрите фильмы Андрея Тарковского. Вода у него почти в каждом фильме - главный герой. Далее: вода, как свойство литературного текста... Акунин, Диккенс, Апдайк, Эко - вода, вода, вода. Наконец, главное: кто-то должен был размочить сухой идейный порошок Прогрессора. Конечно же, Мокрец, его "вода" - это среда, в которой прогрессорские идеи начинают жить. Милое чеховское болотце...
Кваша Г. С. · 15-08-2019
Вопрос 3542
Ринат Даянов писал(а):
Любопытно, как происходит оживление девушки с плаката в новелле "Искушение доктора Антонио"("Бокаччо-70") Федерико Феллини(20.01.1920). После дождя!
Ответ Григория Кваши:
Вода, вода, кругом вода! Великая идея Мокрецов
Кваша Г. С. · 17-08-2019
Вопрос 3740
Самойлов Игорь из г.Томск писал(а):
Переосмысливая в очередной раз вашу гениальнейшую "Стремянку" пришел к определенным выводам. Верны ли они в целом и где есть ошибочные? Прогрессор - биологический микрочип, логический элемент, который внедряется в тело животного образуя кору головного мозга поверх лимбической системы - тот самый разум. Цель: с помощью разума подчинить себе тело животной особи и используя ее ресурсы реализовывать свои инопланетные идеи в этом мире. Но подчинить себе животное в открытом противостоянии не удается - инстинкты оказываются сильнее и подчиняют себе разум, превращая животное в мокреца. Мокрец - животное, получившее себе в обслугу разум, начинает познавать мир, посредством эмпирики...
Ответ Григория Кваши:
Я сократил письмо раз в 10. Дальше по тексту идёт весьма вольная интерпретация "Стремянки" никак не совпадающая с моей. Тем не менее я готов разместить весь текст в "Библиотеке", просто для ПЛ это не формат
Кваша Г. С. · 16-11-2019
Вопрос 3796
Виктория из г.Воронеж писал(а):
Откуда у Мокрецов такая любовь к железным дорогам?
Ответ Григория Кваши:
Первый раз слышу. А цитатку можно какую-нибудь?
Кваша Г. С. · 01-12-2019
Вопрос 3797
Евгений Белых из г.Санкт-Петербург писал(а):
Хотел добавить к комментарию КС (2+7) от 30.11.19, наш фильм "Сказка о потерянном времени" по сказке Е. Шварца (Мокрец)
Ответ Григория Кваши:
Тема близкая, но немножко другая. Тут, про детей, которые упускают (транжирят) время, то есть, по сути ускоряют его. Там про детей, желающих остановить время. Но сходство всё же есть, и те дети и эти не хотят взрослой жизни, с её ответственностью
Кваша Г. С. · 03-12-2019
Вопрос 4547
Васильева Ольга из г.Солнечногорск писал(а):
Я, должно быть, невнимательно читала, но не заметила борьбы между архетипами Обида-Мученика и Сталкера. Никаких таких произведений на этот счет. Например, книги отчаяния у Обида-Мучеников или каких-то особых выпадов против архетипических идей Обида-Мучеников. Кроме монолога про болтовню Тендера. Но Мученики все же меньшие болтуны, чем те же Мокрецы.
Ответ Григория Кваши:
Действительно, не очень внимательно. Открываем рубрику "Книги отчаяния". КО-11 великолепная книга Саши Соколова "Школа для дураков", в которой пропет гимн против учитилей, против школы, против обучения... КО-12 - ещё один гимн против школы и учителей - великолепная песня Pink Floyd. КО-18 - некий бразильский роман "Антенна" - как раз про преодоление болтовни
Кваша Г. С. · 30-06-2020
Вопрос 4551
Егор писал(а):
"большинство Сталкеров начинали бездарно, но стали гениями". Но разве это не у всех Самодельщиков есть это качество? Разве Мокрец и Наставник не могут начинать бездарно, и вырастать в гениев?
Ответ Григория Кваши:
Наставники - гении? А это собственно кто? О ком речь? Что касается Мокрецов, то тут не столько про обучение, сколько про раскрепощение... Вы же про ученичество Сталкеров спрашивали? Великий Ученик, великий Раскрепоститель и великий Учитель... Наверное, это всё-таки разные явления?
Кваша Г. С. · 02-07-2020
Вопрос 4580
Николай Петрович Самарский писал(а):
Подскажите пожалуйста об "инопланетной" логике Мокреца и Прогрессора. Почему их логика не понимается и считается нечеловеческой "негуманной" что ли?
Ответ Григория Кваши:
Не понимается? Что именно не понимается? По Прогрессорам есть две главы "Гениальные неудачники"... Там в основном про то, что нет сил у Прогрессоров доводить свои гениальные идеи до какого-то разумного состояния. Прогрессоры несколько механистичны, но это сейчас вполне в тренде, компьютеры и всякое такое. Что касается Мокрецов, то это послы живой природы в мире людей, её адвокаты. Но и эти идеи вполне ныне популярны
Кваша Г. С. · 11-07-2020
Вопрос 4618
Чирков Михаил Александрович из г.Тольятти писал(а):
...получается, что хоть само произведение и будет написано в рамках своего архетипа, в рамках этого произведения автор может использовать все 12 архетипов в виде персонажей. Просто не совсем допонял Вашу мысль. Стругацкие то раскрывают все архетипы в своих произведениях, или же нет?
Ответ Григория Кваши:
Ну, раскрывают, это громко сказано. Какое раскрытие архетипа Обида-Мученика? Он даже не появляется в произведении, его просто вспоминают. Более-менее раскрыты Прогрессор, Сталкер, Мокрец, Голован... Согласен, это чудо, что удалось найти все 12 имён. Именно имён, раскрытие дано далеко не у всех архетипов. Или некоторые ключевые слова для некоторых архетипов, та же "хиазма", - это тоже раскрытие архетипа писателями? Или нечто иное?
Кваша Г. С. · 23-07-2020
Вопрос 4656
Чирков Михаил Александрович из г.Тольятти писал(а):
В "Ключевые слова". Эдмунд Шклярский (26.09.1955): "Мир как будто надвое расколот, За витрины голубым стеклом Тихо плачет манекен бесполый Кукла с человеческим лицом. Просит одинокими ночами Просит он у неба одного: Чтоб огонь от искры изначальной Разгорелся в сердце у него. Чтобы было сладко, Чтобы было больно, Чтобы каяться потом. Вот и плачет манекен бесполый Кукла с человеческим лицом." Прямо описывает какие необходимы изменения Мокрецу, что бы стать Обида-Мучеником
Ответ Григория Кваши:
Согласен, технология довольно подробная. Воспоминания о побежденном архетипе
Кваша Г. С. · 04-08-2020