"ЕВРОПЕЙСКИЕ ГИПОТЕЗЫ" И "РУССКИЕ АКСИОМЫ": ДОСТОЕВСКИЙ И ДЖОН СТЮАРТ МИЛЛЬ
Дата публикации: 20 ноября 2007
Автор: И. ЗОХРАБ (Новая Зеландия) →
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ →
Источник: (c) http://portalus.ru →
Номер публикации: №1195563217
*http://www.portalus.ru/modules/shkola/r ... rom=&ucat=&"Общество не хочет Бога, - читаем в записных тетрадях Достоевского за 1875-1876 годы, - потому что Бог противоречит науке. Ну вот и от литературы требуют плюсового последнего слова - счастья. Требуют изображения тех людей, которые счастливы и довольны воистину без Бога и во имя науки и прекрасны, - и тех условий, при которых все это может быть, то есть положительных изображений" (24, 160-161).
Эпидемия самоубийств в России, вызванная атеизмом, философским нигилизмом и беспринципностью, была предсказана Достоевским. 34 Глава "Дневника писателя" за 1876 год "Приговор", полностью состоящая из рассуждения одного "логического самоубийцы" "от скуки, разумеется матерьялиста" (23, 146-148), вызвала многочисленные вопросы читателей. "Статья моя "Приговор", - отвечал Достоевский, - касается основной и самой высшей идеи человеческого бытия - необходимости и неизбежности убеждения в бессмертии души человеческой (...) я ясно выразил формулу логического самоубийцы, нашел ее. Веры в бессмертие для него не существует (...). Те же, которые, отняв у человека веру в его бессмертие, хотят заменить эту веру, в смысле высшей цели жизни, "любовью к человечеству", те, говорю я, подымают руки на самих же себя; ибо вместо любви к человечеству насаждают в сердце потерявшего веру лишь зародыш ненависти к человечеству. Пусть пожмут плечами на такое утверждение мое мудрецы чугунных идей. Но мысль эта мудренее их мудрости, и я несомненно верую, что она станет когда-нибудь в человечестве аксиомой (...). В результате ясно, что самоубийство, при потере идеи о бессмертии, становится совершенною и неизбежною
--------------------------------------------------------------------------------
34 Этой теме посвящена чрезвычайно информативная монография Ирины Паперно, дающая полное и точное представление о проблеме самоубийства в эпоху Достоевского: Paperno I. Op. cit.
стр. 50
--------------------------------------------------------------------------------
даже необходимостью (...) потеря высшего смысла жизни (...) несомненно ведет за собою самоубийство" (24, 46-47, 49).
В одном из многочисленных "confessio morituri", адресованных Достоевскому, некий юноша NN, повествуя о своем кредо, писал: "Это атеизм (по крайней мере, так понимают это), но я прошу Вас, не относитесь к этому слову с предвзятыми идеями и даже чувствами, так как в вас, как в христианине, и в глубоком христианине, чувство всегда идет вперед... Мне хочется лишь спросить Вас, прав я или нет, и для этого скажу предварительно два слова о себе. Ренан прельстил меня, Милль был глубоко симпатичен, Бокль открыл мне смысл истории, но Дарвин, вот кто все во мне перевернул, весь строй, все мысли. Я упивался этой новой, ясной и главное, положительно-точной картиной мира! Я сделался другим человеком. Фейербах докончил в области духа то, что Дарвин начал в области фактов. Я потерял чувство (т.е. религию), но приобрел мысль и убеждения (...). Я здраво, математически верно определил безвыходность положения и весь вред моего существования - и решился умереть (...) самоубийство - результат всестороннего обсуждения всех шансов, самого смысла жизни и своего собственного я - это не преступление и даже не ошибка, это - право (...). Я вас очень полюбил и уважаю, даром что вы мистик, но - честная душа, а много ли таких? Делайте свое дело - человечество вас не забудет. Поверите ли, я в дверях могилы - а на сердце стало тихо, мирно и ясно! В мать-природу иду. Из нее и в нее. Вот и Тайна! Не она ли?" 35
Причины, побудившие юношу к самоубийству, изложены им самим: "отсутствие принципов", непонимание "смысла жизни", вытекающие из изучения европейских мыслителей. Судьба юноши А. Ковнера, одного из умнейших корреспондентов и оппонентов писателя, точно иллюстрировала публицистические и художественные прогнозы Достоевского и одновременно вносила коррективы в дальнейшую разработку темы "логического" самоубийцы (Кириллов, Ставрогин).
Достоевский неоднократно указывал, что распространение позитивизма и дарвинизма в России ведет "девять десятых прогрессистов, исповедующих их", "к лакейству пред чужой мыслью, ибо страх как любит человек все то, что подается ему готовым. Мало того: мыслители провозглашают общие законы, то есть такие правила, что все вокруг сделаются счастливыми, безо всякой выделки, только бы эти правила наступили (...) Все прежние авторитеты разбили и наставили новых, а в новые авторитеты, чуть кто из нас поумнее, тот и не верует, а кто посмелее духом, тот из гражданина в червонного валета обращается"; "Дарвин (...) обращается в карманного воришку, - вот что такое и червонный валет" (25, 47, 46).
В черновиках к "Бесам" Достоевский объясняет, в чем заключается недостаток позитивистской науки: "Все эти философские системы и учения (позитивизм и Конт и проч.) являлись не раз (новый факт и возрождение) и ужасно скоро, бесследно и почти неприметно ни для кого вдруг исчезали. И не потому, что их отвергали, о, нет, - просто потому, что они никого не удовлетворяли... Тогда как другие идеи (христианство и пр.) вдруг расходились по всей земле, овладевали миром, и вовсе не потому, что были доказаны, а просто потому, что всех удовлетворяли" (11, 144). Главное для Достоевского то, что нет истины вне Христа. Устами Шатова в "Бесах" писатель продолжает опровергать рационалистический взгляд на человека: "Ни один народ еще не устраивался на началах науки и разума; не было ни разу такого примера, разве на одну минуту, по глупости. Социализм по существу своему
--------------------------------------------------------------------------------
35 ИРЛИ. Ф. 100. Ед. хр. 29956.
стр. 51
--------------------------------------------------------------------------------
уже должен быть атеизмом, ибо именно провозгласил, с самой первой строки, что он установление атеистическое и намерен устроиться на началах науки и разума исключительно. Разум и наука в жизни народов всегда, теперь и с начала веков, исполняли лишь должность второстепенную и служебную; так и будут исполнять до конца веков. Народы слагаются и движутся силой иною. (...) Это есть сила беспрерывного и неустанного подтверждения своего бытия и отрицания смерти. Дух жизни, как говорит Писание. (...) Начало эстетическое, как говорят философы. (...) "Искание Бога" - так называю я всего проще. Цель всего движения народного, во всяком народе и во всякий период его бытия, есть единственно лишь искание Бога" (10, 198). Свое логическое завершение эта мысль получила в изложении старца Зосимы: "неустанно еще верует народ наш в правду, Бога признает, умилительно плачет. Не то у высших. Те вослед науке хотят устроиться справедливо одним умом своим, но уже без Христа"; "Мыслят устроиться справедливо, но, отвергнув Христа, кончат тем, что зальют мир кровью" (14, 286, 288).