Ницше - один из предвестников идей экзистенциалистов. По поводу них я писал в "Джоне"(
http://samlib.ru/m/miheew_w_g/injohnwetrust.shtml): "...Битлз набирали обороты популярности в 1960 - 1962гг (Крыса-Бык-Тигр) ("2-ка"), выступая в клубах Германии. В Гамбурге художник и музыкант Клаус Уорман, фотограф Астрид Киршер и еще несколько поклонников творчества группы стали настоящими, преданными друзьями юным англичанам. "Энергетическое наследие" Гамбурга следовало бы считать определяющим в судьбе Битлз первой половины творческого пути. Во всяком случае, нельзя недооценивать влияния, которое оказал на Битлз и, особенно, на Джона Леннона, большой интеллектуал "2-ка" Уорман. Клаус был убежденный экзистенциалист, и не мог не познакомить молодых музыкантов с этой модной философией существования.
"Энергетический феномен" экзистенциализма заключается в том, что в погоне за осознанием свободы выбора, как проявления так называемой "экзистенции" человека, философы этого направления очень точно определились со своей собственной "энергетической принадлежностью". Это философское течение, как вызов христианскому догматическому мышлению "9-ки", нашло свои идейные истоки в "философии жизни", - обновленной философии Иммануила Канта (род. 22 апреля 1724г) (Телец/Дракон)("2-ка") и в феноменологии Эдмунда Гуссерля (род. 8 апреля 1859г) (Овен/Коза)("2-ка"). Религиозно-мистическое учение "биполярного" Сёрена Кьеркегора (род. 5 мая 1813г) (Телец/Петух)("29"), ставшее компромиссом между философией свободы "2-ки" и философией догмы "9-ки" - так же легло в основу нового направления и привело к формированию религиозного экзистенциализма. Самыми яркими представителями последнего стали:
1. Николай Александрович Бердяев (род. 6 (18) марта 1874г) (Рыбы/Собака) ("9-ка");
2. Мартин Бубер (род. 8 февраля 1878г) (Водолей/Тигр) ("биполярн.");
3. Габриэль-Оноре Марсель (род. 7 декабря 1889г)(Стрелец/Бык) ("биполярн.");
4. Лев Исаакович Шестов (род. 31 янв. (12 февр.) 1866г)(Водолей/Тигр) ("биполярн.");
5. Карл Теодор Ясперс (род. 23 февраля 1883г)(Рыбы/Коза) ("нейтрал.").
А их "энергетические оппоненты" собрались под знамена экзистенциализма атеистического:
1. Альбер Камю (род. 7 ноября 1913г) (Скорпион/Бык) ("2-ка");
2. Жан-Поль Сартр (род. 21 июня 1905г) (Близнецы-Рак/Змея) ("биполярн.");
3. Мартин Хайдеггер (род. 26 сентября 1889г) (Весы/Бык) ("2-ка").
Совершенно очевидно, что "2-ка" Клаус Уорман, придерживался взглядов атеистического направления.
Духом экзистенциализма проникнуто программное произведение Битлз с альбома "Revolver" песня "Eleanor Rigby". Написанная Полом Маккартни, как по наитию, в замечательный весенний период "Горячего" полюса, эта песня дорабатывалась и уточнялась всем составом группы. Так что, в некотором приближении, - это плод коллективного творчества. Даже Ринго Стар принял участие: он, как "4-ка", интуитивно предложил свой вариант строки про отца Маккензи и его проповедь.
Тема песни: жизнь в одиночестве - чрезвычайно близка экзистенциализму. А тема смерти и похорон, на которые не пришел никто, (образно говоря - не пришел ни Бог, ни человек) адресует непосредственно к произведениям Камю и Сартра. Священник, отряхивающий (умывающий?) руки после похорон и слова: "Никто не был спасен" - классическая экзистенциальная сцена, по сути своей, - прямое противопоставление христианскому тезису о спасении души.
Так что, именно в этой философии лежат истоки неприятностей Джона Леннона, проблем, последовавших за его крамольными высказываниями от 4 марта 1966г. "Бог мертв" - утверждал один из предвестников идей экзистенциализма
Фридрих Ницше (род. 15 октября 1844г) (Весы/Дракон) ("нейтр."). Бога нет, а Иисус - всего лишь феномен массового сознания, не более чем конкурент, вроде того же Элвиса, которого можно вытеснить с рынка. Так мог рассуждать лишь человек, проникшийся идеями экзистенциализма, но не понимавший их сути. Леннон явно усвоил уроки немецких атеистически настроенных "Экзи" (так называли молодых студентов-интеллектуалов, объединенных в Гамбурге приверженностью экзистенциализму), но в силу своей "нейтральности" музыкант относился к вопросу поверхностно..."