Перенесла вопрос
Suan из другой темы:
Аш, а расскажите, пожалуйста, про посты Экадаши? Особенно интересуют:
1. Нужно именно сухое голодание, или это не суть, а главное - отказ от зернобобовых?
2. Ваши личные впечатления или впечатления ваших знакомых - последствия их соблюдения в этой жизни. И уровень ээ.. "прочистки мозгов", тела, и событийный, как наиболее показательный.
Спасибо!
Сначала информация об ЭКАДАШИ:
«Эка» - на санскрите означает «один», «Даши» - женский род слова "даша", которое означает «десять».
Слово «Экадаши» буквально - одиннадцать, или же в нашем случае - одиннадцатый день восходящей и нисходящей луны.
И Бог утверждает, что именно эти два дня в месяце самые - самые:
"Из всех растений дороже мне Туласи,
из всех месяцев дороже картика,
из всех мест паломничества дороже моя возлюбленная Дварака
и из всех дней -ЭКАДАШИ наиболее дорог мне"
Падма Пурана, Утгара Кханда
Но почему же именно эти дни так любимы Господом Богом?
Неужели в этот день Он что-то ценное получает? Ведь наши любимые дни - это праздничные дни и выходные. Но Бог, являясь высшей личностью во всех аспектах, постоянно желает всем блага и любви, и эти дни особенны именно потому, что у других личностей появляется уникальнейшая возможность получить благо. И это благо особенное, иным способом получить которое необычайно сложно, а в наше время почти невозможно.
Что же это за благо, получаемое тем, кто соблюдает экадаши правильным образом?
Обратимся к писаниям, а они утверждают, что:
Благо, получаемое омовением в святом месте паломничества Шанкходдёхара, где Господь убил демона Шанкхасуру, даже благо непосредственного созерцания Господа Гададхары, невозможно сравнить с шестнадцатью наградами за соблюдение поста в экадаши.
Так же сказано, что дающий милостыню в первый день при полной луне, получает награду в 100 000 раз больше, чем от обычного пожертвования, а тот, кто дает милостыню в день санкранти (равноденствия) получает благо в 400 000 раз больше обычного результата. Однако же, просто соблюдая пост в экадаши, человек достигает всех этих благих результатов, так же, как и результата посещения Курукшетры во время солнечного или лунного затмения!
Кроме того, преданная душа, соблюдающая полный пост в экадаши, достигает блага, в сто раз большего, чем от совершения ашвамедха-ягьи (жертвоприношения коня, но при этом Вы должны быть царем всей планеты Земля и это должны все поддержать).
Более того, тот, кто хоть однажды совершенным образом постился в экадаши, заслуживает того же, что и кормящий 1 000 нищих каждый день в течение 60 000 лет, а это примерно 21900000 пиров на тысячу персон каждый! Или же, приравнивая к современным цифрам - угостить каждого нынешнего жителя нашей Земли (6,5 млрд человек) 3,5 раза пышным обедом, состоящим не менее из пяти блюд!И результат этого непомерного усилия – как Вы думаете кому оно сейчас по силам? - получает тот, кто просто постится в экадаши!
Человек, один раз правильно соблюдающий экадаши, получает благо в десять раз превышающее благо от раздачи 1000 коров брахманам, превосходно знающих Веды. А в нынешние времена хотя бы одного такого человека найти - практически невозможно сыскать! Да и у кого сейчас есть такое количество коров?
Человеку же, накормившему одного Брахмачари, воздается в десять раз больше, чем накормившему в своем доме десять хороших брахманов. Но тот, кто дарует землю нуждающемуся и благочестивому брахману, достигает в 1000 раз большего, чем накормивший брахмачари, и в 1000 раз больше этого благо от выдачи чистой девушки замуж за молодого хорошо образованного, порядочного человека. Но в 10-ть раз более благоприятнее этого - правильное воспитание детей и наставление в их духовном пути, без ожидания какой-либо награды. Однако же, в 10-ть раз лучше, чем это, давать хлеб голодному! (именно хлеб, а не деньги, даже, если и на хлеб, как он может утверждать)
Несомненно, давать милостыню нуждающемуся - лучше всего; нет и не будет пожертвования лучше. Все предки и Полубоги на небесах очень довольны, когда человек раздает хлеб из милости.
Но благо от соблюдения полного поста в экадаши просто невозможно измерить, что уж пытаться с чем-то сравнивать.
Также Господь утверждал:
«О Арджуна, лучший из Куру, силу этого блага не могут оценить даже полубоги и половина его достигается тем, кто ест(принимает в пищу) только «накта» в экадаши.
Более того: пребывание в месте паломничества; раздача милостыни; совершение огненных жертвоприношений имеют значение лишь до тех пор, пока не наступил экадаши.
Поэтому каждый, желающий избежать материальных страданий, должен соблюдать экадаши.».
Стоит ли упускать такой великолепный шанс?
Всего лишь пост в день экадаши, в любимый день Господа Бога - такой простой, но такая удача получить то, к чему стремились великие и могущественные личности в течении многих тысяч жизней!
Да, это необычайная милость и уникальная возможность, а возможность означает то, что Вы знаете: время, место и обстоятельства (знание о том, какие действия будут правильными в это время и в этом месте). И только сочетание всех трех слагаемых дает возможность что-то совершать. А зная причинно-следственную природу материального мира и обладая истинным знанием, а не догадкой или предположением, можно с легкостью достигать желаемого результата.
Поэтому простое правило успешной жизни - необходимо всего лишь правильно её проводить, а для этого всего лишь необходимо – ЗНАНИЕ. Правильное, истинное чистое знание, без единой примеси чьих-то домыслов и суждений.
Пост в Экадаши?
Экадаши - день аскезы или епитимьи, регулярно соблюдаемый теми, кто следует санатана-дхарме. "Эка" означает "один", а "даши" - означает "десять".
Экадаши - это одиннадцатый день после полнолуния и новолуния каждого месяца. В эти особые дни последователи ведической культуры воздерживаются от зерновых и бобовых и прикладывают особые усилия в духовной практике. Эти святые дни поста могут быть очень большой помощью для любой искренней души, желающей достичь освобождения от рождения и смерти уже в этой жизни. Помимо этого, экадаши способствует очищению на физическом, ментальном и духовном плане.
"Во время поста несбалансированные доши приходят в равновесие, разгорается огонь пищеварения, состояние тела и ума нормализуется. Кроме того, достигается физическая легкость, прилив сил и энергии, здоровый аппетит и жажда, и так же хорошее настроение".
("Аюрведа", Аштангахридаям 1.
Как западная, так и аюрведическая медицина советуют поститься в дни экадаши, чтобы сохранить и улучшить здоровье. Современные биологи и древние мудрецы также подтверждают, что пост развивает человека физически и умственно. Из этого следует, что пост в экадаши предупреждает и излечивает многие болезни. Даже с экономической точки зрения свершение поста два раза в месяц сохранят государству тонны пищи и будет действовать очень благотворно на общее здоровье граждан.
Ведические писания установили различные очищающие церемонии, созданные для того, чтобы каждый мог духовно возвыситься, и одно из таких действий - экадаши. Духовные люди свершают пост в экадаши, чтобы обрести милость Бога и освободиться из иллюзии материального существования. Невежественные люди, постоянно соблюдая пост в дни экадаши, также могут воспользоваться этой благоприятной возможностью и получить не только материальные блага, которые даруются исполнением этого поста, но и достичь возможности окончательного освобождения. Такова великая сила экадаши.
Поэтому экадаши называют "лучшей из всех возможностей". Каждому даётся шанс вкусить чудесный плод поста в в этот особый день.
Как соблюдать Экадаши?
Вообще говоря, пост означает полное воздержание от еды и питья, хотя можно выпить воду ачаманы и чаранамриту (только три капли).
Тот, кто находит это невозможным, может есть только без зерновую пищу один раз после полудня.
Эта пища, называемая накта, т. е. ужин, должна состоять из корнеплодов (кроме свеклы), фруктов, воды, молочных продуктов, орехов, сахара и овощей (кроме грибов).
В экадаши надо стараться не пить и не есть больше одного раза.
Тот, кто ест, должен кроме зерновых и бобовых избегать следующего: шпината, меда, баклажан, еды в чужих домах, асафоетиды и морской соли (другие виды соли, такие как поваренная соль, допустимы). Принимать гомеопатические лекарства в этот святой день могут только те, кто болен.
В каждом месяце (лунном) есть два экадаши: один в темной половине месяца и один - в светлой. Они имеют одинаковую силу духовного продвижения.
Начинающие соблюдать пост в экадаши обычно начинают с месяца Марга-Ширша (ноябрь-декабрь).
Чтобы начать поститься, вначале необходимо твердо решиться строго придерживаться этого обета. Тот, кто совершенно не может поститься из-за серьезной болезни или преклонного возраста, должен найти высокопродвинутую душу и жертвовать ей что-то в экадаши. Очень важной практикой является слушание и чтение о каждом экадаши.
Если экадаши случайно пропущен, можно соблюдать его на следующий день, двадаши, и прервать пост на трайодаши, третий день. Как сказано в ведических писаниях: "Если искрение стремящийся достичь обители Верховной Личности Бога забыл об экадаши, он может соблюдать его в двадаши, т. к. экадаши продлевается на следующий день".
Если астрономически экадаши совпадает с датами, десятым днем луны, не надо ограничивать себя постом, но если он совпадает с двадаши, двенадцатым днем, то это называется чистым экадаши, или махадвадаши, и его надо соблюдать. В ведической цивилизации мехадвадаши обычно также называют экадашами.
После строгого, согласно правилам и предписаниям, соблюдения экадаши, надо прервать пост в течение 2,5 часов после восхода солнца в двадаши.
Согласно писаниям, каждый старше пяти лет должен соблюдать пост в экадаши. Также каждый ачарья советует всем четырем социальным и духовным укладам жизни искренне и строго соблюдать экадаши, чтобы достичь высшей обители Господа.
А сейчас отвечу от себя:
1. Нужно именно сухое голодание, или это не суть, а главное - отказ от зернобобовых?
Все зависит от человека,-кто-то в состоянии держать НИРДЖАЛА (без еды и воды),кто-то может на фруктах,кому-то необходимы приготовленные блюда,-здесь каждый выбирает посильную для себя аскезу,т.к в экадаши,кроме того,очень благоприятно заниматься духовной практикой,и,дабы не превращать этот день в пытку,еда допускается,но кроме зернобобовых. В разных традициях могут быть некоторые ограничения и на овощи,некоторые специи. В частности,не рекомендуются пасленовые-баклажаны,помидоры (это в моей традиции) и корнеплоды.Еда должна быть минимально-простой,чтобы не "баловать" язык. Сегодня,к примеру,запекала в духовке картошку,кабачок и цветную капусту. Правда,со сметаной. Фсе). Аскетично,но все-же не полный пост. Если говорить о сути экадаши-то это развитие БХАКТИ,прежде всего,-преданности Богу. Совершая любое ограничение во имя Его,человек больше начинает ценить эту связь. (подобно матери,постоянно погруженной в хлопоты о ребенке,тем самым привязывающейся к нему). Отказ от зерна и бобовых связан с поверьем,что в 11й день растущей и убывающей Луны все грехи мира входят в зерно.
2.
Ваши личные впечатления или впечатления ваших знакомых - последствия их соблюдения в этой жизни. И уровень ээ.. "прочистки мозгов", тела, и событийный, как наиболее показательный.
Людей в вайшнавской традиции экадаши,прежде всего,сближает,как метод добровольной аскезы. Кто-то в посте,кто-то просто ограничивает себя,но сознание общих похожих усилий-неимоверная поддержка! Чтобы говорить о последствиях-нужно прожить жизнь и тогда уже подводить итог того,что в финале это дало. На данном этапе могу лишь сказать,что для меня- время легкой пищи,и приятного осознания,что это -богоугодное дело). Есть личности,которые загадывают желания на экадаши и держат полный пост плюс бессонную ночь,для пущей важности ,или посвящают плоды аскезы какому-либо человеку или желаемому событию...Но это-несколько корыстный подход.
Из плюсов следования экадаши-тренировка контроля языка и ума,для тела-два разгрузочных дня в месяц,для души-момент предания. К тому-же,каждый экадаши подробно описан в разных писаниях, имея свою особенность.
Вот,к примеру,о сегодняшнем:
В Ведах об Аджа, который называют также Аннада или Бхадрападакришна, говорится, что он сжигает последствия всех грехов. Вот как об этом священном дне рассказывается в пуране Брахма-вайварта...
Юдхиштхира Махараджа молвил: "О Джанардана, защитник всех живых существ, пожалуйста, расскажи мне об экадаши темной половины месяца Бхадрапада (август-сентябрь)".
Всевышний Господь, Шри Кришна, сказал: "О царь, слушай меня внимательно. Этот священный экадаши, устраняющий все грехи, называется Аджа. Каждый, соблюдающий в этот день полный пост и поклоняющийся Хришикеше, владыке чувств, освободится от последствий всех грехов. Даже тот, кто просто слушает об этом экадаши, освобождается от прошлых грехов. О царь, во всех земных и небесных мирах нету дня лучше этого. Истинно говорю тебе.
Жил когда-то прославленный царь Харишчандра, правитель мира, человек великой веры и честности. Его жену звали Чандрамати и был у него сын Лохиташва. Однако судьба распорядилась так, что Харишчандра растерял свое огромное царство, а потом даже продал и жену, и сына. Благочестивый царь стал низким слугой собакоеда, который сделал его сторожем крематория. Однако даже занимаясь такой грязной работой, он не утратил своей веры и доброго нрава, подобно тому, как нектар сома-раса, даже смешанный с другой жидкостью, не теряет своей способности даровать бессмертие.
Прошло много лет, и однажды царь подумал печально: "Что же мне делать? Куда идти? Как освободиться от этого бедственного положения?" Так он погрузился в океан беспокойства и страдания. Но как-то мимо проходил великий святой Гаутама-муни. Увидев его, царь с радостью подумал: "О, Господь Брахма создал брахманов, чтобы они помогали другим!" Харишчандра выразил святому свое почтение. Со сложенными руками царь предстал пред Гаутамой и поведал ему свою грустную историю. Выслушав его, Гаутама изумился. Он подумал: "Теперь этот могущественный царь опустился до того, чтобы подбирать одежду мертвецов!" Гаутама преисполнился сочувствием к Харишчандре и дал ему наставления о том, как очиститься с помощью поста.
Гаутама-муни сказал: "О царь, в темной половине месяца Бхадрапада есть особенно благоприятный экадаши, называемый Аджа, который устраняет все грехи. Этот экадаши так благоприятен, что если ты просто постишься в этот день и совершаешь другую аскезу, все твои грехи уничтожатся. К твоему счастью, он наступит через семь дней. Я советую тебе поститься в этот день и бодрствовать всю ночь. Если ты поступишь таким образом, то все последствия твоих прошлых грехов прекратятся. О Харишчандра, я пришел сюда из-за твоих прошлых благочестивых деяний. Теперь же, да сопутствует тебе удача". Сказав так, Гаутама мгновенно исчез.
Царь Харишчандра последовал наставлениям Гаутамы относительно поста в священный день экадаши Аджа. О Юдхиштхира, поскольку царь постился в этот день, то последствия его грехов сразу же исчезли. О лев среди царей, лишь взгляни на силу этого поста в экадаши! Он мгновенно побеждает все несчастья, от которых человек страдает из-за своих прошлых греховных поступков. Таким образом, Харишчандра освободился от всех страданий. Лишь благодаря силе этого чудесного экадаши он воссоединился с женой и сыном, которые умерли. но теперь воскресли. С неба полубоги осыпали цветами Харишчандру, царицу и их сына. Благословением поста в экадаши он без труда вновь обрел царство. А когда царь Харишчандра покинул эту планету, его родственники и все верноподданные отправились вместе с ним в духовный мир. И каждый слушающий и внимающий славе этого экадаши обретет то же благо, что и от жертвоприношения коня".
зорко одно лишь сердце...