Змея

Модератор: Антон

Ответить
Антон
Сообщения: 3587
Зарегистрирован: 11 янв 1970, 10:22
СГ: Петух-Водолей / Вектор
П о л: ( м )
Благодарил (а): 42 раза
Поблагодарили: 650 раз

Змея

Сообщение Антон » 05 фев 2016, 20:08

Николай Васильевич Гоголь (1809 - 1852) родился в семье потомственного дворянина, хоть и не богатого, но еды в доме всегда было вдоволь, а единственной книгой его батюшки, Гоголя-Яновского, была тетрадь из грубо сшитых листов, куда записывались кулинарные рецепты и способы настаивания водок. В первые годы своей взрослой петербургской жизни Николай Васильевич тосковал по хлебосольному родительскому дому, где никому не отказывали ни в куске хлеба, ни в кружке кваса, а то и в чарке горилки.

А квасов в семье готовилось превеликое множество: на фруктовом и ягодном соке, на травах да на березовых почках. Особенно любил Никоша (так звала его матушка Мария Ивановна) грушевый квас, о котором он позже писал: "Игра как у шампанского, а газ так и шибанул... Одно слово - нектар!".

Позже охотно делился он с поварами своих знатных друзей семейным рецептом приготовления кваса: "Сухие дрожжи и муку надобно развести теплой водой и поставить опару в теплое место бродить. Груши залить двумя ведрами кипятка, покрыть холщовой тряпицей и дать настояться 4 часа. Потом настой слить, добавить опару, хорошо размешать, добавить сухой мяты, ошпаренной кипятком, и дать настояться сутки, после чего процедить и добавить патоку или сахарный сироп. Готовые квасы храните в погребе, но не на льду".

Чопорный Петербург неласково принимал молодой талант. Одним Гоголь казался слишком мрачным, другим - ироничным и насмешливым. Хотя его "Ночь перед Рождеством" читали с суеверным страхом и упоением. Красочное и детальное описание блюд украинской кухни, почти незнакомой тогда русскому читателю, сыграло в этом не последнюю роль.

По случаю выхода книги собрал Гоголь своих бывших однокашников по Нежинской гимназии. В большой гостиной накрыт был праздничный стол. Гоголь вместе с Якимом (крепостным, приставленным отцом к Никоше для вспоможения в хозяйстве) готовил всевозможные украинские яства: вареники с разными начинками, завиванец, которому по торжественному случаю было присвоено имя "Миргородский", разносортные галушки, жареные свиные колбаски, гречаники, кисели и узвары...

Интересно, что идея описать украинских ведьм, чертей да виев была подсказана Гоголю именно Якимом, который на ночь пересказывал писателю страшилки своей бабусеньки, которая хоть ведьмой не была, но знала про них более, чем они сами про себя ведали!.. А его "Тарас Бульба" для многих стал откровением и признанием в любви "ридний Украине", широкой и радушной.

"Ступай, ступай, да ставь нам скорее на стол все, что есть. Не нужно пампушек, медовиков, маковников и других пундиков; тащи нам всего барана, козу давай, меды сорокалетние! Да горилки побольше, не с выдумками горшти, не с изюмом и всякими вытребеньками, а чистой, пенной горилки, чтобы играла и шипела как бешеная".

От хлебосольности натуры родилась у писателя традиция торжественно отмечать свои именины. Они приходились на 9 мая. В этот день из нелюдимого человека и ипохондрика он превращался в радушного хозяина и остроумного собеседника. Вот как вспоминает об одном из таких праздников современник писателя: "...Гоголь непрестанно приподнимал крышки с кастрюль и внюхивался в струящиеся оттуда ароматы. Наблюдал за тем, как жарились перепела и каплуны, как закипали вареники с вишней, а в духовке шипел жирный слоеный пирог, давал множество авторитетнейших советов. Приглашенный шеф-повар популярного московского трактира ощущал себя начинающим поваренком... Обед прошел шумно. Сергей Тимофеевич Аксаков адресовал Гоголю знаменитый тост: "Читая вас, я всегда ощущал, что в описаниях малоросских лакомств вы даете волю своей фантазии. Ну не может быть настолько вкусно! А сегодня, вкусив творений ваших кулинарных, говорю откровенно - вы еще смягчили краски!..".

После "Миргорода" писатель стал избегать малороссийской тематики, но кулинарных подробностей в своих книгах все же никогда не упускал. Его Чичиков в "Мертвых душах" колесит по всей России, там и сям пробуя разные блюда. "...Кулебяку сделай на четыре угла, в один угол положи ты мне щеки осетра да вязигу, в другой запусти гречневой каши, да грибочков с луком, да молок сладких, да мозгов, да еще знаешь там этакого,.. Да чтоб с одного боку она, понимаешь, зарумянилась бы, а с другого пусти ее полегче. Да исподку-то, понимаешь, пропеки ее так, чтобы рассыпалась, чтобы всю ее проняло, знаешь, соком, чтобы не услышал ее во рту - как снег растаяла'.
Вкусно-то как, будто не пишет, а священнодействует у плиты! Любой хороший кулинар подтвердит: Гоголь ни словом не отошел от истины в описании знаменитой московской кулебяки. Этот гениальный писатель гениален во всем, будь то противень для пирожков или перо с бумагой.

А какие оды бараньему боку поет его Собакевич!
"Возьмите барана, бараний бок с кашей! Это не те фрикасе, что делаются на барских кухнях из баранины, какая суток по четыре на рынке валяется! У меня, когда свинина - всю свинью давай на стол, баранина - всего барана тащи, гусь - всего гуся. Лучше я съем двух блюд, да в меру, как душа требует".

Собакевич подтвердил это делом: он опрокинул половину бараньего бока к себе на тарелку, съел всё, обгрыз, обсосал до последней косточки.

"Да, – подумал Чичиков, – у этого губа не дура"…

За бараньим боком последовали ватрушки, из которых каждая была гораздо больше тарелки, потом индюк ростом в теленка, набитый всяким добром: яйцами, рисом, печенками и ни весть чем, что все ложилось комом в желудке. Этим обед и кончился; но когда встали из-за стола, Чичиков почувствовал в себе тяжести на целый пуд больше. Пошли в гостиную, где уже очутилось на блюдечке варенье, ни груша, ни слива, ни иная ягода, до которого, впрочем, не дотронулись ни гость, ни хозяин. Хозяйка вышла с тем, чтобы накласть его и на другие блюдечки. Воспользовавшись ее отсутствием, Чичиков обратился к Собакевичу, который, лежа в креслах, только покряхтывал после такого сытного обеда и издавал ртом какие-то невнятные звуки, крестясь и закрывая поминутно его рукою. Чичиков обратился к нему с такими словами:

– Я хотел было поговорить с вами об одном дельце.

– Вот еще варенье! – сказала хозяйка, возвращаясь с блюдечком: – редька, вареная в меду!".

Николай Васильевич не только был чрезвычайно точен в описании рецептов приготовления блюд, но, судя по всему, никогда не писал о том, чего не умел делать сам или к чему не имел пристрастия. Вот и бараний бок с кашей был в числе его любимых кушаний. А потому, бывая у друзей, частенько наставлял их поваров:
Готовить его надобно из грудинки, чтоб баранина была непременно на ребрышках, от них и навар, и вкус отменны'.

По возвращении из Италии слава о поварских талантах Гоголя возросла многократно. В память о своей второй родине писатель привез в Москву никому не известное тогда блюдо - макароны с сыром (слова "спагетти" тогда еще не знали). Гоголь любил макароны уже хотя бы потому, что были они легки в приготовлении, а он, не надо забывать, вел холостяцкий образ жизни. И при всей своей простоте они допускали невероятный полет фантазии в приготовлении разнообразных соусов. Уж чего-чего, а этого гениальному писателю было не занимать.

Заезжая в Абрамцево к С. Т. Аксакову, Гоголь не раз радовал хозяина своей стряпней. Вот как Сергей Тимофеевич описывает разыгрывавшиеся порой в его имении сцены:

"Часа за два до обеда, вдруг прибегает к нам Гоголь (меня не было дома), вытаскивает из карманов макароны, сыр-пармезан и даже сливочное масло и просит, чтоб призвали повара и растолковали ему, как сварить макароны. В обыкновенное время обеда Гоголь приехал к нам с Щепкиным, но меня опять не было дома. Я возвратился домой, где Гоголь и Щепкин уже давно меня ожидали. Гоголь встретил меня следующими словами: "Вы теперь сироты, и я привез макарон, сыру и масла, чтоб вас утешить". Когда подали макароны, которые не были доварены, он сам принялся стряпать. Стоя на ногах перед миской, он засучил обшлага и с торопливостью и в то же время с аккуратностью положил сначала множество масла и двумя соусными ложками принялся мешать макароны, потом положил соли, потом перцу и, наконец, сыр и продолжал долго мешать. Нельзя было без смеха и удивления смотреть на Гоголя; он так от всей души занимался этим делом, как будто оно было его любимое ремесло, и я подумал, что если б судьба не сделала Гоголя великим поэтом, то он был бы непременно артистом-поваром. Как скоро оказался признак, что макароны готовы, т. е. когда распустившийся сыр начал тянуться нитками. Гоголь с великою торопливостью заставил нас положить себе на тарелки макарон и кушать. Макароны точно были очень вкусны, но многим показались не доварены и слишком посыпаны перцем; но Гоголь находил их очень удачными, ел много и не чувствовал потом никакой тягости, на которую некоторые потом жаловались. Во все время пребывания Гоголя в Москве макароны появлялись у нас довольно часто".

Он и в Италии, на родине макарон, умудрялся диктовать владельцам ресторанов свои правила приготовления. Так что каждое появление в траттории (итальянском ресторанчике) синьора Николо превращалось в маленький спектакль. Друзья для поднятия настроения ходили "нарочно смотреть на него за обедом". А посмотреть было на что:

"Проворные мальчуганы, camerieri, привыкшие к нему, смотрят в глаза и дожидаются его приказании.
- Макарон, сыру, горчицы, масла, уксусу, сахару, брокколи... - командует Гоголь.
И перед ним вырастают груды всяческой зелени, множество склянок с разноцветными жидкостями. Наконец, приносят макароны в широкой чашке. Гоголь осторожно приподнимает крышку, оттуда клубом вырывается пар. Он бросает кусок масла, которое сейчас же расплывается, посыпает их сыром, поливает строго определенным количеством из нескольких соусников, посыпает рубленой зеленью и, приняв позу жреца, совершающего жертвоприношение, с аппетитом принимается за еду".

О чем думал в такие минуты писатель? Скорее всего, вспоминал неторопливую и хлебосольную Малороссию с ее немыслимым разнообразием блюд и закусок, которую он еще раз мастерски описал в "Старосветских помещиках". "Вот это грибки с смородинным листом и мушкатным орехом!...В маленькой кадушке прежде всего нужно разостлать дубовые листья и потом посыпать перцем и селитрою и положить еще что бывает на нечуй-витере цвет, так этот цвет взять и хвостиками разостлать вверх". Не случайно современники в шутку называли "Старосветских помещиков" великой кулинарной книгой великого русского писателя.

Антон
Сообщения: 3587
Зарегистрирован: 11 янв 1970, 10:22
СГ: Петух-Водолей / Вектор
П о л: ( м )
Благодарил (а): 42 раза
Поблагодарили: 650 раз

Змея

Сообщение Антон » 06 май 2020, 11:07

16 мая 1905 г. в . Севериновка, Подольская губ. в семье учителя родился Герой Советского Союза, разведчик, партизан, писатель Вершигора Пётр Петрович (1905 - 1963).

С 1942 г. командир спецгруппы военной разведки, с осени того же года заместитель С. Ковпака по разведке. С партизанской бригадой совершил рейд от Путивля до Карпат. Осенью 1943 г. принял от Ковпака 1-ю Украинскую партизанскую дивизию, с которой совершил рейды в Польшу. Закончил войну генерал-майором, преподавал в Академии Генштаба. Автор и соавтор ряда книг, в том числе "Люди с чистой совестью" и военно-научных трудов по тактике рейдов по тылам противника.

П. П. Вершигора — один из ведущих фотографов Второй мировой войны, автор многочисленных фотоснимков, сделанных во время пребывания в составе партизанской дивизии с помощью фотоаппарата ФЭД, с которым он не расставался с тех пор, как служил военкором. Среди его работ — уникальные фотографии С. А. Ковпака, С. В. Руднева и других командиров, а также простых бойцов партизанской дивизии. Многие снимки являются уникальным свидетельством подвигов и повседневного быта советских партизан.

В 1947—1954 годах преподавал в Академии Генштаба. В 1954 году опубликовал в журнале «Октябрь» статью с критикой искажения исторической правды в первом томе академической «Истории Украинской ССР» (Киев, 1953)[5]. «Правда» назвала эту критику «очернением», «грубой ошибкой» и «безответственным выступлением»[6], после чего редакторы «Октября» — Ф. И. Панферов и И. Г. Падерин — были освобождены от занимаемых должностей.

Умер 27 марта 1963 года, находясь на отдыхе в Молдавии. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Изображение

Антон
Сообщения: 3587
Зарегистрирован: 11 янв 1970, 10:22
СГ: Петух-Водолей / Вектор
П о л: ( м )
Благодарил (а): 42 раза
Поблагодарили: 650 раз

Змея

Сообщение Антон » 12 июл 2020, 17:16

12 октября (30 сентября по старому стилю) 1857 г. в Тифлисе в семье бедного дворянина-офицера родился русский генерал-лейтенант, военный инженер, герой обороны Порт-Артура Кондрате́нко Роман Исидорович (1857 - 1904). В армии с 1877 г.

В тяжёлый момент осады города возглавил оборону, занимался усовершенствованием оборонительных позиций, лично руководил обороной на самых сложных и опасных участках. Отличительным свойством Кондратенко было умение воздействовать на дух войск, что сказалось при отражении нескольких штурмов, когда никто не надеялся уже на успех. Он связал сухопутные и морские войска в одно целое, умело направляя их. Погиб 15 декабря 1904 г. на форте № 2 от прямого попадания в каземат форта гаубичного снаряда.

Гибель Кондратенко привела к скорому падению Порт-Артура. 20 декабря 1904 (2 января 1905) комендант Порт-Артура генерал А. М. Стессель и назначенный после гибели Кондратенко начальником сухопутной обороны крепости генерал Александр Фок капитулировали. По мнению многих военных исследователей, крепость ещё можно было оборонять. Поэтому Стесселя обвинили в сдаче крепости. Однако Стессель был амнистирован императором Николаем II.

Изображение

Антон
Сообщения: 3587
Зарегистрирован: 11 янв 1970, 10:22
СГ: Петух-Водолей / Вектор
П о л: ( м )
Благодарил (а): 42 раза
Поблагодарили: 650 раз

Змея

Сообщение Антон » 23 май 2022, 09:26

22 мая родился замечательный советский актер народный артист УССР НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ОЛЯЛИН (1941-2009), чьи главные роли в легендарных фильмах "Обратной дороги нет" (1970), "Освобождение" (1970), "Мировой парень" (1971), "Пропавшая экспедиция" (1975), "Золотая речка" (1976), "Россия молодая" (1982), "Жаркое лето в Кабуле" (1983) и других стали настоящим достоянием великого советского кинематографа.

Изображение
Последний раз редактировалось Антон 17 авг 2022, 10:49, всего редактировалось 1 раз.

Антон
Сообщения: 3587
Зарегистрирован: 11 янв 1970, 10:22
СГ: Петух-Водолей / Вектор
П о л: ( м )
Благодарил (а): 42 раза
Поблагодарили: 650 раз

Змея

Сообщение Антон » 24 май 2022, 09:07

24 мая родился советский писатель, лауреат Ленинской и Сталинской премий, дважды Героя Социалистического труда МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ (1905-1984), автор романов "Тихий Дон", "Поднятая целина".

Две шолоховских цитаты:

- "Всю любовь к нашей родине мы храним глубоко в наших сердцах. А ненависть к врагу мы носим на кончиках наших штыков".

- "О нас, советских писателях, злобствующие враги за рубежом говорят, будто пишем мы по указке партии. Дело обстоит иначе: каждый из нас пишет по указке своего сердца, но сердца наши принадлежат партии".

Изображение
Последний раз редактировалось Антон 17 авг 2022, 10:50, всего редактировалось 1 раз.

Антон
Сообщения: 3587
Зарегистрирован: 11 янв 1970, 10:22
СГ: Петух-Водолей / Вектор
П о л: ( м )
Благодарил (а): 42 раза
Поблагодарили: 650 раз

Змея

Сообщение Антон » 26 май 2022, 09:04

25 мая родился замечательный советский актер ОЛЕГ ИВАНОВИЧ ДАЛЬ (1941-1981), который исполнил главные роли в таких легендарных картинах, как "Женя, Женечка и «катюша»" (1967), "Хроника пикирующего бомбардировщика" (1967), "Старая, старая сказка" (1968), "Тень" (1970), "Земля Санникова" (1973), "Не может быть!" (1975), "Вариант «Омега»" (1975), "Золотая мина" (1977), "Отпуск в сентябре" (1978), "Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы (1979) и других.

Изображение
Последний раз редактировалось Антон 17 авг 2022, 10:50, всего редактировалось 1 раз.

Антон
Сообщения: 3587
Зарегистрирован: 11 янв 1970, 10:22
СГ: Петух-Водолей / Вектор
П о л: ( м )
Благодарил (а): 42 раза
Поблагодарили: 650 раз

Змея

Сообщение Антон » 30 май 2022, 09:19

29 мая родился народный артист РСФСР АЛЕКСАНДР ГАВРИЛОВИЧ АБДУЛОВ (1953-2008). Известность к нему пришла лишь после роли Медведя в телевизионном фильме «Обыкновенное чудо» (1978), снятом Марком Захаровым по одноимённой пьесе Евгения Шварца. Следующей успешной ролью была в мелодраме Павла Арсенова по пьесе Александра Володина «С любимыми не расставайтесь» (1979), в которой Абдулов играл главную мужскую роль — Митю, а главную женскую роль исполнила его супруга — Ирина Алфёрова.

Исполнил роль Никиты в «Карнавале» Татьяны Лиозновой, Робера в эксцентричном детективе Аллы Суриковой «Ищите женщину», Ивана в «Чародеях». Снимался в комедиях («Самая обаятельная и привлекательная», «За прекрасных дам!», «Формула любви», «Тот самый Мюнхгаузен»), в драмах («Храни меня, мой талисман», «Леди Макбет Мценского уезда», «Над тёмной водой»), в историко-костюмных лентах («Гардемарины, вперёд!»), в криминально-приключенческих («Тайны мадам Вонг») и детективных («Десять негритят») картинах.

Много снимался в фильмах Марка Захарова и Сергея Соловьёва. В 1991 году началось сотрудничество Абдулова с Виктором Сергеевым, и их первый фильм, плутовской детектив «Гений», вошёл в число лидеров видеопроката отечественных фильмов; в криминальной мелодраме «Странные мужчины Семёновой Екатерины» вместе с Александром Абдуловым снялись Наталья Фиссон и Андрей Соколов.

Сыграл роль Коровьева в телесериале 2005 года «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко.

Изображение

Антон
Сообщения: 3587
Зарегистрирован: 11 янв 1970, 10:22
СГ: Петух-Водолей / Вектор
П о л: ( м )
Благодарил (а): 42 раза
Поблагодарили: 650 раз

Змея

Сообщение Антон » 31 май 2022, 09:16

31 мая родился выдающийся советский историк, академик АН СССР МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ ТИХОМИРОВ (1893-1965), перу которого принадлежат легендарные исследования "Исследование о Русской Правде" (1941), "Крестьянские и городские восстания на Руси XI—XIII вв." (1955), "Древнерусские города" (1956), "Средневековая Москва в XIV—XV вв." (1957), "Россия в XVI столетии" (1962), "Русская культура X—XVIII вв." (1968), "Российское государство XV—XVII вв." (1973), "Русское летописание" (1979) и другие.

Изображение
Последний раз редактировалось Антон 17 авг 2022, 10:51, всего редактировалось 1 раз.

Антон
Сообщения: 3587
Зарегистрирован: 11 янв 1970, 10:22
СГ: Петух-Водолей / Вектор
П о л: ( м )
Благодарил (а): 42 раза
Поблагодарили: 650 раз

Змея

Сообщение Антон » 10 июн 2022, 09:00

10 июня родилась легендарная советская певица народная артистка СССР ЛЮДМИЛА ГЕОРГИЕВНА ЗЫКИНА (1929-2009), воплотившая в своем творчестве лучшие традиции русского и советского музыкального и песенного искусства, особенно в таких песнях, как "Течет река Волга", "Любите Россию", "Оренбургский пуховый платок", "Растет в Волгограде березка" и многих других.



10 июня родился лауреат Ленинской и трех Государственных премий СССР и Государственной премии РФ, Герой Социалистического труда, академик АМН и АН СССР, главный кремлевский врач в 1967-1987 гг., создатель и бессменный руководитель Института клинической кардиологии ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ ЧАЗОВ (1929-2021).

Изображение
Последний раз редактировалось Антон 17 авг 2022, 10:52, всего редактировалось 1 раз.

Антон
Сообщения: 3587
Зарегистрирован: 11 янв 1970, 10:22
СГ: Петух-Водолей / Вектор
П о л: ( м )
Благодарил (а): 42 раза
Поблагодарили: 650 раз

Змея

Сообщение Антон » 14 июн 2022, 09:49

14 июня родился замечательный советский актер народный артист РСФСР ВЛАДИМИР БОРИСОВИЧ СОШАЛЬСКИЙ (1929-2007), который многим запомнился по небольшим, но очень выразительным ролям в таких фильмах как "Михайло Ломоносов" (1955), "Отелло" (1955), "На графских развалинах" (1955), "Матрос с «Кометы»" (1958), "Марк Твен против" (1976), "Дуэнья" (1978), "Колье Шарлотты" (1984), "Не будите спящую собаку" (1991) и другим.

Изображение
Последний раз редактировалось Антон 17 авг 2022, 10:53, всего редактировалось 1 раз.

Антон
Сообщения: 3587
Зарегистрирован: 11 янв 1970, 10:22
СГ: Петух-Водолей / Вектор
П о л: ( м )
Благодарил (а): 42 раза
Поблагодарили: 650 раз

Змея

Сообщение Антон » 22 июн 2022, 09:16

21 июня родился народный артист РСФСР ВАЛЕРИЙ СЕРГЕЕВИЧ ЗОЛОТУХИН (1941-2013).

С 1964 года Золотухин был актёром Театра на Таганке, на сцене которого дебютировал в роли водоноса Ванга в спектакле «Добрый человек из Сезуана». Среди сыгранных ролей — Грушницкий в спектакле «Герой нашего времени», Фёдор Кузькин в «Живом», Альцест в «Мизантропе», Мефистофель и Фауст в «Пире во время чумы»; участвовал в поэтических спектаклях «Павшие и живые», «Послушайте!», «Товарищ, верь…», «Владимир Высоцкий».

В кино Валерий Золотухин дебютировал в 1965 году, сыграв главную роль, Петю Трофимова, в фильме Владимира Назарова «Пакет» по повести Л. Пантелеева.

С конца 1960-х годов актёр много снимался в кино, наибольшую известность принесли ему роль милиционера Серёжкина в трилогии «Хозяин тайги» (1969), «Пропажа свидетеля» (1971), и «Предварительное расследование» (1978), а также главная роль в фильме «Бумбараш» (1971).

В 1994 году Валерий Золотухин вместе с правозащитником Галиной Волиной создал Благотворительный общественный фонд поддержки творчества (после смерти актёра фонд носит его имя).

С 2003 года был художественным руководителем Государственного молодёжного театра Алтая.
Валерий Золотухин и Владимир Путин,
21 ноября 2011

18 июля 2011 года, после ухода из Театра на Таганке Юрия Любимова, Золотухин был назначен директором театра со сроком полномочий до 15 октября. Этот срок был определён самим Золотухиным. Одновременно он исполнял обязанности художественного руководителя театра. В октябре 2011 года срок полномочий был продлён на год, до 15 октября 2012 года.

Автор нескольких книг воспоминаний, в том числе о Владимире Высоцком.

В марте 2013 года Золотухин покинул пост худрука по состоянию здоровья. За время его деятельности в качестве художественного руководителя театра было выпущено шесть новых спектаклей.

Изображение

Ответить

Вернуться в «Знак Змеи»