23 апреля 1880 - 22 августа 1942
http://monateka.com/article/125760/
http://balletland.com/mixail-fokin/
Балет - прекрасное явление, сочетающее в себе не одно направление искусства. Сказка на сцене создается художниками, музыкантами, композиторами, светотехниками, танцовщиками и, конечно, хореографами. Балет популярен сегодня во всем мире, а привел его к современному воплощению уникальный человек – Михаил Фокин. Краткая биография поможет представить огромный вклад балетмейстера в мировое театральное искусство.
Детство и юношество Фокина
В 1980 году в Петербурге, в семье немки Екатерины Кинд и ресторатора Михаила Фокина родился сын. Екатерина была влюблена в театр и привила эту любовь своему младшему сыну. Несмотря на сопротивление отца, мальчик в 9 лет тайно был отдан в театральное училище, где и началось раскрытие его талантов. Михаил Фокин серьезно занимался рисованием, копируя картины, выставленные в Эрмитаже, и, как и другие воспитанники, участвовал в постановках Мариинского театра.
Дебют в Мариинке в спектакле «Пахита» в 1898 году позволил студенту-танцору миновать кордебалет и стать танцовщиком 2-го разряда. Перворазрядным танцором Фокин стал уже в 1904 году, тогда же началась и его преподавательская деятельность в родном училище, которая продолжалась до 1910 года.
Как Фокин стал балетмейстером
Будучи добросовестным танцором, но критически относясь к классическому исполнению ролей, Михаил Фокин не блистал на сцене темпераментом, что и отмечалось многими критиками. На самом же деле он ждал кого-то, кто сможет найти и показать новый подход к балету, устранив скучные штампы. Этим необычным веянием оказались полуимпровизации Айседоры Дункан, которая отрицала привычные рамки.
Ее выступления, а также живопись античных времен очень повлияли на то, что позже стал создавать Михаил Фокин. Балетмейстер в его лице впервые проявился в 1905 году, когда на сцене появился спектакль «Ациси Галатея». И хотя эта премьера практически не раскрыла потенциала будущего таланта, это было начало великого пути. До 1908 года зрители увидели такие яркие спектакли, как «Сон в летнюю ночь», «Виноградная лоза», «Умирающий лебедь», «Евника и оживленный гобелен», «Шопениана», «Египетские ночи». Их автором был именно Михаил Фокин, который с 1910 года занял место хореографа в Мариинском театре.
Творчество Фокина
Михаил Михайлович тщательно подбирал для сотрудничества художников и композиторов. С ним работали такие известнейшие личности, как Н. Рерих, А. Бенуа, С. Рахманинов, И. Стравинский и многие другие.
Отдельно стоит сказать о его творчестве, связанном с именем Анны Павловой . Эта балерина, великолепно проявившая себя в русском балете, танцевала главные партии во многих балетах Фокина. Миниатюра «Лебедь», написанная им специально для Анны, впоследствии превратилась в произведение «Умирающий лебедь», которое не узнал даже сам композитор, — так необычно была подана его музыка.
Михаил Фокин и Анна Павлова продолжали сотрудничество даже после того, как балерина покинула Мариинский театр. Для ее труппы балетмейстер поставил не один балет, среди которых наиболее известным является «Семь дочерей горного короля». Для этих произведений характерным было то, что балет стал сочетать в себе и танец, и пантомиму, что не практиковалось ранее.
Наиболее известные постановки Фокина
1910 год стал очень значимым для всего, что делал Михаил Фокин. Биография его в это время пополнилась новой вехой – он стал единственным хореографом Русских сезонов С. Дягилева.
Русский балет потряс всю Европу, заставив ее совершенно по-новому взглянуть на искусство, давно считавшееся там устаревшим и уже умирающим. Наши балетмейстеры и танцоры, художники и композиторы доказали, что танец может олицетворять и передавать множество тематик, актуальных для современных зрителей. Русский балет стал самым авторитетным в мире.
Страсть, экспрессия, виртуозность – это то, что делало постановки Фокина незабываемыми и загадочными. Его «Жар-птица», основанная на русских фольклорных образах, навсегда запомнилась почитателям балета фантастической и сказочной хореографией. Легкость и разнообразие движений, напоминающих полет волшебной птицы, выделяли танцы этой постановки на фоне всех других произведений.
Не менее яркими и значимыми считаются балеты, созданные в 1911 и 1912 годах – «Петрушка», «Синий бог», «Дафнис и Хлоя» и другие.
Чем отличался подход Фокина к балету
Реформа – именно этим словом характеризуют специалисты то, что сделал для балета Михаил Фокин. Творчество балетмейстера выделялось тем, что в поиске новых решений устремилось к мужскому танцу. Именно Фокин вывел мужчин на ведущие, а не поддерживающие роли. Благодаря ему раскрыл свой талант Нижинский, который впоследствии даже сместил Фокина с должности главного хореографа Русских сезонов.
Дав мужчинам проявить себя в постановках, Михаил в значительной степени избавил спектакли от приторности и бесполости. Кроме того, Фокин первый решил использовать для балета симфоническую музыку. Новые спектакли могли передавать чувства, страсть, прокладывая путь к созданию действительно эмоциональных и необычных произведений.
Уйдя из труппы Дягилева, Фокин остался на казенной сцене, которую предоставлял ему Мариинский театр, но свобода творчества была утрачена. Вернуть ее балетмейстер попытался в 1914 году, когда вновь стал сотрудничать с Дягилевым, но его «Легенда об Иосифе», «Золотой петушок» и «Мидас» не отличались уже наличием революционных элементов. Эпоха всеевропейской славы миновала.
Какую роль играла в жизни и творчестве Фокина его супруга
До революции Михаил Михайлович продолжал работу в Петербурге, но после, уехав в 1919 году на гастроли в Швецию, вернуться на Родину уже не смог.
В этом долгом путешествии верно следовала за ним супруга – Вера Петровна Фокина, которая, кроме прочего, была и его партнершей в танцевальных партиях. Когда пара приехала за границу, балетмейстер был уже не в той физической форме, чтобы активно танцевать, но необходимость зарабатывать на жизнь вынуждала делать все, что возможно.
Америка стала последней страной, где нашел свое пристанище Михаил Фокин. Жена во всем помогала ему, умиротворяя бурный нрав супруга, поддерживая и помогая достойно принимать все, что случалось в их жизни, включая интриги, споры, неудовлетворительные условия работы и многое другое. Сам Михаил отмечал особую роль Веры Петровны в его концентрации на балете. Благодаря ей хореограф смог всего себя посвятить танцу и изучению его особенностей, отвлекшись от живописи, участия в музыкальных кружках и спортивных путешествий. Фокин говорил, что только после женитьбы его жизнь и творчество кардинально изменились в лучшую сторону.
Жизнь Фокиных в эмиграции
Постепенно творческая семья освоилась за границей. Михаил и Вера открыли в Нью-Йорке балетную студию в 1923 году, где Фокина работала педагогом. Сам же балетмейстер в 30-х годах сотрудничал с театрами и труппами во многих городах США.
http://balletland.com/mixail-fokin/
Балет - прекрасное явление, сочетающее в себе не одно направление искусства. Сказка на сцене создается художниками, музыкантами, композиторами, светотехниками, танцовщиками и, конечно, хореографами. Балет популярен сегодня во всем мире, а привел его к современному воплощению уникальный человек – Михаил Фокин. Краткая биография поможет представить огромный вклад балетмейстера в мировое театральное искусство.
Детство и юношество Фокина
В 1980 году в Петербурге, в семье немки Екатерины Кинд и ресторатора Михаила Фокина родился сын. Екатерина была влюблена в театр и привила эту любовь своему младшему сыну. Несмотря на сопротивление отца, мальчик в 9 лет тайно был отдан в театральное училище, где и началось раскрытие его талантов. Михаил Фокин серьезно занимался рисованием, копируя картины, выставленные в Эрмитаже, и, как и другие воспитанники, участвовал в постановках Мариинского театра.
Дебют в Мариинке в спектакле «Пахита» в 1898 году позволил студенту-танцору миновать кордебалет и стать танцовщиком 2-го разряда. Перворазрядным танцором Фокин стал уже в 1904 году, тогда же началась и его преподавательская деятельность в родном училище, которая продолжалась до 1910 года.
Как Фокин стал балетмейстером
Будучи добросовестным танцором, но критически относясь к классическому исполнению ролей, Михаил Фокин не блистал на сцене темпераментом, что и отмечалось многими критиками. На самом же деле он ждал кого-то, кто сможет найти и показать новый подход к балету, устранив скучные штампы. Этим необычным веянием оказались полуимпровизации Айседоры Дункан, которая отрицала привычные рамки.
Ее выступления, а также живопись античных времен очень повлияли на то, что позже стал создавать Михаил Фокин. Балетмейстер в его лице впервые проявился в 1905 году, когда на сцене появился спектакль «Ациси Галатея». И хотя эта премьера практически не раскрыла потенциала будущего таланта, это было начало великого пути. До 1908 года зрители увидели такие яркие спектакли, как «Сон в летнюю ночь», «Виноградная лоза», «Умирающий лебедь», «Евника и оживленный гобелен», «Шопениана», «Египетские ночи». Их автором был именно Михаил Фокин, который с 1910 года занял место хореографа в Мариинском театре.
Творчество Фокина
Михаил Михайлович тщательно подбирал для сотрудничества художников и композиторов. С ним работали такие известнейшие личности, как Н. Рерих, А. Бенуа, С. Рахманинов, И. Стравинский и многие другие.
Отдельно стоит сказать о его творчестве, связанном с именем Анны Павловой . Эта балерина, великолепно проявившая себя в русском балете, танцевала главные партии во многих балетах Фокина. Миниатюра «Лебедь», написанная им специально для Анны, впоследствии превратилась в произведение «Умирающий лебедь», которое не узнал даже сам композитор, — так необычно была подана его музыка.
Михаил Фокин и Анна Павлова продолжали сотрудничество даже после того, как балерина покинула Мариинский театр. Для ее труппы балетмейстер поставил не один балет, среди которых наиболее известным является «Семь дочерей горного короля». Для этих произведений характерным было то, что балет стал сочетать в себе и танец, и пантомиму, что не практиковалось ранее.
Наиболее известные постановки Фокина
1910 год стал очень значимым для всего, что делал Михаил Фокин. Биография его в это время пополнилась новой вехой – он стал единственным хореографом Русских сезонов С. Дягилева.
Русский балет потряс всю Европу, заставив ее совершенно по-новому взглянуть на искусство, давно считавшееся там устаревшим и уже умирающим. Наши балетмейстеры и танцоры, художники и композиторы доказали, что танец может олицетворять и передавать множество тематик, актуальных для современных зрителей. Русский балет стал самым авторитетным в мире.
Страсть, экспрессия, виртуозность – это то, что делало постановки Фокина незабываемыми и загадочными. Его «Жар-птица», основанная на русских фольклорных образах, навсегда запомнилась почитателям балета фантастической и сказочной хореографией. Легкость и разнообразие движений, напоминающих полет волшебной птицы, выделяли танцы этой постановки на фоне всех других произведений.
Не менее яркими и значимыми считаются балеты, созданные в 1911 и 1912 годах – «Петрушка», «Синий бог», «Дафнис и Хлоя» и другие.
Чем отличался подход Фокина к балету
Реформа – именно этим словом характеризуют специалисты то, что сделал для балета Михаил Фокин. Творчество балетмейстера выделялось тем, что в поиске новых решений устремилось к мужскому танцу. Именно Фокин вывел мужчин на ведущие, а не поддерживающие роли. Благодаря ему раскрыл свой талант Нижинский, который впоследствии даже сместил Фокина с должности главного хореографа Русских сезонов.
Дав мужчинам проявить себя в постановках, Михаил в значительной степени избавил спектакли от приторности и бесполости. Кроме того, Фокин первый решил использовать для балета симфоническую музыку. Новые спектакли могли передавать чувства, страсть, прокладывая путь к созданию действительно эмоциональных и необычных произведений.
Уйдя из труппы Дягилева, Фокин остался на казенной сцене, которую предоставлял ему Мариинский театр, но свобода творчества была утрачена. Вернуть ее балетмейстер попытался в 1914 году, когда вновь стал сотрудничать с Дягилевым, но его «Легенда об Иосифе», «Золотой петушок» и «Мидас» не отличались уже наличием революционных элементов. Эпоха всеевропейской славы миновала.
Какую роль играла в жизни и творчестве Фокина его супруга
До революции Михаил Михайлович продолжал работу в Петербурге, но после, уехав в 1919 году на гастроли в Швецию, вернуться на Родину уже не смог.
В этом долгом путешествии верно следовала за ним супруга – Вера Петровна Фокина, которая, кроме прочего, была и его партнершей в танцевальных партиях. Когда пара приехала за границу, балетмейстер был уже не в той физической форме, чтобы активно танцевать, но необходимость зарабатывать на жизнь вынуждала делать все, что возможно.
Америка стала последней страной, где нашел свое пристанище Михаил Фокин. Жена во всем помогала ему, умиротворяя бурный нрав супруга, поддерживая и помогая достойно принимать все, что случалось в их жизни, включая интриги, споры, неудовлетворительные условия работы и многое другое. Сам Михаил отмечал особую роль Веры Петровны в его концентрации на балете. Благодаря ей хореограф смог всего себя посвятить танцу и изучению его особенностей, отвлекшись от живописи, участия в музыкальных кружках и спортивных путешествий. Фокин говорил, что только после женитьбы его жизнь и творчество кардинально изменились в лучшую сторону.
Жизнь Фокиных в эмиграции
Постепенно творческая семья освоилась за границей. Михаил и Вера открыли в Нью-Йорке балетную студию в 1923 году, где Фокина работала педагогом. Сам же балетмейстер в 30-х годах сотрудничал с театрами и труппами во многих городах США.
Сегодня имя Михаила Фокина известно каждому ценителю балетного искусства. Он, безусловно, заслужил свою славу, которая до сих пор поддерживается постановками его спектаклей во многих театрах мира.
Умер в Оборотневый для Дракона год Лошади.
Жена Вера ( СобакаЛев 3 августа 1886 - 29 июля 1958) - тоже танцовщица, была с ним до последних дней жизни, брак Романтический.