Во многом это реклама самого исследователя, конечно. Но идея историчности реакции людей на "удобность" окружающей среды интересна. Это может помочь, мне кажется, при выяснении причин и путей синхронизации человеческого сообщества.
========
http://realty.mail.ru/news/8789.html
Они живут в своих квартирах-клетках и ходят по улицам-коридорам, не подозревая, что их здоровью угрожают многочисленные "гомогенные" и "агрессивные" поля.
Помните завязку фильма "Ирония судьбы", где герой перепутал адрес, потому что в Москве и Ленинграде строили типовые дома? Тысячи горожан сегодня живут в "спальных" районах со стандартными жилыми домами, школами, магазинами. А между тем, доказано, что однотипная застройка оказывает негативное влияние и на зрение, и на организм человека в целом.
Проблема достаточно серьезна, и дело тут не только в вероятности возникновения путаницы, как было описано в знаменитом фильме, или в эстетической стороне вопроса. Не так давно возникло новое научное направление - видеоэкология. Она изучает взаимоотношения человека с окружающей его видимой средой.
Один из родоначальников видеоэкологии, доктор биологических наук Василий Антонович Филин, объясняет эффекты воздействия этой среды особенностями механизма зрительного восприятия. Наш взгляд отнюдь не является неподвижным: глядя на что-либо, мы бессознательно совершаем быстрые движения глазами.
Зрению свойственно также фиксировать отдельные точки, детали. За острые углы и кривые линии, например, при переплетении ветвей в лесу глаз цепляется, в отличие от прямых линий и углов, которых много в городской обстановке.
Современные горожане стали жертвами борьбы с "архитектурными излишествами", которая была частью "уравниловки" советских времен. Они живут в своих квартирах-клетках и ходят по улицам-коридорам, не подозревая, что их здоровью угрожают многочисленные "гомогенные" и "агрессивные" поля.
"Гомогенные" поля представляют собой большие монолитные плоскости - голые стены, стеклянные, бетонные и асфальтовые покрытия, глухие заборы, ровные крыши зданий. На них не за что зацепиться глазу, поэтому тот начинает двигаться с большей амплитудой, пытаясь увеличить обзор.
Большое количество идентичных и рассредоточенных по поверхности с одинаковым интервалом элементов (окна в зданиях типовой застройки, прямоугольные и квадратные плитки и кирпичи, однотипный орнамент) создает "агрессивное" поле. Если в случае с "гомогенными" полями мозг получает недостаточное количество информации, то "агрессивная" среда дает, напротив, избыток информации, причем повторяющейся.
К тому же среди элементов одного порядка глазу трудно зафиксировать какой-то отдельный из них. Попробуйте-ка в течение длительного времени смотреть на сетку, состоящую из одинаковых квадратов, стену из плитки или строение с массой идентичных окон. Вскоре у вас зарябит в глазах, возможно, вы почувствуете утомление, заболит или закружится голова. "Агрессивные" поля резко отрицательно влияют на работу центральной нервной системы.
Особенно много таких полей - и "гомогенных", и "агрессивных" - в городских микрорайонах, строившихся до конца 80-х годов прошлого столетия. По статистике, именно в районах типовой застройки выше процент самоубийств, несчастных случаев и криминальных происшествий. Там чаще болеют, умирают. Да и те обитатели домов-коробок, у которых внешне все складывается благополучно, порой испытывают необъяснимый душевный дискомфорт, переживают депрессию.
Так, если посмотреть со стороны на Главное здание Московского государственного университета, особенно в том крыле, где располагается общежитие, то вы увидите стройные ряды окошечек-бойниц. А теперь можете ознакомиться с печальной статистикой - сколько студентов за эти годы выбросилось из окон здания...
"Работают" эти поля не только в архитектуре, но и в других сферах человеческой жизнедеятельности. Носителями дискомфорта могут быть и различные промышленные изделия. Допустив, надев нечто из ткани в полоску или в горошек, вы "надеваете" на себя сильнейшее "агрессивное" поле.
В.А. Филин считает, что естественная среда, которая преобладает в сельской местности (цветовая гамма с зелеными оттенками, природная асимметрия структур пространства), более адекватна нашему глазу.
К ней человек приспособился в процессе эволюции. В урбанистической же среде он очутился относительно недавно и пока не успел приспособить свое зрительное восприятие к серому цвету, правильным сглаженным формам и множеству однородных деталей.
Создание искусственной среды по упрощенным стандартным моделям - это закономерный способ адаптации людей к жизни в условиях урбанизации, перенаселенности, ускорения научно-технического прогресса. Судя по всему, если проблема "гомогенных" и "агрессивных" полей и будет решена, то только в отдаленном будущем
"гомогенные" и "агрессивные" поля
Модератор: Чук и Гек
-
- Сообщения: 6377
- Зарегистрирован: 09 янв 1970, 02:02
- СГ: Не определился
- П о л: Не определился
- Благодарил (а): 26 раз
- Поблагодарили: 79 раз
Re: "гомогенные" и "агрессивные" поля
Главное здание Московского Государственого унивеситета - это такой шпилястый дом, хорошенький на картинке.
Печальная статистика столько выбросилось из окон - как всякая статистика, что-то значит разве что в сравнении с тем, как дело обстоит в других домах.
Мне казалось, минимум две дополнительные причины:
1. Пленные немцы строили это здание, не вложили ли в него свою горечь.
2. Студенты люди неуравношенные да и перенапряжённые. Может, самоубийста среди них чаще, чем среди других людей.
"Ирония судьбы" сейчас смотрится не так, как в своё время. Недавно по каналу "Ностальгия" в телике показывали хор архитекторов "Кохинор". Они замечательно весело пели в те времена и о тех временах:
Архитектура - застывшая музыка,
"Чижики-пыжики", "Вальсы собачие".
А сейчас эта однотипность видится по-другому. Сквозная дружба, взаимопонимание. Доверие.
Вещи тех времён кажутся особо добротными. Одежда (почти) без синтетики. Еда без химии. И от хрущоб-пятиэтажек веет чем-то более мирным и реальным, чем от непонятно откуда и для кого свалившихся пластмассовых новостроек.
Я это к тому, что не только глазом мы видим.
Остаюсь парень в доску, штаны в полоску. В полоску - стало быть, нельзя.
Печальная статистика столько выбросилось из окон - как всякая статистика, что-то значит разве что в сравнении с тем, как дело обстоит в других домах.
Мне казалось, минимум две дополнительные причины:
1. Пленные немцы строили это здание, не вложили ли в него свою горечь.
2. Студенты люди неуравношенные да и перенапряжённые. Может, самоубийста среди них чаще, чем среди других людей.
"Ирония судьбы" сейчас смотрится не так, как в своё время. Недавно по каналу "Ностальгия" в телике показывали хор архитекторов "Кохинор". Они замечательно весело пели в те времена и о тех временах:
Архитектура - застывшая музыка,
"Чижики-пыжики", "Вальсы собачие".
А сейчас эта однотипность видится по-другому. Сквозная дружба, взаимопонимание. Доверие.
Вещи тех времён кажутся особо добротными. Одежда (почти) без синтетики. Еда без химии. И от хрущоб-пятиэтажек веет чем-то более мирным и реальным, чем от непонятно откуда и для кого свалившихся пластмассовых новостроек.
Я это к тому, что не только глазом мы видим.
Остаюсь парень в доску, штаны в полоску. В полоску - стало быть, нельзя.
Человеку можно дать всё кроме смелости. Смелым он должен быть сам
-
- Сообщения: 624
- Зарегистрирован: 16 фев 2013, 22:52
- СГ: Не знаю
Re: "гомогенные" и "агрессивные" поля
А, теперь мне ясно, почему у нас все стены, двери и мебель разрисованы и обклеены всякими наклейками и рисунками...дети знают, что делают..поле расчищают
Если Вам кажется, что у меня опустились руки ‒ вы ошибаетесь. Я наклонился за монтировкой! (Из сети).